Обещания Ашхабада, касающиеся долгосрочных поставок газа в Россию, Европу и Китай, представляются чистой фантазией. Такое мнение высказал 30 апреля корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

"На конференции, посвящённой нефтяным и газовым запасам Туркмении, которая прошла в апреле в Лондоне, представители туркменского руководства заявили, что, согласно проведённому независимому аудиту, запасы газа в Туркмении составляют около 24 триллионов кубометров. При этом даже по самым оптимистическим из всех существующих на данный момент реалистичных оценок, которые принадлежат различным нефтегазовым корпорациям, в частности, British Petroleum, запасы Туркмении оцениваются в лучшем случае в 20 трлн кубометров. В связи с этим, встаёт вопрос, насколько соответствуют данные туркменского руководства реальным цифрам", - сказал Данилин.

"Не секрет, что ещё со времён Сапармурата Ниязова руководство Туркмении проводит своеобразный пиар своих нефтегазовых ресурсов по аналогии с тем, как это в своё время делал для Азербайджана Гейдар Алиев, заметно преувеличивая их количество, чтобы создать вокруг них ажиотаж, привлечь крупные иностранные инвестиции и создать острую конкуренцию между Россией, Китаем и странами Запада. И в этом отношении назывались совершенно фантастические суммы, которые априори не могут соответствовать действительности. Например, в своё время Ниязов говорил, что Туркмения сможет экспортировать в течение несколько десятилетий по 100 млрд кубометров газа в год за рубеж, не говоря уже о внутреннем потреблении. Теперь, после начала определённых реформ в Туркмении, направленных на то, чтобы создать более комфортный климат для иностранных инвесторов, Ашхабад вновь начинает эксплуатировать карту своих крупных ресурсов с тем, чтобы в новых условиях более предсказуемой политической конъюнктуры спровоцировать серьёзную борьбу за них", - считает аналитик.

По словам эксперта, Туркмения ведёт постоянный диалог с Россией, с Китаем (уже начато строительство газопровода в Китай через Среднюю Азию), с Европейским союзом и с США. "Совершенно неслучайно, что в начале апреля на заседании "тройки" ЕС и стран Средней Азии, на котором председательствовала еврокомиссар Бенита Ферреро-Вальднер, отвечающая за европейскую политику добрососедства, президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, дал, наконец, устное обязательство транспортировать в Европу до 10 млрд кубометров газа в год, чего от него очень долго добивались представители Евросоюза. Поскольку Брюссель при поддержке Вашингтона сейчас активно продвигает проект Nabucco, для Европы это стало очень важной политической декларацией, равно как и заявление Бердымухамедова о присоединении к этому проекту".

Данилин полагает, что задачу эффективного пиара и провоцирования конкурентной борьбы между внешними игроками Туркмения выполняет полностью. "Но вот до какой степени реалистичны обещания Ашхабада и его оценки собственных газовых ресурсов, остаётся под большим вопросом. По большому счёту, никто не знает, каковы запасы Туркмении и какие месторождения могут быть использованы. Тем более, что по некоторым данным, часть из них была плохо заглушена после распада СССР и их реальные запасы теперь меньше декларируемых. Также неясно, каковы возможности работы и с реальными запасами. Следует отметить, что эти сомнения высказываются не только российскими экспертами, которых можно было бы чисто теоретически обвинить в претенциозности, но и целым рядом западных специалистов. Оценки разнятся очень сильно. Однако никого из игроков эти соображения пока не смущают", - проинформировал Данилин.

"В своё время таким же образом Азербайджан стал объектом нефтяной лихорадки во время строительства нефтепровода "Баку-Тбилиси-Джейхан", хотя, как оказалось, его ресурсы были в несколько раз завышены, и возможности Азербайджана выполнить свои экспортные обязательства представляются весьма сомнительными. Точно такая же ситуация присутствует и здесь, однако на реальной энергетической геополитике, на борьбе держав за Туркмению и на стремлении перекупить Ашхабад, предложив ему более выгодные условия, это не скажется, что, в свою очередь, в ближайшем будущем обусловит очень высокий градус противостояния между Москвой, Брюсселем, Пекином и Вашингтоном", - утверждает эксперт.

Отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM о своей личной оценке объёмов газа, имеющихся в распоряжении Ашхабада, аналитик сказал: "На данный момент то, что говорится о поставках в Китай и в Европу - это более-менее реалистично, хотя и находится практически на пределе возможности. А вот то, что касается их обещаний в более долгосрочной перспективе - а речь идёт об обещании каких-то совершенно сумасшедших поставок и "Газпрому", и ЕС, и Китаю - представляется мне чистой фантазией. На самом деле, существует серьёзная опасность, что там будет так же, как со строительством "Баку-Тбилиси-Джейхан" - во-первых, все магистрали будут строиться гораздо дольше, чем поначалу предполагалось, а, во-вторых, через какое-то время возникнет проблем нехватки ресурсов. В этом случае придётся подключать к экспорту другие страны региона, прежде всего, Узбекистан и Казахстан. При том, что результаты реального, по настоящему независимого аудита на данный момент неизвестны, по устным и общим обязательствам в сумме получаются какие-то совершенно фантастические цифры. Как мне кажется, в долгосрочной перспективе у Ашхабада могут возникнуть очень серьёзные проблемы. Однако на данный момент это никого не смущает, так как сейчас перед туркменским руководством стоит совершенно иная политическая задача, которую оно вполне эффектно выполняет", - отметил эксперт.

"На конференции в Лондоне представители Ашхабада заявили, что они уже обнародовали результаты аудита своих ресурсов. Но насколько этот аудит был независимым? По некоторым мнениям, скорее всего, те газовые компании, которые будут работать в Туркменистане, станут привлекать какие-то независимые источники и добиваться действительно независимого аудита. Маловероятно, что они, уже однажды обжегшись на азербайджанских проектах, будет слепо верить оглашаемым Туркменией цифрам. В любом случае, вопрос о реальном аудите скоро встанет, и эту идею будут лоббировать как европейские корпорации, так и "Газпром". Это очень серьёзный вопрос, от которого зависят гигантские инвестиции, экспортные обязательства, контракты с поставщиками, с импортёрами и строительными компаниями. Но этот этап начнётся лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то есть должно пройти не менее года", - подвёл итог Иван Данилин.