Военный вестник

Перестрелки

Прошедшую неделю азербайджанские СМИ с особой актовностью тиражировали сообщения о нарушениях армянской стороной режима прекращения огня. Судя по сообщениям "525-й газеты", Day.az, "АПА", Analitika.az, 1news.az подразделения вооруженных сил как Армении, так и Нагорного Карабаха вели ежедневный массированный огонь по позициям азербайджанской армии на всей линии соприкосновения вооруженных сил. В поступающих ежедневных сводках сообщалось об обстрелах азербайджанских позиций одновременно в чеырех, шести, семи районах. При этом, все азербайджанские СМИ, как один, сообщают: "Во всех случаях ответным огнем враг был подавлен, потерь нет".

Мониторинг

15 апреля, согласно ранее достигнутой с властями Нагорно-Карабахской Республики договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана севернее села Талыш Мартакертского района НКР. С позиций Армии обороны НКР наблюдение вели координатор офиса ОБСЕ подполковник Имре Палатинус (Венгрия), полевые помощники Личного представителя Действующего Председателя ОБСЕ Иржи Аберле (Чехия) и Жаслан Нуртазин (Казахстан). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня в ходе мониторинга не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства иностранных дел и министерства обороны НКР, сообщает пресс-служба МИД НКР. (www.nkr.am).

По сообщению 1news.az, с азербайджанской стороны мониторинг провели личный представитель председателя ОБСЕ Анджей Каспшик и его полевые помощники Питер Ки и Антал Хедрич. Вместе с тем, азербайджанское издание, со ссылкой на Министерство обороны, подтверждает, что мониторинг прошел без инцидентов.

Вероятность войны

Национальное собрание Армении приступило к обсуждению заявления по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, в котором выражается обеспокоенность относительно происходящих вокруг этой проблемы процессов. "Парламент предлагает президенту и правительству активизировать и расширять усилия и возможности вокруг карабахской проблемы по разработке и реализации мероприятий, направленных на полноценное информирование международного сообщества о карабахской проблеме", - сообщил автор проекта заявления спикер Тигран Торосян, представляя документ. Он отметил, что в числе предложений - придать армянской политике по Нагорному Карабаху более инициативный характер, а также в рамках международного права сформировать те правовые основы, которые в случае военной агрессии со стороны Азербайджана или применения силы позволят Армении обеспечить полноценную безопасность и защиту Нагорного Карабаха. ("Новое время").

В течении двух недель с 28 марта 2008 года по 12 апреля 2008 года на сайте Analitika.az был проведен опрос по вероятности возобновления военных действий между Азербайджаном и Арменией. Посетителями сайта являются в своем большинстве обладатели IP из Азербайджана и Армении. Принцип голосования: одной IP - один голос в течении суток. За указанный период было зафиксировано 262 голоса. 40% респондентов посчитали, что война полностью исключена. 7% проголосовавших затруднились ответить на вопрос. Остальные 53% участников опроса считают, что война неизбежна. При этом, наибольшее число респондентов (18%) уверены, что война начнется уже в 2009 году. В целом, по датам начала военных действий: до конца 2008 года - 9%; в 2009 году - 18%; в 2010 году - 9%; в 2011 году - 3%, в 2012 году - 9%; в 2013 году - 3%, в 2014 году - 1%; в 2015 году - 2%.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, в ходе своей поездки в Физулинский район сказал, что регулярно совершает визиты на линию фронта: "После сегодняшней встречи с военнослужащими я еще раз убедился в том, что армия Азербайджана готова выполнить любые поставленные перед ней задачи". Алиев сообщил, что возросли оборонные расходы страны, и это еще более приближает ее к конечной цели: "Азербайджанская армия с точки зрения профессионализма и материально-технической базы является сильнейшей в регионе". Алиев подчеркнул, что за последние 4 года оборонные расходы Азербайджана возросли в 10 раз, и в ближайшее время при внесении дополнений в госбюджет эти затраты будут вновь повышены. По словам президента, оборонные расходы Азербайджана должны приблизиться к 2 миллиардам долларов. ("525-я газета").

На вопросы газеты "Аравот" отвечает председатель партии "Дашинк", экс-командующий Армией обороны Нагорного Карабаха Самвел Бабаян

Аравот: 9 января 2006 Вы дали интервью, в котором, отвечая на вопрос об урегулировании карабахской проблемы, сказали: "Ситуацию расцениваю как очень опасную и плохую. Уверен, что мы не добьемся успеха". Вы и сейчас придерживаетесь этой точки зрения?

Самвел Бабаян: Если так будет продолжаться и дальше, то я не изменю своего мнения, поскольку очевидно, что Азербайджан пытается перевести вопросы в поле войны или в международную инстанцию. Возьмите, например, строительство железной дороги Карс-Ахалкалак. Некоторые расценивают этот проект как направленный на изоляцию Армении либо как имеющий сугубо экономическое значение. Я так не считаю, потому что вижу, что Азербайджан, помимо попыток изолировать Армению, преследует также цель решить с Турцией вопрос поставок. Азербайджан заявляет, что переходит на стандарты НАТО. Мне кажется, эта железная дорога имеет скорее военное, нежели иное назначение.

Аравот: Можно ли считать морально-писхологическую атмосферу в армянском и карабахском обществах удовлетворительной настолько, чтобы в случае вооруженного решения проблемы нанести Азербайджану контрудар?

Самвел Бабаян: Некоторые заявляют, что народ разочарован, что он не будет сражатся и т.д. Уверяю вас, это не так. Когда беда, опасность стучатся в дверь, все разговоры забываются. Вопрос повышения духа будет зависеть от шагов военного ведомства, от того, сможем ли мы с первых же минут добиться успеха. В трудную минуту армянский народ всегда сплачивался, так что в этом отношении у меня нет опасений. Все мы понимаем, что кто-то может быть согласен с осуществляемой внутренней политикой, кто-то - нет. Но когда на тебя идет враг, все это уже перестает иметь существенное значение. В этом случае остается одно - объединиться, отказаться от амбиций и решать задачу.

Аравот: Является ли Сейран Оганян (экс-министр обороны Нагорного Карабаха, ныне министр обороны Армении. - прим. ИА REGNUM) той личностью, которая сможет решить эту труднейшую задачу?

Самвел Бабаян: Конечно, это тяжеле бремя, но, зная Оганяна, я уверен, что ему удастся осуществить большие структурные и кадровые изменения. ("Аравот", с сокращениями).

Пленные

По сообщению газеты "Айоц Ашхар", 11 апреля при пересечении карабахской границы в районе села Юсифджанлы Агдамского района силами Армии обороны НКР задержан азербайджанский военнослужащий. У задержанного не оказалось удостоверяющих личность документов. Он представился как военнослужащий 190-й бригады азербайджанской армии Вюсал Ширсултан оглы Эйбатов (родился в 1989 году в селе Хилмани Шамахинского района Азербайджана). Соответствующие органы Нагорного Карабаха выясняют мотивы и обстоятельства перехода азербайджанского военнослужащего на карабахскую сторону. Государственная комиссия НКР по вопросам военнопленных и без вести пропавших поставила в известность о случившемся аккредитованные в Нагорном Карабахе офисы ОБСЕ и Международного Комитета Красного Креста.

Министерство обороны Азербайджана не подтвердило факт нахождения в армянском плену солдата Вооруженных сил страны, опровергает сообщение армянских СМИ бакинская "525-я газета". "Военнослужащий Вооруженных сил Азербайджана Вюсал Эйбатов не попал в плен и информация, распространенная армянами по этому поводу, является провокацией", - заявил газете начальник пресс-службы Министерства обороны, лейтенант-полковник Эльдар Сабироглу.

В ближайшее время ожидается возвращение на родину азербайджанского солдата, находящегося в армянском плену. Как сообщил TrendNews секретарь Государственной комиссии по вопросам военнопленных и без вести пропавших Азербайджана Шаин Саилов, комиссия предпринимает меры по освобождению пленного. Секретарь комиссии предполагает, что в ближайшие дни состоится возвращение на родину находящегося в плену Ягуба Мухтарова. Саилов назвал беспочвенной распространенную в армянской прессе информацию об отказе одного из пленных - Самира Мамедова - вернуться на родину. "Если армянин, находящийся в плену в Азербайджане, откажется от возвращения в свою страну, то мы незамедлительно сообщим об этом всей мировой общественности и СМИ. Естественно, что в течение трех месяцев на Мамедова было оказано психологическое воздействие, и вследствие этого он отказался от возвращения на родину. Если бы он хотел перейти в третью страну по своему желанию, то об этом сразу же сообщили бы", - сказал председатель комиссии. Агентство напоминает, что Мамедов был взят в плен в декабре 2005 года неподалеку от военной части, где он проходил службу. В этом году он был передан в третью страну.

Азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров в беседе с бакинской "Эхо" назвал пленение Вюсала Эйбатова "очередным позором азербайджанской армии". "Я доверяю информации, которую предоставляют нам наши информаторы из Грузии. Они сообщили нам, что, действительно, Эйбатов сейчас находится в руках армян. По их словам, сотрудники спецслужб проводят с ним определенную работу. Идет выяснение, каким образом он вышел на линию соприкосновения. Как бы наши официальные структуры ни ссылались на неосведомленность, этот факт произошел, и Эйбатов - реальное лицо. А что до Минобороны, которое "выясняет", я хотел бы напомнить, что по другому пленному - Ягубу Мухтарову, - который тоже недавно оказался у армян, это ведомство по сей день (!) все еще выясняет, каким образом он туда попал. И я не сомневаюсь, что буквально через несколько дней Минобороны заявит, что Эйбатов, дескать, "заблудился" или "получил отпуск", но оказался почему-то не у себя в селе, а в плену. Я просто поражаюсь беззубости и беспринципности генералитета нашей армии, которые заявляют, что когда газеты сообщают о таких случаях, они служат интересам Армении. Нет! Мы видим только ложь и провокации со стороны структур, которые сами обязаны делать выводы из этих позорнейших случаев, которые происходят с нашими солдатами раз за разом. На самом деле информация о местонахождении Эйбатова у Минобороны есть. Их интерес замалчивать любую подобную новость заключается в желании отвести себя от удара, мол, хотя бы через несколько дней все будет выглядеть уже иначе, а то и вообще забудется. Но у меня есть информация из своих источников, что известие о Эйбатове очень сильно разозлило главу государства, и он сделал большой нагоняй министру обороны. Вопрос чуть было не решился немедленной отставкой последнего. Что касается выступления военного прокурора Х.Велиева, оно тоже просто поражает своей безграмотностью. Я называю вещи своими именами. Каким образом Самир Мамедов может быть возвращен Азербайджану, если он по своей воле получил политическое убежище в третьем государстве, и теперь оно несет ответственность за безопасность бывшего военнопленного? Он ни в коем случае не может быть передан Азербайджану. Это заявление вредно еще и тем, что теперь Армения может использовать его для запугивания Ягуба Мухтарова и Вюсала Эйбатова", - сказал Джафаров.

Следует отметить, что на следующий же день, после опровержения "525", Day.az передала сообщение, что Госкомиссия по делам пленных, пропавших без вести и заложников предпринимает все необходимые меры для освобождения из армянского плена двух военнослужащих Азербайджана Ягуба Мухтарова и Вюсала Эйбатова. Как передает агентство, об этом сообщил секретарь данной Госкомиссии Шаин Саилов. По его словам, родители Эйбатова побывали в Госкомиссии, у них были приняты материалы. "В настоящее время наша структура при посредничестве Международного комитета красного креста ведет работу по возвращению на Родину обоих военнослужащих", - заявил Саилов.

Поток азербайджанских перебежчиков на армянскую сторону не прекращается. Солдаты бегут от дедовщины, голода, издевательств командиров. За последние два года на армянскую сторону перешли немало солдат вооруженных сил Азербайджана. Перечисление даже небольшой части перебежчиков займет немало места: Вусал Гараджаев, Ягуб Мухтаров, Руслан Бакиров, Хикмет Тагиев, Хаял Абдуллаев, Эльдяниз Нуриев, Самир Мамедов, Айдын Гусейнов, Рамиль Худавердиев, Вюсал Ширсултан оглы Эйбатов, Эльмеддин Абиев. Армянское командование раз за разом возвращает военных перебежчиков Азербайджану, что представляется не совсем правильным решением. Проблема в том, что все они, без всякого исключения, сразу по возвращении в Азербайджан арестовываются по стандартному обвинению "измена родине" и приговариваются к длительным срокам заключения. На сегодняшний день лишь один перебежчик - Самир Мамедов - добился поставленной перед собой цели, и его переправили в третью страну. Между тем, практически все перебежчики оказываются на армянской стороне с единственной целью: избежать воинской повинности в Азербайджане и оказаться за пределами Южного Кавказа. По этой причине их правильнее квалифицировать не как военнопленных, а в качестве лиц, просящих у НКР или Армении посредничества в получении политического убежища в третьих странах. Подобное стремление полностью укладывается в нормативы Международного гуманитарного права. В связи с этим ИА "Де-Факто" задается вопросами: насколько возвращение военных перебежчиков Азербайджану соответствует праву, да и просто человеколюбию? Возвращая их туда, откуда они бежали с риском для жизни, не переступает ли армянская сторона черту гуманности, фактически, способствуя усилению азербайджанской государственной карательной машины? По мнению агентства, армянской стороне необходимо подумать над разработкой механизма передачи азербайджанских перебежчиков третьей стороне. Возможно, стоит добиться превентивных договоренностей со странами - потенциальными "приемниками" политических беженцев. Без излишней шумихи и рекламы, разумеется.

Посредники

Госдепартамент США на официальных интернет-страницах распространил информацию об армяно-азербайджанском конфликте вокруг Нагорного Карабаха. В сообщении говорится, что США продолжает свою деятельность, направленную на мирное урегулирование конфликта. "Сотрудничество США, России и Франции в этом направлении находится на высоком уровне". На сайте говорится: "США еще раз заявляют, что не признают Нагорный Карабах независимым государством, и его руководство также не признано не только США, но и всем международным сообществом. США признают территориальную целостность Азербайджана и считают, что основным предметом переговоров обеих стороны является определение статуса Нагорного Карабаха политическим путем. США - сторонники мирного урегулирования конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ". (ANS-PRESS).

Я верю в демократию, подразумевающую свободу выражения мысли, заявил армянским журналистам генсек Совета Европы Тэрри Дэвис, комментируя критику азербайджанских делегатов в ПАСЕ в адрес Армении. По его словам, "любое выражение критики не способствует нормализации отношений, и не помогает решению нагорно-карабахского конфликта или улучшению отношения между Арменией и Азербайджаном". "По разным случаям я говорил, что считаю очень важным признание Арменией того, что Азербайджан поддержал инициативу вступления Армении в СЕ - так же, как Армения поддержала Азербайджан на этом пути. Я привел пример того, как должны складываться отношения. Хотел бы процитировать Библию, в той ее части, где говорится: "Прежде чем указывать на соринку в чужом глазу, вынь бревно из глаза своего". На мой взгляд, это выражение может служить отличной максимой", - отметил Терри Дэвис. (АрмИнфо).

"Я буду рад известию о расформировании Минской группы ОБСЕ, поскольку это будет означать разрешение нагорно-карабахского конфликта", - заявил в Страсбурге генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис, отвечая на вопрос корреспондента АрмИнфо. Он отметил, что обеспокоен тем, что МГ ОБСЕ работает так долго в деле урегулирования. Вместе с тем он подчеркнул то упорство, с которым данный формат МГ ОБСЕ работает в русле поиска решения конфликта. Генсек СЕ отметил, что стиль работы МГ ОБСЕ отличается тем, что она не навязывает сторонам какое- то определенное решение, а помогает им в этом. Говоря о последних развитиях переговорного процесса, генсек СЕ заметил, что не в курсе причин, по которым Азербайджан стремится отказаться от услуг МГ ОБСЕ. "Могу только предположить, что в Азербайджане проявляют большое нетерпение. По итогам недавних встреч и бесед с министрами ИД Армении и Азербайджана и с президентом Азербайджана у меня сложилось впечатление, что стороны очень близки к заключению соглашения. И, я надеюсь, что такое соглашение может быть достигнуто в скором времени. Это соглашение будет в интересах народов Армении и Азербайджана, и особенно, в интересах народа Нагорного Карабаха", - резюмировал Дэвис.

Как передает газета "Айкакан жаманак", глава подкомитета по Нагорному Карабаху ПАСЕ лорд Рассел Джонстон заявил в Страсбурге, что "существенного прогресса в урегулировании карабахского конфликта за прошедшие годы не было". По мнению Джонстона, передает газета, между Арменией и Азербайджаном необходимо повысить уровень доверия, а решение конфликта зависит от президентов двух стран, которые должны найти пути урегулирования конфликта.

Соединенные штаты обеспокоены тем, что процесс решения нагорно-карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном зашел в долгосрочный тупик. Такое мнение высказала госсекретарь США Кондолиза Райс, выступая на заседании Американо-турецкого совета в Вашингтоне. Прокомментировав ситуацию по карабахскому урегулированию, госсекретарь отметила, что проблема может найти решение только посредством общих усилий глав обоих государств. Райс призвала руководителей Азербайджана и Армении объединить все политические усилия: "Уже пришло время для принятия сторонами решения и окончательного решения конфликта". Госсекретарь США считает, что если Армения и Азербайджан проявят немного политической воли, конфликт может быть решен достаточно быстро: "Несколько раз мы были близки к достижению решения в рамках Минского процесса, в котором сотрудничают Россия, Европейский Союз и США. Необходимо принять несколько трудных решений и достичь соглашения между Азербайджаном и Арменией по Нагорному Карабаху", - сказала Кондолиза Райс. "Это должно быть сделано. Я говорила правительствам Армении и Азербайджана, что они отстают от остального региона из-за нерешенности этого конфликта. При наличии политической воли это может быть сделано, и это должно быть сделано", - подчеркнула госсекретарь США. ("525-я газета").

"США не будут помогать Азербайджану в возврате Нагорного Карабаха. Хотя будет много разных слов. Но их было немало и в прежние годы. Оккупация территории - это боль азербайджанцев. Но это мало волнует другие страны. Вы лучше меня знаете, что на всех официальных встречах представители США и западных стран непременно повторяют как заклинание, что "решение карабахской проблемы возможно только мирными средствами". Они, как огня боятся возобновления военных действий в зоне конфликта из-за опасения потерять деньги, вложенные в нефтяные месторождения и трубопроводы. Именно поэтому, независимо от того, будет Азербайджан членом НАТО, или нет, Запад применит все свое влияние, чтобы не позволить Баку военным путем вернуть под свой контроль Нагорный Карабах", сказал в беседе с Day.Az российский политолог Зураб Тодуа.

Официальный Баку считает, что Россия должна заявить о поддержке урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана и в рамках его международно-признанных границ. "Мы только слышим от них, что Россия согласится с тем, к чему придут стороны", - сказал журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Он отметил, что недостаточно поддерживать территориальную целостность Азербайджана. "Надо на деле поддерживать урегулирование конфликта на основе территориальной целостности", - сказал Азимов. ("525-я газета").

В переговорах по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта потенциал Минской группы ОБСЕ используется не полностью. Об этом, передают азербайджанские СМИ, заявил замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "Мы предлагаем регулярно, хотя бы раз в месяц, проводить встречи государств-участников Минской группы ОБСЕ в расширенном составе со сторонами конфликта. Мы хотели бы видеть присутствие в переговорном процессе и других членов МГ", - сказал он. По его словам, участие в переговорах таких государств как Турция, Германия и Швеция состоящих в МГ "будут препятствовать монополизации переговорного процесса". "Эти государства имеют различные подходы к ситуации, что не позволит монополизировать США, Франции и России переговорный процесс, и придаст большую эффективность переговорам", - отметил Азимов. ("Ноян Тапан").

Газета "Азербайджанские известия" опубликовала материал, озаглавленный "Стоит ли отказываться от посредничества сопредседателей Минской группы ОБСЕ?" На этот вопрос газете отвечают азербайджанские эксперты Рауф Раджабов и Расим Мусабеков. Так, по мнению Раджабова, "аргументы против Минской группы, и критика деятельности сопредседателей, и самое главное, отсутствие результата переговорного процесса показали всем, что у МГ ОБСЕ отсутствует самое важное - стратегия по разрешению карабахского конфликта". Кроме того, считает эксперт, достаточно весомым аргументом для того, чтобы отказаться от услуг сопредседателей, - это клубок противоречий между странами, являющимися сопредседателями. Еще одним важным доводом в пользу позитивного ответа на поставленный вопрос служит то, что вооруженные силы Армении и военные формирования Нагорного Карабаха стали частью военной составляющей российской политики на Южном Кавказе. По мнению Раджабова, из этого следует, что конфликтующие страны должны отказаться от челночной дипломатии посредников, "колесящих по столицам европейских государств без каких-либо заметных для дела результатов". "Дипломаты Азербайджана и Армении должны взять на себя тяжесть разработки конкретных предложений и вести их обсуждения между собой. Необходимо возобновить прямой диалог Баку-Ереван. Внести в стратегию урегулирования экономическую составляющую, поскольку отсутствие такого рода рычагов весьма негативно сказывается на самом процессе", считает Рауф Раджабов. По мнению же Расима Мусабекова, "отказ от переговорного формата - это нонсенс". Политолог считает, что Минская группа ОБСЕ "пусть себе существует, может, когда-нибудь еще понадобится". "Если даже ты хочешь начать военные действия, все равно ведь не знаешь, куда они приведут. Это раз. Во-вторых, если они будут успешными и наступит мир, то и тут существующий формат окажется весьма полезным. Другой разговор, что внутри этого формата могут быть заменены сопредседатели. В этом смысле запрос нашей страны в ОБСЕ вполне обоснован. Это означает, что если Пражский процесс не приведет к результатам или мы убедимся, что данный состав фактически занимается не поиском справедливого решения, а приданием в какой-то форме правового характера территориальным захватам армян, то понятно, что Азербайджан от такого сопредседательства может и отказаться. Тем более что оно и не совсем беспристрастно. Россия, скорее, заинтересованная сторона, чем посредник. Мы, конечно, можем принимать во внимание ее мнение, но это не означает, что мы обязаны пользоваться ее услугами в качестве посредника. Таким образом, заключает Мусабеков, задача Азербайджана сегодня "не в том, чтобы требовать отставки Минской группы, а в более продуктивном - становиться сильнее и жестко ставить и отстаивать свою позицию".

Директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян, отвечая на вопрос 1news.az, насколько сейчас целесообразно менять формат Минской группы ОБСЕ, сказал: "У обеих сторон существуют разные интересы по поводу этого конфликта. Под словом "разрешение конфликта" азербайджанская сторона понимает одно, а армянская сторона - другое. Карабахский конфликт это соперничество, поэтому стороны конфликта - Азербайджан и Армения - свои интересы могут понимать по-разному. Я уж не говорю об интересах других вовлеченных в конфликт стран и организаций. Соответственно Азербайджан очевидно считает, что Минский процесс, который решает вопрос консенсусом, меньше подходит ему, чем перевод процесса в какой-то другой формат или организацию. Не думаю, что все это так однозначно, но очевидно в Азербайджане пытаются воздействовать на структуру Минского процесса. В Армении же считают, что Минский процесс наоборот устраивает ее в силу того, что там существует идея консенсуса. Опять же мне кажется, что все это не так однозначно, что можно придумать конфигурацию по другому, когда Армении будет выгодно что-то другое. Процесс урегулирования конфликта является рамками, в которых идет соперничество между азербайджанской и армянской сторонами.

Армянская сторона выступает за продолжение переговорного процесса по карабахскому урегулированию. Об этом, передает PanARMENIAN.Net, заявил исполняющий обязанности пресс-секретаря МИД Армении Тигран Балаян. "Мы однозначно выступаем за продолжение переговорного процесса в рамках Минской группы ОБСЕ на основе Мадридского документа", - подчеркнул Тигран Балаян.

Процесс урегулирования

В Страсбурге, в рамках весенней сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы состоялось заседание подкомитета по Нагорному Карабаху, возглавляемого лордом Расселом Джонстоном. В работе заседания приняли участие также главы делегаций Азербайджана и Армении. Как сообщил "АПА" руководитель азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов, в подкомитете прошли обсуждения вокруг планирующейся встречи азербайджанской и армянской делегаций: "Эта встреча планировалась на июнь, однако мы пришли к решению, что она не состоится. Всем известно, какая ситуация сложилась сегодня в Армении. Мы, азербайджанская сторона, проявили конструктивизм. Не верю, что встреча состоится даже в октябре. В октябре в Азербайджане пройдут президентские выборы, и у нас будет много работы. Может быть, такая встреча удастся во время январской сессии, однако точно, что она не состоится в этом году".

Личная встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саркисяна по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха возможна "в самое ближайшее время". Об этом, передает бакинская "525-я газета", сообщил заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Брайза. Дипломат не дал однозначного ответа на просьбы законодателей уточнить, когда именно могут состояться переговоры Алиева и Саркисяна. По словам Брайзы, организация такой встречи "может быть делом месяцев". Главы МИД Азербайджана и Армении, которые должны будут подготовить переговоры Алиева и Саркисяна, "могут встретиться через месяц или около того", отметил Брайза. При этом он вновь подтвердил, что ситуация вокруг Нагорного Карабаха, с точки зрения Вашингтона, не имеет военного решения. Она, на взгляд США, требует достижения лидерами Армении и Азербайджана компромиссных "политических договоренностей", пояснил Брайза.

В ближайшие месяцы в нагорно-карабахский вопрос должна быть внесена ясность. Об этом, передают азербайджанские СМИ, заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев. "Это необходимо для того, чтобы мы определили, на каком этапе находится переговорный процесс, а также определить приоритетные направления в урегулировании данного конфликта", - сказал он. Затронув непосредственно переговорный процесс, Алиев сказал, что данный процесс зависит не только от азербайджанской стороны. "Международные организации и Армения делают вид, что поддерживают мирный процесс урегулирования конфликта", - сказал он, добавив, что на протяжении 14 лет ведутся "безрезультатные переговоры по мирному решению карабахского конфликта". "До каких пор это должно продолжаться? Терпение азербайджанского народа иссякает", - заявил Алиев, отметив, что конфликт может быть решен "мирным путем и только в рамках территориальной целостности Азербайджана". ("Ноян Тапан").

Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в беседе с журналистами заявил, что позиция руководства страны о том, что решение нагорно-карабахского конфликта возможно лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана, остается неизменной. "Эта позиция нашла поддержку в декларации НАТО и заявлениях членов этой организации", сказал дипломат. Он отметил, что после признания Косово для нашей страны очень важно, чтобы и сопредседатели, и все международные организации поняли, что нагорно-карабахский конфликт должен быть решен лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана. "Иного решения Баку просто не приемлет", - заявил Мамедъяров. Он не исключил возможности своей встречи с новым министром иностранных дел Армении. "Место встречи определят сами сопредседатели. И если мы придем к какому-то соглашению, то, возможно, состоится встреча на уровне президентов", сообщил министр журналистам. ("Зеркало").

Встреча глав государств Азербайджана и Армении зависит от решения самих президентов. Как передает Day.Az, об этом заявил во вторник в Баку журналистам заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. "Если для продолжения переговоров имеются основания, Азербайджан никогда не избегал обсуждений. Однако эти основания должны состоять в прояснении проблем, находящихся в проекте основных принципов урегулирования, также должны быть устранены некоторые вопросы, и, наряду с этим, мы должны видеть готовность армянской стороны продолжать переговоры на тех же основаниях", - подчеркнул он. По словам Азимова, азербайджанская сторона не выдвигает каких-то условий для продолжения переговоров, а их ставит объективная ситуация.

Урегулирование карабахского конфликта развивается по сценарию "чем дальше в лес, тем больше дров", пишет карабахская электронная газета KarabakhOpen, отмечая, что "посредники говорят о скором решении, а позиции сторон все дальше отходят друг от друга". В качестве иллюстрации своего утверждения, газета приводит выдержки из выступлений американских, армянских и азербайджанских политиков. Так, пишет газета, госсекретарь США Кондолиза Райс на днях отметила, что уже несколько раз стороны карабахского конфликта были близки к достижению разрешения в рамках института Минской группы ОБСЕ: "Необходимо принять несколько трудных решений и достичь соглашения между Азербайджаном и Арменией по Нагорному Карабаху. При наличии политической воли конфликт может быть урегулирован, и это должно быть сделано". "Внешняя политика Армении в ближайшие годы сохранит свой комплементарный характер, но станет более активной и инициативной, - цитирует KarabakhOpen президентa Армении Сержa Саркисянa. - В Баку есть определенное недоразумение, связанное с нефтедолларами и природными ресурсами. Мы должны хорошо представлять, а также объяснять другим, что государство и армия строятся не силой денег". По словам президента, передает газета, Армения всегда поддерживала реализацию права народа Нагорного Карабаха на самоопределение. "Мы желаем, чтобы проблема НКР была разрешена мирным путем. Мы не боимся войны, но и не хотим войны", - подчеркнул он. "Независимость Карабаха - это уже свершившийся факт", - подчеркнул Саркисян. "Самоопределение Нагорного Карабаха возможно в рамках границ Азербайджанского государства. Мы готовы обсуждать модель автономии этого региона, - передает газета слова главы МИД Азербайджана Эльмара Мамедъярова. - Существует много таких примеров самоопределения. К примеру, автономия Татарстана и Башкортостана в составе России. Можно взять пример из истории и на его основе урегулировать Карабахский конфликт. Нагорный Карабах является частью Азербайджана, и армянское население этого региона является нашими гражданами".

На вопросы 1news.az отвечает директор Института кавказских СМИ, политолог Александр Искандарян

1news.az: Повлияет ли на переговорный процесс принятие ООН резолюции по Нагорному Карабаху, представленной Азербайджаном?

Александр Искандарян: Да, каким-то образом на переговорный процесс повлияет. Но не думаю, что чрезвычайно кардинальным образом. Потому что это событие одно в ряду тех, которые происходят в рамках переговорного процесса. Другое дело, что карабахская проблема и процесс урегулирования - это разные процессы, связанные некоторым образом, но разные, не напрямую влияющие друг на друга. Процесс урегулирования карабахского конфликта имеет свою собственную логику, собственные параметры, собственных игроков далеко за пределами Карабаха. Это отдельный процесс. В рамках же этого процесса эта резолюция какую-то роль будет иметь, но что это повлияет на реальное урегулирование карабахской проблемы - нет.

1news.az:На ваш взгляд, готовы ли сейчас стороны конфликта к уступкам?

Александр Искандарян: Конечно, к той степени уступок, которые удовлетворят армян, Азербайджан не готов. И к той степени уступок, которые удовлетворят азербайджанцев, не готовы армяне. Переговорный процесс на самом деле является, во-первых, полем для соперничества, во-вторых, неким имитационным процессом, который ведется по причине, имеющей собственно мало отношения к карабахскому конфликту. Если бы мы с азербайджанцами существовали, скажем, в какой-то "консервной банке" без наличия какого-то внешнего влияния, то переговорного процесса у нас просто бы не было. Я отнюдь не говорю, что переговорный процесс - это плохо, наоборот, наличие канала между президентами, элитами, возможность встречаться полезно. В тех конфликтах, где нет этого канала обычно бывает хуже. Но это совершенно не означает, что переговорный процесс - это инструмент, который армяне и азербайджанцы создали для заключения мира. На сегодняшний день формат переговорного процесса таков, что внешние стороны пытаются давить на Армению, Азербайджан и Карабах, чтобы заставить их пойти на урегулирование юридической проблемы, а они, азербайджанцы и армяне, сопротивляются.

1news.az: Можно ли говорить о том, что сейчас нагнетание напряженности на линии соприкосновения вооруженных сил Карабаха и Азербайджана соответствует интересам правящей элиты в Армении и Азербайджане, что позволяет им отвлечь внимание общественности от внутриполитических вопросов?

Александр Искандарян: Конечно, наличие врага - это очень инструментальный способ консолидации общества. Он очень часто может быть полезен. Если следить за соотношением уменьшения и увеличения антиармянской риторики в азербайджанской прессе и внутриполитическими событиями в Азербайджане, то корреляция есть. Понятно, что это метод, который можно использовать в политике. Но, с другой стороны, я бы не стал придавать этому глобальное значение, потому что внешний враг есть и не надо его придумывать. Он существует в массовом сознании. Правда, осознание этого факта по-разному воспринимается - армяне ощущают себя победившей стороной, соответственно комплекс, который у азербайджанцев я бы назвал комплексом побежденного или реваншистским, в Армении не принимает таких форм, потому что мы были более успешны в этой войне. Но существует понятие о враге и здесь и там. Не очень сильно мне верится в то, что реальной целью нагнетания ситуации на границе является внутриполитическая ситуация. Даже по одной причине - увеличилась ли стабильность в Армении от того, что произошли столкновения на границе? А первые ли это столкновения на границе? А любое ли столкновение до этого было опосредовано политическими причинами? Не вполне все так, мне кажется. Причиной нагнетания ситуации на границе может быть сама неурегулированность конфликта. (1news.az, с сокращениями).

Обострение армяно-азербайджанских отношений выгодно как Сержу Саркисяну, так и Ильхаму Алиеву, пишет газета "Айкакан жаманак". Последнего, отмечает газета, в ближайшее время ожидают парламентские и президентские выборы, а первый еще должен попытаться переварить внутриполитический кризис. Напоминая крылатое выражение "патриотизм - последнее пристанище негодяев", "АЖ" пишет: "Если данное утверждение верно в отношении отдельных лиц, то еще более верным оно представляется для власти негодяев". "Ильхаму необходимо попетушиться перед собственным народом, мол, смотрите, как я армянам "вставил", и забить своими политическими оппонентами тюрьмы, поскольку они "льют воду" на мельницу армян". Что касается Армении, то, по мнению газеты, "эта тема - спасение для власти Сержа". "Он, в свою очередь, не будет отставать и станет забрасывать грязью Ильхамыча, а карманные СМИ будут воспевать подвиги Великого Сержика". Это знакомый и неоднократно примененный внутриполитический сценарий, и в этом Ильхам и Серж ничуть друг от друга не отличаются, заключает газета.

В Нагорном Карабахе

16 апреля в карабахском райцентре Мартуни состоялась районная конференция молодежной организации "Защитник Отечества", действующей при Союзе воинов НКР. На конференции были обсуждены вопросы, связанные с последними развитиями в карабахском урегулировании. Участники приняли воззвание к властям Азербайджана и ко всем заинтересованным организациям. "Руководствуясь высокими национальными идеями, мы заявляем, что готовы в любой момент дать достойный отпор всем тем, кто попытается нарушить покой в нашей стране, - говорится в воззвании. - Мы готовы с оружием в руках встать на защиту границ своей страны, единственным гарантом безопасности которой является армянский народ и Армия обороны". "Мы призываем Азербайджан предпринять сбалансированные шаги по урегулированию карабахского конфликта. В противном случае он будет иметь дело с профессиональной армией и воспитанным на патриотизме молодым поколением, которое готово принести в жертву безопасности народа самое дорогое", - сообщается в документе. ("Кавказский узел").

18 апреля премьер-министр Нагорного Карабаха Ара Арутюнян принял парламентскую делегацию Армении во главе с председателем Национального Собрания Армении Тиграном Торосяном, прибывшую накануне в Степанакерт для участия в очередном заседании Межпарламентской комиссии по сотрудничеству НКР и Армении. Как сообщает ИА REGNUM, приветствуя гостей, премьер-министр отметил, что визит депутатов в Нагорный Карабах будет содействовать дальнейшей интеграции двух армянских республик, послужит стимулом для решения не только законодательных, но и экономических вопросов. При этом глава правительства отметил важность развития экономики НКР в контексте общего урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Ара Арутюнян заявил, что в ближайшее время ожидаются также визиты представителей правительства Армении, в ходе которых будут определены те вопросы и направления, на решение которых будут направлены усилия представителей исполнительной власти Армении и НКР. Со своей стороны Торосян отметил, что в настоящее время сложилась благоприятная ситуация для совместного решения вопросов, представляющих взаимный интерес, а также шагов, направленных на то, чтобы Нагорный Карабах стал неуязвимым в сферах обороны и безопасности. "Сотрудничество необходимо развивать в равной степени как в экономическом, так и политическом направлениях", - сказал Тигран Торосян. Премьер-министр НКР заверил, что имеются серьезные предпосылки для обеспечения необходимого социально-экономического прогресса. В ходе встречи был обсужден также вопрос подготовки документа по межгосударственному сотрудничеству. Во встрече принял участие председатель Национального Собрания НКР Ашот Гулян.

18 апреля в Степанакерте состоялась научная конференция, посвященная 20-летию Арцахской освободительной борьбы. Организатором мероприятия выступила АРФ Дашнакцутюн. На конференции присутствовали представители действующих в Нагорном Карабахе молодежных и общественных организаций, а также гости из Армении. В ходе конференции развернулась дискуссия относительно процесса урегулирования карабахского конфликта. "Пока конфликт окончательно не решен, нельзя терять бдительность", - сказал начальник Главного информационного управления при президенте НКР, политолог Давид Бабаян. В своем выступлении он отметил, что арцахская проблема стала для всего армянства частью и основой национального пробуждения. Бабаян выразил надежду, что проведение подобных конференций будет носить регулярный характер. ("Де-Факто").

По глубине человеческой трагедии, степени жестокости, количеству лиц, подвергшихся насилию и взятых в заложники, события шестнадцатилетней давности в селе Марага Мартакертского района Нагорно-Карабахской Республики занимают особое место, пишет газета "Азат Арцах". 10 апреля 1992 года в результате нападения со стороны частей регулярной армии Азербайджана село было основательно разрушено, напоминает газета. "По разным данным от 53 до 100 мирных жителей было зверски убито, в том числе, 30 женщин, 20 из коих преклонного возраста. Их тела были изувечены, обезглавлены, расчленены, сожжены. 53 мирных жителя были взяты в заложники, среди них 9 детей, 29 женщин (около 3 десятков заложников были умерщвлены уже в азербайджанском плену). Спустя 2 недели Марага подверглась повторному нападению, население было депортировано, дома разграблены, многие из них сожжены. Депортация жителей сопровождалась актами насилия, издевательствами. Наблюдатели отмечают события в Мараге еще и в том плане, что насилие над мирным населением совершалось в рамках военной операции конкретной воинской частью. Не случайно, многие заложники затем оказались в частных домах у служащих МВД, МО, ОМОН и др. Судьба многих заложников не известна до сих пор. Посетившая место трагедии баронесса Керолайн Кокс была потрясена увиденным до глубины души. "Они не из человеческого рода", - отозвалась баронесса об азербайджанских омоновцах, совершивших резню".

Газета "Азг" сообщает, что по инициативе организации "Млечный путь" и при государственной поддержке НКР в интернете будет задействован сайт www.maraga.am, "который расскажет о чудовищных побоищах, осуществленных азербайджанскими бандитами против армянского населения арцахского села Марага 10-го апреля 1992 года". Согласно газете, на сайте помещены документально-фактографические материалы - письменные и устные свидетельства, фотографии и видеоматериалы. Сайт на армянском и русском языках будет задействован в ближайшие дни.

KarabakhOpen сообщает о пресс-конференции генпрокурора Нагорного Карабаха Аршавира Гарамяна, в ходе которой он рассказал о ходе следствий по ряду нашумевших уголовных дел. "По фактам о присвоении средств в особо крупных размерах бывшим директором ЗАО "Степанакертский хлебозавод" Гришей Айрапетяном было возбуждено уголовное дело. В течение нескольких лет дело ходило по инстанциям, и до сих пор следствие не завершено. Несколько месяцев назад был составлен план следственных мероприятий, и сейчас следствие осуществляется согласно плану", - отметил генпрокурор. Он подчеркнул, что следствие завершится в ближайшем будущем, и дело будет направлено с суд. Прокурор рассказал также о деле бывшего директора ЗАО "Мельница" Арарата Айрияна, которому также было предъявлено обвинение в присвоении 117 млн драмов. "Он находился под арестом 6-7 месяцев, после этого в декабре мера пресечения ему была изменена на подписку о невыезде, но следствие продолжается", - сказал Гарамян. Как отметил генпрокурор, в течение последних лет к ним обратилось множество сотрудников "Мельницы" и хлебозавода, которым была оказана юридическая помощь, и они смогли получить определенную компенсацию.