26 августа 2014 года на полях саммита Таможенного союза в Минске прошли переговоры президента РФ Владимира Путина и президента Украины Петра Порошенко. Накануне саммита германское издание Süddeutsche Zeitung писало: «Президент Гаук — в Бельгии, Меркель — в Киеве. Везде вспоминают Первую мировую войну. Яд войны утилизирован в Западной Европе, но не на Востоке. Там, где 100 лет назад был Восточный фронт, риторический мемориал на сегодняшний день звучит сложно. Некоторые раны мировых войн в Центральной и Восточной Европе и на прилегающих территориях Беларуси, Украины и Юго-Восточной Европы кровоточат до сих пор. Это прошлое вирулентно в Восточной Европе. Но уроки истории пусты, когда речь идет о России и Украине. Тут важно избежать демонизации врага и собственного самодовольства».

Ведущее западное агентство Reuters написало о результатах двусторонних переговоров на минском саммите: "Путин счел переговоры с Порошенко «полезными», но признал, что они не продвинулись далеко на пути к завершению военного конфликта на востоке Украины… Порошенко в это время ретировался в украинское посольство, где сделал короткое заявление для прессы, назвав переговоры с Путиным «очень тяжелыми и сложными». «Переговоры с президентом Украины, определенные как „очень жесткие и сложные“, продолжались до поздней ночи», — написало о встрече президентов британское Guardian.

Германское издание Die Welt констатировало: «Ожидания от этой встречи двух президентов на краю саммита Евразийского Союза заранее не были чрезмерными. Никто не ожидал серьезного прорыва в серьезном кризисе. Но то, что встреча между Путиным и Порошенко вообще состоялась впервые после июня, рассматривалось как надежда». «Атмосфера отношений между Путиным и Порошенко не была легкой. Характерным является видео момента приветствия двух президентов. Выражение лица Порошенко быстро изменилось с доброжелательного и радушного при приветствии Эштон на окаменевшее и серьезное, когда он увидел Путина. Путин хитро улыбнулся Порошенко. В конце концов, они пожали друг другу руки в знак приветствия», — отметило нюансы контакта лидеров двух стран германское издание.

Переговоры в Минске дали лишь первые результаты, оценивает саммит другое германское околоправительственное издание — Deutsche Welle. «Российско-украинские переговоры достигли незначительного прогресса по прекращению конфликта», сделало схожий вывод влиятельное американское издание The Wall Street Journal. В частности, оно отметило: «Переговоры тет-а-тет между российским и украинским президентами не в состоянии произвести прорыв для прекращения конфликта на восточной Украине. Российский президент сосредоточился на торговых проблемах в ходе первоначального обсуждения за круглым столом». Что касается проблемы урегулирования военного конфликта на Украине, то британская BBC отметила: на саммите было определено, что конфликт является внутриукраинским делом. «Президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров в Минске заявил, что Россия поможет наладить диалог между властями Украины и сепаратистами. Однако сначала, по словам Путина, украинскому правительству необходимо пойти на заключение перемирия. По словам Путина, Россия не выдвигала и не может выдвигать условий по урегулированию ситуации на Украине», — прокомментировало как итог BBC. Поэтому конкретные условия прекращения огня на востоке Украине в ходе встречи двух президентов в Минске не обсуждались.

Накануне минского саммита британское издание Guardian опубликовало статью бывшего министра иностранных дел Великобритании и бывшего представителя ЕС на мирных переговорах в бывшей Югославии Дэвида Оуэна. Guardian интересуется основными задачами для урегулирования конфликта на Украине. По мнению Оуэна, позиция президента Путина на минских переговорах внешне остается неясной для Запада. «Но мы можем быть уверены, что это будет, как Черчилль определил Россию — „загадка, завернутая в тайну внутри загадки“. Однако именно Черчилль, — указывает Оуэн, — предложил ключ к разрешению загадки: „Может быть, есть ключ. И этим ключом является русский национальный интерес“…

Оуэн отметил четыре основных проблемных направления для переговоров президентов Украины и России:

— степень автономии для восточной Украины;

— подтверждение международных соглашений, касающихся воздушных перевозок в России, Украине и Крыму;

— проблема транзита российского газа через территорию Украины в Европу;

— международный статус Крыма.

Относительно последнего Оуэн предложил применить по аналогии американо-кубинского соглашения по аренде Гуантанамо „лизинг“ Крыма Россией.

Однако ни один из четырех пунктов актуальной по Оуэну конфликтной повестки дня в Минске в итоге не обсуждался. Дэвид Оуэн в своей статье в Guardian написал о существовании более серьезной опасности, чем нынешнее состояние — о начале реальной войны между Украиной и Россией. Сдерживать более нескольких месяцев такую войну в пределах границ обоих государств будет чрезвычайно трудно, полагает Оуэн.

Британское издание Guardian в своей редакционной статье по поводу переговоров президентов Путина и Порошенко в Минске задается вопросом: „Встреча президентов Украины и России в Минске дает возможность отойти от сражений к переговорам. Это будет принято?“ „Смерть, ненависть и страх в странной смеси с потерей остатков нормальности — все это образуют фон для встречи во вторник в Минске между президентом Владимиром Путиным и президентом Петр Порошенко“, — пишет далее в своей редакционной статье британское издание и продолжает: „Соглашение о прекращении огня само по себе не будет достаточным. Существует необходимость большого соглашения между Россией, Европой и Украиной. Оно будет включать в себя обязательство Украины реальной передачи власти на востоке страны, хотя этим будет установлена зависимость от Москвы, что будет выгодно России. Москва отречется от экономического шантажа в отношениях с Киевом и с ЕС. Украина согласится, что членство в НАТО не станет целью в обозримом будущем, и что членство в ЕС также отдалено — это не огромные уступки, так как дело объективно обстоит именно так. Своего рода формулы должны быть найдены для Крыма… К несчастью, такая сделка является отдаленной перспективой. Постоянное использование войск и вооружений в Восточной Украине повышает амбиции Москвы, и, по крайней мере, возможным результатом может стать Абхазия на Донбассе. Это было бы катастрофой для всех, в том числе, и для России“.

В информационном плане переговоры в Минске в новостном ряду в западных СМИ чуть отступили на задний план перед сообщением об инциденте с захватом российских десантников в приграничном с Россией районе Украины. „Захват российских десантников на Украине затмевает переговоры с Россией“, — констатировало по этому поводу британское издание Guardian. „Правительство России было вынуждено впервые признать, что его регулярные войска вошли на территорию соседней Украины. Драматический инцидент, казалось, подтверждает обвинения Киева в адрес России в прямом участии в гражданской войне на востоке страны“, — написало британское издание. Сообщение сыграло свою роль в информационной войне, но в чью пользу? Остается неясным, пошел ли в пропагандистском плане означенный эпизод на пользу Киеву в день минского саммита. Скорее другое — захват российских десантников на украинской территории послужил очередным подтверждением столь часто высказываемых на Западе в последнее время опасений, что удержать военный конфликт между двумя государствами при нынешнем развитии событий будет весьма трудно.

„Украина: Порошенко и Путин — без иллюзий“, — так озаглавило свой материал о минском саммите французское Le Figaro. Французское издание коснулось темы скрытых политических разногласий в руководстве стран ТС по вопросу украинского кризиса. „Будучи не в состоянии убедить Москву прекратить военную помощь повстанцам, Петр Порошенко смог найти благодарного слушателя в лице двух своих коллег — президентов Казахстана и Белоруссии, которые также, как это наблюдается, с озабоченностью смотрят на российское вторжение на Украину. Слабое утешение“, — утверждало Le Figaro в своем комментарии к минскому саммиту.

»Для ЕС это была «хитрая поездка», потому что международные санкции действуют против авторитарного правителя Лукашенко. Беларусь считается «последней диктатурой в Европе», — отметило, в свою очередь, обстоятельства первой поездки чиновников Евросоюза на саммит Таможенного союза германское издание Frankfurter Rundschau.

Как прецедент и своего рода достижение рассмотрело германское издание Die Welt участие в переговорах впервые на саммитах Таможенного союза высших европейских функционеров — главу внешней политики ЕС Кэтрин Эштон, комиссара ЕС по торговле Карла де Гюхта и комиссара ЕС по энергетике Гюнтера Эттингера. Визит еврокомиссаров стал формальным признанием интеграционных усилий Москвы. Европейцы во время своего визита в Минске говорили в основном по вопросам торговли и энергетики, а не об урегулировании военного кризиса на востоке Украины. В Брюсселе сейчас выискивают лазейки для возможного компромисса с Россией. Накануне саммита европейский информационный ресурс EUObserver сослался на неназванного сотрудника Европейской комиссии, который указал на то, что, если по соглашению между ЕС и Украиной их Ассоциация является юридически несовместимой с российским Таможенным союзом, то она — Ассоциация сможет стать совместимой с форматом для запускаемого с 1 января 2015 года Евразийского Союза.

Британское издание Financial Times в связи с минским саммитом в статье под заголовком «Политически войны помогают Путину» отметило снижение интереса США к кризису на Украине из-за событий в Ираке. «Если США будут все более заняты Ираком, то они могут забыть про Украину. В таком случае ЕС должен будет играть лидирующую роль», — сделало вывод британское издание.

Любое соглашение с Россией по урегулированию на Украине, по мнению Оуэна в упомянутой выше статье в Guardian, должно сопровождаться немедленной отменой США и ЕС своих санкций против России. Оуэн полагает, что это откроет дорогу Западу для борьбы с острым военно-политическим кризисом на Ближнем Востоке — в Ираке и Сирии. «Гораздо большее, чем Украина, стоит на кону», — подытожил Оуэн задачу решения украинского кризиса. Итак, стратегически Ближний Восток имеет более важное значение для Запада, чем Украина. Украина отступает на второй план перед более важной проблемой.

Большинство комментаторов на Западе отметили, что на саммите в Минске Порошенко вновь предложил свой «мирный план», как основу для урегулирования конфликта. В частности, BBC отметила: «В ходе переговоров в Минске Петр Порошенко призвал принять его мирный план по урегулированию кризиса на Донбассе. План мирного урегулирования, представленный Петром Порошенко в июне, включает в себя, среди прочего, децентрализацию власти путем избрания исполкомов, защиту русского языка, согласование назначения губернаторов с представителями Донбасса до досрочных местных выборов, гарантии безопасности для всех участников переговоров, освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений». Таким образом, «мирный план Порошенко» де-факто является условием почетной капитуляции повстанцев с тем, чтобы они смогли отступить в Россию. В сложившихся военных условиях на Донбассе «мирный план Порошенко», являющийся, фактически, планом продолжения войны, категорически отвергают сами повстанцы. В этой связи весьма красноречиво молчание немецких изданий о т. н. «плане Меркель-Путина» по урегулированию военного конфликта на Украине, предложенного Порошенко 23 августа 2014 года во время визита немецкого канцлера в Киев.

Объявленный в Минске в очередной раз «мирный план Порошенко» на деле означает продолжение войны на Донбассе. Итальянское издание Corriere della Sera в этом ключе подвело итоги минскому саммиту: «Теперь осталось посмотреть, что будет в ближайшем сценарии. Маловероятно, что украинский лидер примет обращение Путина создать федеративное государство и обеспечить широкие полномочия регионов за счет центрального правительства. Порошенко, однако, может согласиться увеличить автономию отдельных регионов. Между тем, Путин также заявил, что выступает против проведения референдума на Украине по вступлению в НАТО. Стремление обеспечить, чтобы Киев не стал страной-членом альянса считается одной из главных забот Кремля. То же самое касается соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, которое, как ожидается, обойдется России в более, чем 100 млрд рублей».

Британское издание Times, в свою очередь, по итогам минского саммита оправдывает подобного рода действия президента Украины, т. е. продолжение им войны на востоке страны. По мнению Times, у украинского президента в сложившейся ситуации практически нет иного выбора кроме, как продолжать войну. Одностороннее прекращение огня Киевом приведет, по словам издания, к ситуации, когда «Россия одерживает победу, расчленяя Украину на части». «Есть два вопроса, которые не обсуждаются, — полагает британское издание, — это границы Украины и ее суверенитет». В свою очередь прекращение поддержки Путиным пророссийских повстанцев на востоке Украины, по мнению Times, является скорее чисто теоретической, чем реальной возможностью. Поэтому Порошенко вынужден продолжать войну после минского саммита.

«Украина: Европа перед двойной игрой Путина», — написало заголовок французское издание Le Monde. «Все чаще непредсказуемый президент России Владимир Путин умножает противоречивые знаки в отношении Украины. Даже перспектива переговоров с его украинским коллегой Петром Порошенко предвещала надежду на дипломатический прорыв. Киев и Вашингтон, наряду с сепаратистами и российскими военными, активизируют действия на юго-восточной Украине. Влияние экономических санкций, введенных США и Европейским Союзом, в настоящее время стали реальностью не только в России, но и, косвенно, в нескольких странах ЕС. Военные усилия исчерпывают украинскую экономику, а процесс политических и структурных реформ, требуемых МВФ и ЕС, застопорился. Для того, чтобы попытаться разорвать политический паралич и заняться демонтажем старого режима, избранный в мае президент Порошенко назначил досрочные парламентские выборы на 26 октября. Трудно себе представить, что эти выборы могут быть проведены мирно, если юго-восток страны до сих пор в состоянии войны… Канцлер Меркель справедливо указала, что этот конфликт не может быть решен военным путем. У европейцев есть основания добиваться согласованного итогового документа».

Итак, война на Украине продолжается, а европейцы не знают, как ее прекратить. При этом они понимают, что решающее влияние на Порошенко все-таки имеет не Москва, а Вашингтон…

Европейская редакция ИА REGNUM