"Заявление Траяна Бэсеску - лишь очередное подтверждение внешнеполитической линии на создание "Великой Румынии", активным сторонником которой он и является. Этот проект подразумевает включение в состав Румынии всей Бессарабии (то есть междуречья Прута и Днестра - а это Молдавия и Буджак, который сейчас является частью Одесской области Украины), Северной Буковины (территорию которой занимает Черновицкая область Украины), а также той части исторической области Банат, которая принадлежит сейчас Сербии (входит в состав её автономного края Воеводина). Но главная задача для Румынии на настоящее время - это не принадлежащие Украине и Сербии территории, а присоединение Молдавии", - заявил 22 апреля в интервью корреспонденту ИА REGNUM сотрудник Института славяноведения РАН Олег Неменский.

Напомним, что президент Румынии Траян Бэсеску в ходе состоявшихся в румынской столице дебатов заявил, что, "если в Киеве строят планы по присоединению Приднестровья к Украине, там должны учитывать и необходимость возврата Молдавии территории Южной Бессарабии и Северной Буковины". "На Украине есть достаточно тех, кто, хоть и не на официальном уровне, говорит о возврате Приднестровья в состав Украины, но они забывают сказать о юге Украины, который должен вернуться в состав Молдавии" - отметил глава румынского государства. Бэсеску напомнил, что эти территории бывшая Украинская ССР получила после Второй мировой войны "из рук Сталина".

Неменский считает, что активизация деятельности Бухареста на этом направлении сейчас совершенно естественна, так как условия для этого сложились как никогда благоприятные. "Во-первых, это косовский прецедент. Что бы ни говорили на Западе, для Румынии и ряда других стран (например, соседней Венгрии) это однозначно прецедент, которым они намерены воспользоваться. Во-вторых, фактически дана отмашка для начала процесса пересмотра итогов Второй мировой войны, и соседняя Украина принимает в этом довольно активное участие. Таким образом, у Румынии есть всё больше оснований для выдвижения требований по возврату ранее оккупированных ею и отнятых у неё по итогам той войны территорий", - полагает историк.

"В-третьих, активизации Румынии способствует и ситуация в Молдавии и Приднестровье. С одной стороны, среди молдаван идея присоединения к Румынии очень популярна, и процесс получения румынских паспортов это подтверждает. С другой стороны, надежд на присоединение Молдавии вместе с Приднестровьем уже почти не остаётся. А ведь нынешняя власть в Кишинёве развивает теорию "молдовенизма" - национальной и исторической обособленности, своего рода идеологии молдавской национальной государственности на альтернативных Румынии основаниях. И к этому её подбивает именно задача возвращения Приднестровья. "Как вернуть Приднестровье?" - это главный вопрос всей политики Кишинёва, и внутренней, и внешней, и это отворачивает Молдавию от темы объединения с Румынией. Стоит иметь в виду, что для Румынии Транснистрия (как они называют Приднестровье) - это не такой уж важный кусок территории, и без него проект "Великой Румынии" вполне может состояться. Но в Бухаресте ясно осознают опасность того, что проблема Приднестровья может заблокировать процесс присоединения Молдавии. Недавняя встреча Владимира Воронина и Игоря Смирнова, их переговоры - тому подтверждение", - отмечает эксперт.

"На этом фоне Бухарест активизировал свою деятельность по разрешению приднестровского конфликта через окончательное отделение Приднестровья. Понятно, что для обеспечения международной, то есть, в первую очередь, западной поддержки этим проектам необходимо предложить сценарий, который бы лишал ПМР статуса как бы оторванной части России. Убрать Россию из Приднестровья - задача номер один для всей политики Запада в этом регионе, - подчеркнул Неменский. - Ведь и та же интеграция Украины в НАТО без этого невозможна. А тут наметилась и активизация Москвы на приднестровском направлении, опасность признания ПМР с её стороны".

"Тут надо понимать, что поднятие вопроса о принадлежности Приднестровья - это собственная инициатива Бухареста, а никак не его реакция на будто бы прозвучавшие заявления официального Киева касательно его желаний по возвращению этой территории. Для Украины Приднестровье - головная боль, причём как независимое, так и потенциально присоединённое к ней. Неудивительно, что Киев уже традиционно проводит политику, направленную на помощь Кишинёву в деле возвращения Приднестровья в состав Молдавии. И в последние годы обе столицы немало сделали в этом направлении, но даже совместная блокада ПМР не принесла желаемого результата. В этом смысле во фразе Бэсеску, под видом укора, содержится как раз обратное: предложение Украине изменить свою позицию по этому вопросу и согласиться на возвращение Приднестровья в её состав", - утверждает эксперт.

"Идея возвращения Приднестровья Украине, для которого есть действительно немало чисто юридических оснований, - это как раз то, что сейчас может объединить интересы Румынии и всего Запада в деле осуществления такого сценария разрешения конфликта. Упоминания о румынских претензиях на Черновицкую и часть Одесской области здесь нужны скорее для того, чтобы сделать сам Киев более сговорчивым в этом процессе. Ведь ясно, что на фоне внутренней ситуации на Украине присоединение к ней ПМР может стать катализатором для процессов федерализации, а также усилить поддержку партий, ориентированных на юго-восточный электорат", - считает Неменский.

По его мнению, опасность, которую таит в себе возвращение Украине Приднестровья, хорошо осознаётся в Бухаресте, однако там также понимают, что такие планы могут не только задевать Россию, но и быть ей в некоторой степени интересны. "Нет сомнений в том, что Москве нужна не унитарная, а федеративная Украина, в которой регионы имеют как можно большую самостоятельность и, одновременно, возможность влияния на центральную власть в Киеве. Такая Украина и в интересах самой Румынии, так как даёт ей надежду на добровольное в будущем присоединение к ней Буджака и Северной Буковины. А если учесть общий фон постепенного ухудшения отношений между Россией и Украиной, а также реальный испуг Москвы ускорением процессов интеграции Украины в структуры НАТО, то становится очевидным, что идеи Траяна Бэсеску будут с большим вниманием восприняты в Москве", - подвел итог Олег Неменский.