Молибден и медь в Армении: Почему европейцы отказались, а россияне согласились
Армения, 21 апреля, 2008, 11:46 — ИА Регнум. В конце прошлого года в Ереване с помпой было подписано соглашение о предоставлении "
Между тем до этого Европейский банк реконструкции и развития отказал ACP в кредите на разработку Техута. Спрашивается, почему? Потому что прибыль от ее разработки никак не дотягивает до того ущерба, который будет нанесен окружающей среде. Да и кроме того, такие малопрозрачные компании, как ACP, входящая в структуру компании Vallex F. M. Establishment, европейцы стараются обходить стороной. За десятилетнюю историю компании общественность не имела счастья ознакомиться ни с ее финансовыми отчетностями, ни с 80%-ным собственником Vallex, зарегистрированным в Лихтенштейне. Более того, деятельность компании в Алаверди, где она владеет медеплавильней и правами на разработку рудников, никак не оценивается как положительная. Правительство Армении почему-то игнорирует факт того, что Vallex никак не берется за исполнение правительственного решения и продолжает засыпать со своей плавильни весь север страны половиной таблицы Менделеева.
На этом фоне обратимся к Техуту, разработка которого так приглянулась
Таким образом, правительство Армении приняло решение о передаче 1490 гектаров территории частной компании под разработку Техутского месторождения. Из этих га 1200 покрыты лесами. Кроме того, еще 81 гектар земель сельскохозяйственного значения принадлежит местным общинам. Чтобы понять масштаб эксплуатации месторождения, приведем лишь одну цифру. В результате 25-летней разработки Техутского месторождения хвосты (переработанные отходы) составят порядка 350 млн кубометров. Это при том, что накопленный суммарный объем хвостовых отходов всех горнорудных предприятий Армении в настоящее время составляет примерно 200 млн кубометров. Чтобы компенсировать такой масштабный ущерб скудной на леса природе Армении, необходимы огромные суммы. А что будет выплачивать компания? Законодательно хвосты считаются опасными отходами 4-й степени, за размещение одной тонны которых в природе выплачивается природоохранная выплата в размере $5, а за размещение пустой породы - $2. Между тем и пустая порода, а тем паче хвосты, содержат тяжелые металлы, из-за которых почва и вода при них становится практически ни к чему непригодными. Данная территория вымирает. За 25 лет компания переработает 278 млн тонн пустой породы и 175 млн тонн руды. Мизерные и неадекватные ущербу природоохранные выплаты сразу делают проект весьма привлекательным с финансовой точки зрения.
Согласно законодательству Армении, в случае несанкционированного размещения в лесной зоне отходов взимается штраф в размере $33 с квадратного метра, или $330 000 с гектара. Ущерб от хвостохранилища будущего Техутского комбината, размер которого составит 214 га, программой оценен в $155 тыс. То есть меньше в 455 раз. Комментарии тут излишни. При незаконном сенокосе в лесной зоне законодательством предусмотрены большие штрафы, нежели оценен ущерб от хвостохранилища с миллионами тонн зараженных тяжелыми металлами отходов.
Ущерб от открытого рудника, площадь которого составит 240 га, оценен в $22 тыс. Это при том, что густой лес на 240 га будет уничтожен и никогда больше не будет восстановлен. Гектары лесной территории, которые пойдут под застройку, оценены в $40/гектар. Таким образом, получается, что если бы с этих гектаров с компании взяли бы штраф за несанкционированный сенокос, то природоохранные выплаты были бы большими, нежели за уничтожение леса, опустынивание и отравление территории.
На территории месторождения берут начало истоки реки Шнох, которая, вливаясь в Дебед, достигает Куры. В результате разработки месторождения вода в Шнохе наполнится тяжелыми металлами и не только испортит проживание здесь всяких рыб, но и станет непригодной для использования в оросительных целях. Правда, до границы с Грузией Шнох и далее Дебед полностью очистятся от вредных соединений, но до этого все прибрежные к этим рекам общины будут вынуждены отказаться от орошения и рыболовства. Или могут не отказаться и с пищей вгонять в организм медь, цинк, кадмий, ртуть, свинец, стимулируя тем самым раковые заболевания. Опускаем тот факт, что в истоках этих рек нерестятся многие виды эндемичных рыб или в этой местности водится большое количество занесенной в Красную книгу представителей флоры и фауны. За вырубку 150 тыс. грушевых деревьев, дуба, граба, бука и иных ценных и промышленных пород леса компания обязуется выплатить ущерб в размере около $6,2 млн. В то же время на штрафы за несанкционированную вырубку такого объема леса всех активов Vallex не хватило бы.
Кстати, об экономической стороне вопроса. В настоящее время в Армении лицензии для разработки месторождений полезных ископаемых выдаются при расчете разведки запасов еще советского периода - давностью в 25-50 лет. Понятное дело, что тогда геологи не обладали ни соответствующими современными технологиями разведки, не рассчитывались запасы сопутствующих металлов, которые тогда были мало востребованы в мировой экономике (к примеру, рений), не было и отточенных современных технологий, позволяющих горно-обогатительным фабрикам извлекать металл из породы почти полностью, а не на 30-45%. Это еще один весомый плюс, намного повышающий привлекательность разработки металлургических месторождений в Армении, где в результате уничтожения геологической науки никто, кроме иностранных собственников, не имеет представлений о реальной стоимости месторождений.
В целом экологический ущерб от разработки Техутского месторождения оценивается в $6,7 млн, в которых рассчитано все - от вырубки леса до рекультивации территории инфраструктур и хвостохранилищ. Эта цифра мизерно мала в сравнении с тем ущербом, который на самом деле будет причинен природе на полторы тысячи га, даже без учета того, что два села (Техут и Шнох) в 3 тыс. семей (которых правительство Армении вынудило продавать свои земли компании по $0,1 за квадратный метр) через 25 лет лишатся средств к существованию и вынуждены будут покинуть свои родные дома. Компенсировать этот ущерб не сможет даже официально заявленная чистая прибыть компании в $30-35 млн ежегодно, из которых по $6-7 млн будет направляться в государственный бюджет Армении. Именно этот расчет стал причиной отказа европейцев от финансирования проекта и бессовестного согласия следящих за экологической сводкой по Москве "белых воротничков" из ВТБ.
Артур Искандарян - экономический обозреватель