Если первая часть европейского турне Си Цзиньпина, а точнее его первые аккорды были довольно мажорными и резкими, то далее вся поездка напоминала невероятно гармоничную симфонию, подчиненную единой теме — «наведение экономических мостов» между Китаем и Европой. Об этом пишет портал «Радиоточка».

Говоря про первые аккорды, мы имеем в виду участие китайской делегации в международном форуме по проблемам ядерной безопасности, прошедшем в Гааге с 24 по 25 марта. Там китайский лидер был примечателен не столько своей позицией по ядерным вопросам — тут как раз сюрпризов вообще никто не преподнес, — а высказываниями по ситуации на Украине и в мире, а также многочисленными переговорами с представителями практически всех сторон конфликта за исключением лишь самих украинцев. О том, какой же месседж можно увидеть в этой части европейского турне, уже писалось ранее. Теперь попробуем вглядеться в оставшуюся часть «галопа по Европам» и понять, что же такого важного кроется в европейском векторе китайской политики, и как это отразится на экономическом будущем не только Поднебесной, но и всего мира. Если вкратце, то европейское турне Председателя КНР, проходившее с 22 марта по 1 апреля, помимо вышеназванного саммита в Гааге, включало в себя посещение Нидерландов, Франции, Германии и Бельгии, а также визиты в штаб-квартиры ЮНЕСКО и ЕС.

Занимательная статистика

Итак, прежде чем перейти к выстраиванию четкой картины данного визита и анализу его последствий, набросаем несколько вольных статистических штрихов для того, чтобы будущая картина выглядела ярче и, скажем так, объемней.

Во время европейского турне Си Цзиньпин и его команда, включавшая, помимо чиновников и дипломатов, более 200 делегатов китайской бизнес-элиты, подписали с представителями 4 европейских стран более 120 соглашений на десятки миллиардов долларов. Всего за 11 дней своего пребывания в Европе китайский лидер принял участие в 84 мероприятиях двустороннего и многостороннего характера, немало встреч посетила его супруга Пэн Лиюань, получившая, в частности, статус специального посланника ЮНЕСКО по вопросам поддержки образования девочек и женщин.

Китай для Европы — второй по величине торговый партнер, уступающий лишь США и то, думается, ненадолго. Ведь к 2030 году Китай планирует отобрать у Штатов звание первой экономики мира, и наступление пройдет по всем фронтам, включая международную торговлю. Товарооборот, по данным Еврокомиссии, в 2013 году достиг $590 млрд. Чтобы добавить яркости, напомним, что с Казахстаном в 2013 году товарооборот достиг примерно $22,5 млрд. То есть вся торговля за год с Казахстаном на европейском направлении Китаем делается за две недели.

Более того, к 2020 году, как было заявлено китайской стороной, есть намерение довести товарооборот с государствами ЕС до $1 трлн. То есть, если сейчас только за день торговля достигает $1,6 млрд, то через 5-6 лет эта цифра достигнет $2,7 млрд. Иными словами, за день с Европой будет чуть меньше, чем за год с Узбекистаном и чуть больше, чем за год с Таджикистаном.

Европа для Китая — крупнейший источник импорта и крупнейшее экспортное направление. Европейские компании утоляют китайский голод по части автомобилей, самолетов, химикатов и предметов роскоши, общая сумма этих покупок составила для китайцев $204 млрд. Европа в свою очередь ежегодно импортирует из Китая на $385 млрд текстиль, электронику и другие товары. Таким образом, Европа покупает намного больше, чем продает, и торговый дефицит для нее составляет более $180 млрд.

Отсюда ясно, чего именно хотели европейцы от китайской делегации, в которую, помимо чиновников, входило около 200 представителей китайской бизнес-элиты. От чиновников хотели более свободного доступа на китайский рынок, а от предпринимателей — выгодных контрактов. Еще одна занимательная цифра — на долю Китая приходится лишь 2% прямых инвестиций ЕС. И здесь становится понятным, чего бы еще хотелось обсудить китайцам и европейцам. Причем, сегодня уже и сам Китай не прочь инвестировать в Европу, о чем будет сказано чуть ниже.

С чем приходится работать

Цифры эти таковы, что сразу дают понять — экономика здесь настолько важна для каждой из сторон, что отвлекаться на политическую риторику или проблемы прав человека как-то неразумно. Идеалом для китайской стороны стало бы подписание соглашения о зоне свободной торговли. Британский премьер Дэвид Кэмерон, посетивший Пекин в декабре прошлого года, заявил о поддержке такой инициативы. Хотя, думается, это больше дань этикету, чем реальная готовность к действию.

Другие европейские политики, чувствуя себя комфортнее «в родных стенах», проявили немного меньше энтузиазма. Так, по данным многих европейских дипломатов, большинство из 28 стран ЕС сопротивлялись инициативе Пекина включить упоминание пакта о свободной торговле в совместное заявление после китайско-европейского саммита в Брюсселе.

И в целом представителей Старого света понять можно. Европейские бизнесмены уже много лет жалуются на несправедливое отношение к ним на китайских рынках. Сюда входит и необходимость разглашения конфиденциальной информации для получения права работы на рынках, закрытый для иностранных инвесторов доступ к таким секторам, как транспорт, телекоммуникации и здравоохранение. Плюс знаменитая китайская коррупция и нарушение прав интеллектуальной собственности.

Кроме того, множество нареканий вызывают государственные субсидии, выделяемые китайским компаниям, позволяющие последним доминировать на внутренних рынках. Из-за этого, к примеру, в прошлом году торговые отношения были довольно напряженными. Еврокомиссия изначально наложила временные пошлины на импорт панелей для солнечных батарей, производимых в Китае, указав на то, что благодаря государственным субсидиям эта продукция получается намного дешевле европейской — в среднем на 45%. Китай принял ответные меры, ограничив импорт европейских вин и поликремния, используемого для изготовления батарей. Лишь в июле прошлого года представители Европейского союза и Китая согласовали ключевые положения двустороннего соглашения, определяющего условия поставок на европейский рынок панелей для солнечных батарей. И только сейчас конфликт был улажен полностью.

Этот спор стал крупнейшим в истории торговых отношений Европы и Китая. Годовой объем поставок китайских гелиопанелей в страны ЕС составляет 21 млрд евро — это примерно 7% общего объема импорта в ЕС из Китая, крупнейшего торгового партнера Европы. Теперь Китай будет последовательно смягчать внутренние барьеры и допускать европейских инвесторов на свои рынки. Более того, Си Цзиньпин озвучил намерение войти в число крупнейших иностранных инвесторов в Европе.

Так, в ходе визита было заявлено о желании инвестировать около $100 млрд в экономику стран Восточной Европы к 2015 году. В целом, процесс уже запущен, о чем свидетельствует, к примеру, открытие первого завода автомобильной марки Great Wall Motor в Болгарии в 2012 году, что дало китайскому производителю возможность беспошлинного доступа на европейский авторынок. Эксперты считают, что китайские инвестиции способны сгладить многие кризисные тенденции в Европе. Так, греческий порт Пирей, несмотря на общий раздрай в экономике страны, остается «на плаву» благодаря тому, что является одним из главных центров доставки китайских товаров в Европу.

Экономические итоги

В этом свете можно описать весь визит китайской делегации в ЕС одним предложением, которое будет звучать так: «китайцы приехали, чтобы сломать европейцев на масштабное торговое соглашение, а европейцы, опасаясь наплыва китайских товаров, требуют сначала пустить их на китайский рынок и подписать инвестиционное соглашение». И вот на этом пути стороны значительно продвинулись.

Вернемся в область цифр и кратко обозначим успехи визита. В Германии, которая является крупнейшим торговым партнером Китая в ЕС, был заключен ряд сделок, в том числе договор на 1 млрд евро ($1,38 млрд) между германским автопроизводителем Daimler и китайской Beijing Automotive Group. Кроме того, немецкий Бундесбанк и Народный банк Китая подписали декларацию о намерениях по созданию расчетно-клирингового центра по работе с юанем во Франкфурте. Позже аналогичное соглашение Народный банк Китая подписал с Банком Англии.

В Нидерландах был подписан контракт по безопасности пищевых продуктов на сумму в миллион евро.

Во Франции было заключено более 50 коммерческих сделок, общая стоимость которых составила €18 млрд ($25 млрд). В числе прочего Франция и Китай договорились о поставке в КНР 70 самолетов Airbus — 43 аэробусов A320 и 27 широкофюзеляжных A330. В Бельгии представители Антверпенского всемирного алмазного центра и Шанхайской алмазной биржи подписали соглашение о сотрудничестве для развития торговли драгоценными камнями между Китаем и Бельгией.

Интересным для Казахстана экономическим итогом турне стало посещение германского порта Дуйсбург, куда во время визита Си Цзиньпина прибыл поезд, проследовавший по новой железной дороге Чунцин — Синьцзян — Европа. Прошел этот состав и через территорию Казахстана, захватив на пути от Дружбы до Кустаная также Алма-Ату, Караганду и Астану. А конечные точки маршрута расположены в Чунцине (юго-восток Китая) и Дуйсбурге (запад Германии). Как утверждают эксперты, функционирование данной железной дороги уменьшает время курсирования поездов между названными выше пунктами на 50% по сравнению с морскими перевозками, при том что число грузовых поездов на данной дороге уже увеличилось с одного до трех в неделю. Си Цзиньпин заявил, что подобные инфраструктурные проекты призваны укрепить сотрудничество и содействовать строительству «экономического коридора вдоль Шелкового пути».

Политика и дипломатия

Кстати, о Шелковом пути и евразийской риторике. Совершенно непонятно, у кого китайский лидер «научился» всем этим оборотам, однако идеи евразийства в его выступлениях мелькали довольно часто. Так, выступая в бельгийском городе Брюгге перед аудиторией Колледжа Европы, Си Цзиньпин заявил, что приехал в Европу, чтобы «построить мост через весь Евразийский континент». Составляющими этого процесса он назвал «четыре моста: мира, роста, реформ и прогресса цивилизации». Если вдуматься, подобные инициативы демонстрируют позиционирование Китая не просто как равноценного партнера Европы, но и как активного креатора нового миропорядка, основанного на задаваемых Китаем цивилизационных парадигмах.

Независимость собственного исторического пути Китая, а также его уникальность, также получила особое освещение в речи Си Цзиньпина, который, находясь в сердце европейской демократии, открыто глядя в глаза всему миру, заявил, что Китаю многопартийность не подходит категорически. «Китайцы экспериментировали и с конституционной монархией, и с реставрацией империи, и с парламентаризмом, с многопартийностью и президентским правлением, но ничего из этого фактически не работало», — заявил он с кафедры в Колледже Европы. Успех, по его словам, принес Китаю лишь «путь социализма с китайской спецификой» и по нему страна будет следовать и далее.

Метафорично сравнив государство с апельсином, «который вкусен, пока выращивается на юге, но становится кислым, если его взращивать на севере», Си Цзиньпин указал, что государство не может слепо копировать политическую систему или модель развития других стран. И кто бы смог ему сегодня возразить?

В общем, говоря о политике необходимо понимать ее важность, но помнить, что она нужна и КНР, и ЕС лишь как гарант стабильного экономического развития. Обе стороны далеки от желания бряцать оружием или меняться военным потенциалом. И Китай, и Европа хотят мира, стабильности и условий для спокойного продвижения своих экономик. Так что позиция сторон по Украине и российским движениям в Крыму озвучивалась в русле китайских церемоний и европейского этикета и сводилась к перебрасыванию формулировками типа «уважение территориальной целостности» и «невмешательство в дела других государств». А дальше, как говорится, приличия соблюдены, начинаем торг…