17 августа 2014 года на вилле "Борзиг" в окрестностях Берлина прошла встреча министров иностранных дел России, Германии, Франции и Украины Сергея Лаврова, Франка-Вальтера Штайнмайера, Лорана Фабиуса и Павла Климкина. В заседании участвовали только министры без своих помощников. На встрече обсуждались вопросы, связанные с урегулированием кризиса на Украине. Переговоры вышли за рамки запланированного графика и продолжались около пяти часов. По сообщению министра иностранных дел Украины Климкина, переговоры носили напряженный характер. Опубликованные фото продемонстрировали, что на переговорах во время прогулок в парке глава МИД России Сергей Лавров явно держался особняком от своих коллег. Министр иностранных дел Германии Штайнмайер подтвердил, что переговоры по ситуации на Украине были "сложными", но был достигнут "определенный прогресс". Впрочем, в чем заключается конкретный "прогресс" германский министр не указал. Один немецкий дипломат сообщил британскому изданию Daily Telegraph, "что переговоры были откровенными и сосредоточились на путях достижения прекращения огня и на том, как улучшить еще отсутствующие эффективные меры пограничного контроля на границе России и Украины, а также доставку гуманитарной помощи гражданскому населению". Согласно коммюнике российского МИДа, "министры рассмотрели ситуацию на Украине во всех ее аспектах, уделив особое внимание задачам скорейшего прекращения боевых действий, обеспечения контроля на границе, доставки гуманитарной помощи на Юго-Восток Украины и создания условий для скорейшего начала процесса политического урегулирования". По словам Штайнмайера, министры иностранных дел Германии, Франции, России и Украины в ближайшие два дня обсудят ситуацию с лидерами своих стран и, возможно, согласуют между собой, как продолжить переговоры о прекращении огня на востоке Украины.

Президент Франции Франсуа Олланд заранее на прошлой неделе призвал Киев проявить сдержанность и сознательность в военных операциях на востоке страны. В этом отношении логичным выглядит то, что участникам четырехсторонних переговоров в Берлине удалось согласовать доставку российской гуманитарной помощи на юго-восток Украины. По словам Лаврова, именно в этом заключался достигнутый прогресс на переговорах.

Заметим, что нынешние дипломатические переговоры прошли в том же формате (Олланд назвал его "нормандским форматом"), что и ранее 2 июля 2014 года в Берлине. Тогда была выработана совместная декларация о стремлении достичь мира на Украине. Характерно, что 2 июля состоялась совместная пресс-конференция министров по итогам встречи. Теперь, 18 августа - нет. Это снижает значение нового раунда переговоров с применением "нормандского формата".

Очевидно, что означенный дипломатический процесс идет при особом участии и роли Германии. Германское издание die Welt прямо говорит в своем комментарии к событию о посреднической функции этой страны. На словах Германия поддерживает переговоры между Киевом и повстанцами Донбасса в формате "контактной группы", которая включает российских и европейских представителей. Однако Штайнмайер накануне переговоров признал, что все предыдущие соглашения по Украине не были выполнены, и что окончательное разрешение кризиса пока не просматривается. "Контактная группа" никак не проявила себя в урегулировании кризиса. Министр иностранных дел РФ Лавров в Берлине потребовал, чтобы для урегулирования ситуации украинская сторона вернулась к нормам достигнутых соглашений от 21 февраля в Киеве - создание "правительства национального единства", и от 17 апреля в Женеве - внутриукраинские переговоры с участием всех регионов. Очевидно, что требования эти идут вразрез с тенденцией дрейфа власти в Киеве к диктатуре.

На переговорах в "нормандском формате" по урегулированию кризиса на Украине отсутствует представитель США, а главы дипломатических ведомств Германии и Франции выступают, как заинтересованная в поддержке Украины сторона. Ключевым принципом их диалога с РФ является сохранение территориальной целостности Украины. В целом, Германия, по-видимому, не возражает против федерализации Украины, которая в практическом плане вылилась бы в раздел этой станы на сферы влияния между Россией и Европой. И потом в практическом плане министр иностранных дел Германии видит в переговорах пролог к прекращению огня на Украине и перевод процесса в русло внутриполитического урегулирования, что важно для снижения уровня конфликта. После встречи Штайнмайер выразился в том смысле, что "новости сегодняшнего дня показывает нам, что дела могут пойти еще хуже". "Если мы не уделим самое пристальное внимание и не займемся процессом, мы можем скользить дальше и дальше к прямой конфронтации между украинскими и российскими силами", - высказался министр иностранных дел Германии о возможной перспективе срыва переговоров. Подобная перспектива страшит будущей неопределенностью отношений. Однако неучастие США в переговорах, вернее их участие через теневое закулисное влияние на марионеточное правительство в Киеве заведомо блокирует возможность компромисса в выгодном для Берлина ключе.

Официально Киев по-прежнему остается на позиции "мирного плана Порошенко", предусматривающего возможность почетной сдачи повстанцев с последующим их отступлением из Донбасса в Россию. Вице-президент США Джозеф Байден и президент Петр Порошенко в телефонном разговоре, состоявшемся в субботу, 16 августа, подтвердили свою приверженность дипломатическому урегулированию кризиса на Украине и призвали Россию начать переговоры, основанные на доверии. Но при этом Петр Порошенко заявил, что предложенный им "мирный план" - это единственный способ для установления мира на Донбассе и, в целом, стабильности на Украине. Перед отбытием в Берлин министр иностранных дел Украины Климкин заявил, что ключевой темой переговоров по-прежнему должно стать "закрытие границ и остановка притока оружия и наемников из России". "Нет места компромисса там, где государство должно пересечь свою красную линию. Украина ее не перешла", - констатировал украинский министр по итогам состоявшихся переговоров. Очевидно, что "красной линией" для Киева является отказ от "мирного плана Порошенко", признание представителей повстанцев Донбасса не только воюющей стороной, но и стороной для политического урегулирования.

Однако без решительного военного поражения восстания "мирный план Порошенко" не имеет перспектив. До и во время встречи министров иностранных дел в Берлине боевые действия в Восточной Украине продолжались. Это дает основание сказать, что переговоры пока явились лишь прикрытием - ширмой для военного конфликта, но отнюдь не инструментом его решения. "Переговоры по Украине в Берлине не принесли прорыва", - признается британская BBC. Здесь опять заметим, что переговоры в т. н. "нормандском формате", т. е. без США являются гарантией их бесплодности.

Заметим то обстоятельство, что и Россия, и Украина накануне переговоров приняли соответствующие моменту политические заявления. Президент России Владимир Путин в своей Ялтинской речи от 14 августа объявил о стремлении России к мирному разрешению конфликта на Украине. Соответствующие кадровые перестановки в руководстве Донецкой республике в конце минувшей недели подчеркнули это стремление. Однако характерные действия нового руководства ДНР одновременно продемонстрировали, что мирные уступки не означают отказа от фактора военной силы. Было объявлено, что она растет. При этом руководство России в очередной раз опровергло свое непосредственное участие в конфликте. На переговорах в Берлина Россия отстаивала позицию, что прекращение огня на Востоке Украины должно быть безусловным. Подобного рода перемирие с замораживанием конфликта могло бы открыть путь к какому-нибудь мирному решению.

Что касается Украины, то наиболее характерным жестом накануне переговоров стало интервью министра иностранных дел Украины Павла Климкина радиостанции Deutschlandfunk, в котором он попросил у ЕС и НАТО военной помощи для борьбы с пророссийскими повстанцами. При этом Украина, по его словам, нуждается не только в военной помощи для ее вооруженных сил, но и в политической поддержке. Киев продолжает опираться на фактор силы при решении проблемы. "Сообщения о прогрессе в борьбе с повстанцами предполагают более жесткую игру Украины на любых переговорах о прекращении огня", - сделал вывод автор публикации в Wall Street Journal о берлинской встрече министров иностранных дел РФ, Германии, Франции и Украины. В условии военных успехов у Киева нет стимула для переговоров о прекращении огня. "Министры иностранных дел России и Украины должны говорить в Берлине о прекращении огня. Но Киев предпочитают просить военную помощь, а бои на востоке страны по-прежнему не ослабевают", - констатировало германское издание Frankfurter Allgemeine Zeitung. Очевидно, что очередные переговоры в Берлине отчетливо показали, что без военного поражения принудить нынешнее руководство Украины к прекращению огня, перемирию или миру, каким-либо серьезным переговорам у Москвы не получится.

Европейская редакция ИА REGNUM