Польские пограничники не пустили в Россию российских граждан - Ирину Бергсет и её сына Сашу. Женщину подозревают в похищении собственного ребёнка. Ирина тайно покинула Норвегию, власти которой отобрали у неё детей. Старший - 13-летний подросток - сам нашёл профессионального детектива и с его помощью сбежал от приёмных родителей. Младший остался с отцом-норвежцем, которого мать-россиянка обвиняет в самых тяжких преступлениях.

Письмо консулу о встрече с братом. У маленького Миши - рассечен лоб. Пришлось наложить 7 швов. Это странно. "Он - так, лишь в третьем лице Саша называет отчима, - обычно бьет через подушку, чтобы не оставлять следов. Но страшнее побоев то, что братик рассказал, как его насиловал собственный отец".

"Там было много людей, было много родственников. Было очень трудно поверить, потому что я знал, что он его мог бить. Это шокировало. А то, что он делает это со своим сыном, мне сложно понять", - говорит Александр Фролов.

Это произошло еще зимой, после поездки с отцом к его родственникам, без мамы. Родители - в разводе. После возвращения из гостей четырехлетний мальчик, не переставая, плакал. "Его папа говорит: "Нет видео - нет преступления". Ну как я могу сделать видео, как он это делает с ребенком. Почему я должна этим заниматься? Я пришла в полицию, сказала: "Пожалуйста, помогите мне...", - рассказывает Ирина Бергсет. Полиция и органы опеки решили: Ирина не в себе. Однако и ее старший сын заявил, отчим его тоже домогался.

"Он иногда хотел в душ ко мне, стучался в двери. Я всегда закрывал. Я же стеснялся, я был маленький, я его не знал так сильно, а он все время хотел потрогать меня", - говорит Александр Фролов.

Бабушка Саши и Миши, мама Ирины, говорит, норвежский кавалер дочери не понравился сразу. Да и слишком все стремительно было. "Она меня поставила перед фактом, что он приехал в Москву. По интернету познакомились и хотят пожениться, несмотря на то, что у нее от первого брака есть мальчик", - рассказывает Анна Фролова, мама Ирины Бергсет. Сказка закончилась быстро. Норвежец, это его 4 брак, новую жену начал бить. Развод. На первый взгляд невинное желание почаще видеть сына.

Норвежские врачи утверждают: никакого изнасилования маленького Миши не было. Независимый эксперт уверена в обратном. "Симптоматологию, которая наблюдалась у ребенка, можно было отнести к сексуальному насилию, которое было совершено над ребенком", - сказала психолог Лариса Сазанович. Заключение психолога органы опеки не приняли. Детей у якобы сумасшедшей мамы забрали. Сашу определили в приемную семью, Мишу отдали на воспитание отцу. На днях Ирине все же удалось увидеть младшего сына, она взяла на встречу диктофон.

Саша все время думал о побеге из приемной семьи. В интернете он нашел телефон польского частного детектива. Тот помогает детям, насильно разлученных с родителями. Саша понял, он не один. Кшиштоф Рутковски вывез из Норвегии польскую девочку, которую тоже лишили мамы. Настоящая спецоперация спасения, как в кино.

"Операцию мы провели практически беззвучно через неделю после письма мальчика. Приехали три наши машины, шесть сотрудников сделали всю работу, они вывезли Ирину и Александра в Польшу", - рассказывает частный детектив Кшиштоф Рутковски. Это был риск. Маму и сына везли тайком через несколько стран. Сначала из Норвегии в Швецию, затем машины пересекли границу Дании, потом проехали Германию. Цель номер один - доехать до Польши. А там и до Калининграда уже не далеко. 2000 километров за 18 часов. Минимум остановок. Страх преследования. Ирина говорит: за сына Сашу будет спокойна лишь, когда пересечет границу России. Беспокойство не напрасно. На границе Ирину и Сашу остановила польская полиция.

"Нас остановили и сказали, что ребенка подали в розыск в Норвегии и требуют его обратно. Норвегия издала документ, что мать лишили родительских прав. В связи с этим ребенок должен быть возвращен в Норвегию. На каком основании, если ребенок является гражданином России, имеет российский паспорт и документы", - говорит Ирина Бергсет.

Несмотря на свои решительные действия, норвежская служба опеки не спешит комментировать происходящее. "Сегодня меня проинформировали об этом деле. Но я не могу давать какие-либо комментарии. Единственное, что могу сказать: мы следим за ситуацией", - сказал сотрудник службы социальной опеки Норвегии Сири Ховда. Ирина все же надеется, на родину в Россию они с Сашей вернутся. Потом она хочет обратно в Норвегию - бороться за младшего сына. Сложность в том, что Миша не имеет российского гражданства. Тем не менее, Саша надеется скоро обнять брата. "Я сейчас на свободе, и то же самое будет с ним. Мы будем вместе, все три. Все будет нормально", - уверен Александр Фролов.