Польский бизнес скупает экономику Литвы - Польша и ядерная энергетика Литвы. Игналинская АЭС - Планы постройки собственной ядерной электростанции в Польше - Польша и энергетические проблемы Литвы (газ, электроэнергия)

Польский бизнес скупает экономику Литвы.

Литва является одним из главных торговых партнеров Польши, доля импорта, полученного Литвой из Польши за период январь - сентябрь 2006 года составила 9,4% (в этом отношении Польшу опережают лишь Россия и Германия, доля которых в импорте Литвы за этот же период составляет 27,4% и 14,4% соответственно). Эти данные представлены польским посольством в Вильнюсе на основе отчетов Департамента статистики Литвы. Из этого же отчета следует, что общая величина литовского импорта в январе-сентябре 2006 года увеличилась на 25,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. Объемы импорта из Польши ежегодно растут. В 2006 году, по сравнению с 2005 г., этот показатель вырос на 42% и составил десятую часть всего импорта Литвы, при этом тенденция увеличения импорта сохраняется.

Инвестиции в экономику Литвы.

Среди стран-инвесторов по итогам 2006 года Польша занимала всего лишь 14-е место. Польские предприниматели вкладывают средства в основном в промышленность, сферу торговли и услуг, финансовый сектор и в недвижимость. Однако произошедшая в конце 2006 года сделка - покупка компанией "PKN Orlen" крупнейшего нефтяного концерна Литвы "Мажейкю нафта" - вывела Польшу на новый уровень, величина вложений составила около $2.5 млрд., что стало самой значительной суммой за всю историю инвестиций в Литву.

Среди других крупных польских инвесторов (в порядке убывания размеров капиталовложений):

- компания "Powszechny Zakład Ubezpieczeń", владеющая 100% акций "PZU Lietuva" (страхование имущества, недвижимости, транспорта) в Вильнюсе,

- "WARTA", владеющая 100% акций "PANEVĖŽIO STIKLAS" (выпуск изделий из стекла) в г. Поневеж,

- "Ceramika Opoczno", владеющая 60% акций компании "Dvarčionių Keramika" (производство керамической плитки) в Вильнюсе,

- "Grupa LOTOS", купившая крупного дистрибъютора моторных масел "UAB Lotos Baltija" в Вильнюсе,

- частный капитал, владеющий крупной вильнюсской компанией "TAGATIS" (производство пищевой продукции).

Что касается польского нефтяного бизнеса, то он собирается и дальше активно проникать в Литву. Компания "PKN Orlen", купившая в декабре 2006 года акции нефтяного концерна Литвы "Мажейкю нафта", планирует расширить сферу деятельности. В феврале 2008 года в польской прессе появилась информация, что "PKN Orlen" планирует купить блокирующий пакет акций литовского госпредприятия "Клайпедос Нафта" и проложить трубопровод до терминала в Клайпеде. Владельцем 70% акций "Клайпедос Нафта" является литовское правительство, и в случае, если литовский сейм не даст согласие на сделку, "PKN Orlen" намерен приобрести контроль над морскими портами Лиепая и Вендспилс (польск. Липава и Виндава соответственно).

В феврале 2008 года в польской прессе появилась информация, что принадлежащий компании нефтеперерабатывающий завод в Можейках получил заказ литовского правительства на поставку для армии бензина и моторных масел. В соответствии с планами компании, до 2012 года будет значительно увеличена численность бензозаправок, на территории Литвы и Латвии будет построена сеть заправок (свыше 200 единиц) и таким образом планируется в итоге достигнуть 20% доли участия компании на рынке этих двух стран.

Польские предприниматели наступают также и на сферу сельского хозяйства Литвы.

Литва экспортирует в основном продукцию польского животноводства, сельского хозяйства, пищевой промышленности (полуфабрикаты). В последние годы, по сообщению Министерства сельского хозяйства Польши, сохраняется тенденция хоть и небольшого, но увеличения экспорта сельхозпродукции в Литву. "Польский бизнес атакует Литву" - так были оценены итоги 2006 года в самой Литве. Импортное польское мясо, молоко, овощи и фрукты буквально заполонили литовские супермаркеты. И главную роль в этом процессе играет даже не более привлекательная стоимость польских продуктов, а тот факт, что литовские производители демонстрируют низкую активность, - считают литовские газеты. В самой же Польше в связи с ее вступлением в Евросоюз интерес к сельскому хозяйству возрос, и сегодня эта отрасль развивается весьма интенсивно. При помощи кредитной политики правительство стимулирует укрупнение хозяйств, проводит индустриализацию в сельском хозяйстве.

Нехватка рабочих рук, растущие цены на топливо и транспортные сборы, зачастую сочетающиеся с плохим урожаем (как, например, случилось с урожаем картофеля и огурцов в 2007 году) - все это приводит к тому, что предприниматели Литвы склонны вступать в сделки с польскими поставщиками, предлагающими сельхозпродукцию, себестоимость которой на практике оказывается значительно ниже, чем литовская. По сообщениям польских газет, летом 2007 года стоимость ввозимого из Польши картофеля была почти в два раза ниже по сравнению с собственно литовским. Чтобы повлиять на импорт сельхозпродукции, власти Литвы ужесточили санитарные требования и контроль на таможнях. Благодаря этому удалось немного повысить конечную стоимость импортной продукции (пограничный контроль увеличил время простоя автотранспорта, что вынудило продавцов повысить цену на товар).

Что касается животноводческой сферы, то здесь наблюдается схожая картина. Еще в 2006 году Литва заняла первое место среди стран-экспортеров польского мяса, Польша, являющаяся одним из основных поставщиков молока в Евросоюзе, и в дальнейшем намерена использовать Литву как главный рынок сбыта товаров. Обзор последних новостей в экономической сфере создает впечатление, что польский бизнес развивается более успешно, предоставляя серьезную угрозу литовской экономике. Однако эти две страны объединяют многие вопросы, находящиеся в плоскости энергоресурсов.

Польша и ядерная энергетика Литвы. Игналинская АЭС.

Действующая на территории Литвы Игналинская АЭС (ядерная станция чернобыльского типа) должна быть закрыта в 2009 году, что было одним из условий принятия страны в Евросоюз в 2004 году. Первый реактор, построенный в 1983, был закрыт в 2004, ныне действующий - начал работу в 1987, 8 ноября 2007 из-за аварийных неполадок реактор был на время отключен.

В связи с закрытием АЭС, запланированным на 2009 год, в Литве появились планы строительства новой АЭС, в этом же регионе, недалеко от ныне существующей станции. Проектируемая мощность новой АЭС составляет 3200 МВ, поначалу рассматривался проект меньшей мощностью (до 1000-1600МВ). Сегодня Игналинская АЭС поставляет 80% электроэнергии страны, поэтому вопрос строительства замены для Литвы очень важен, в противном случае страна вынуждена будет импортировать энергию из России. Еще во второй половине 2006 года, в свете активно обсуждаемой в Евросоюзе необходимости создания единого европейского пространства на основе взаимного сотрудничества между странами, литовская сторона обратилась к Польше с предложением участвовать в проекте. В ноябре 2006 президент Лех Качиньский, во время своего визита в Вильнюс заявил, что Польша как инвестор и совладелец акций примет участие в строительстве АЭС. В строительстве АЭС (международный проект Игналина-2) помимо собственно Литвы и Польши задействованы также Латвия и Эстония. В середине декабря 2006 года был подписан четырехсторонний трактат о взаимном сотрудничестве. С польской стороны работы планировалось возложить на гиганта отрасли - компанию "Польские Электроэнергетические Сети" (PSE).

Летом 2007 года проходили литовско-польские переговоры на уровне глав правительств и министров экономики о совместном участии в строительстве. Уже тогда называлась примерная дата пуска новой АЭС - 2015 год. Однако в июле 2007 года министр экономики Петр Вужняк заявил об отказе Польши подписывать соглашение в том виде, в каком это предлагала сделать Литва. Он потребовал увеличить долю Польши в проекте, обеспечив каждой из сторон равные доли (таким образом, выступив против намеченных соглашением 34% у Литвы и по 22% у остальных стран-участниц). Польские газеты в этот период говорили о кризисе в польско-литовских отношениях. Литва, в свою очередь, сослалась на условие МАГАТЭ о том, что строительство будет возможно лишь в случае, если одной из стран будет принадлежать наибольшая доля акций. Подписание соглашения было отложено. Отделение "Greenpeace" в Польше выступило вообще против всякого участия страны в деле постройки атомной электростанции. Однако участие польских технических представителей в совместной работе комиссий четырех стран продолжилось, независимость Восточной Европы от "энергетического шантажа России" все-таки довольно сильно волнует политиков этих стран. По подсчетам общей технической комиссии четырех стран-участниц, постройка двух энергетических блоков АЭС мощностью 3200 МВ потребует капиталовложений в размере около $5 млрд. Требованием Польши стало обеспечение ей доли в 1200 МВ. В октябре 2007 литовский премьер-министр Гедиминас Киркилас заявил, что готов подписать договор с Польшей на этих условиях, но лишь после того, как получит разрешение от международных органов по охране среды на строительство АЭС запланированной мощности. Такое согласие было получено, о чем Киркилас заявил в феврале 2008 года на встрече премьер-министров обеих стран. Ответным дружественным шагом с польской стороны стало недавнее заявление польского премьер-министра Павляка, что Польша поддерживает идею о необходимости продлить срок действия старой Игналинской АЭС и готова оказать поддержку обращению Литвы в Европарламент.

Планы постройки собственной ядерной электростанции в Польше

.

В настоящее время на территории Польши находятся 2 атомных реактора, однако оба имеют научно-исследовательский характер, находятся в институте Атомной Энергии в местечке Щверк под Варшавой, первый - "Мария" - имеет мощность 30 МВ, и до сих пор используется для производства радиоактивных веществ и исследовательской работы. Реактор "Ева" мощностью 10 МВ был закрыт в 1995 году. По вопросу о строительстве собственной ядерной электростанции в Польше проводились опросы общественного мнения. В конце 2006 года 61% поляков высказались "за". В конце 2007 - начале 2008 в польской официальной прессе появились заявления о намерении Польши полностью отказаться от участия в проекте и построить собственную АЭС к 2021 году, однако январское заявление Минэкономики опровергло эту информацию, заявив об огромном значении проекта постройки Игналинской АЭС для всей страны.

Польша и энергетические проблемы Литвы (газ, электроэнергия).

Необходимость установления трансевропейских энергетических связей - один из главных вопросов, по которым польские власти получают довольно много критики со стороны Еврокомиссии. В постройке связующей сети заинтересована также и Литва, уже более 10 лет власти страны добиваются от Польши начать сотрудничество и соединить системы электросетей обеих стран, этот проект снизит зависимость Литвы от российской энергетики, повернув ее "лицом к Западу". В территориальном плане Литва до сих пор является "островом" Евросоюза, а мостом, который должен связать ее с Западной Европой, является именно Польша. Постоянно получая отказ польских властей, в качестве нового связующего с Западом звена Литва стала рассматривать Швецию. В этом направлении был достигнут ряд дипломатических успехов, однако при самых благоприятных прогнозах завершение строительства польско-шведского энергетического моста может осуществиться не ранее 2012 года.

Активность Литвы особенно возросла в последние годы в связи с обязательством закрыть к 2009 году Игналинскую АЭС, данным в 2004 году при вступлении в Евросоюз. Закрытие главного источника энергии очень остро ставит вопрос о новых источниках энергии в период до 2015 (до планируемого пуска новой АЭС). Скептическое отношение польских властей к этому проекту объясняется опасениями, что через Литву начнет поступать более дешевая электроэнергия, приходящая из России, что негативно скажется на всей электроэнергетической отрасли Польши и снизит ее позиции на европейском рынке (в то время как сегодня Польша является крупнейшим после Франции экспортером электроэнергии в Европе). Официально отказ от переговоров представители Минэкономики Польши мотивируют нехваткой средств и высокой стоимостью проекта (до 100 млн. евро).

Брюссель также уже давно оказывает дипломатическое давление на Польшу. Поэтому в марте 2006 года проект вновь стал темой беседы. На встрече с президентом Литвы Валдасом Адамкусом Лех Качиньский предложил присоединиться к разработанному польским правительством "пакту об энергетической безопасности". Это было предлогом для того, чтобы вернуться к обсуждению вопроса о строительства "моста", которым президент Литвы не преминул воспользоваться. Договоренность о подписании долгожданного договора об энергетическом мосте между двумя странами была достигнута в сентябре 2006 года, однако конкретные шаги в этом направлении не предпринимались. Положение осложнялось тем, что начиная с июля 2007 года официальные представители Польши стали указывать на зависимость подписания договора от уступок Литвы по вопросу о доли Польши в проекте Игналинской АЭС. В это же время в газетах появилась информация о том, что Литва не оставляет надежду добиться поблажек от Брюсселя и отсрочить закрытие старой АЭС.

Однако, переговорный процесс не был полностью остановлен, хоть и шел весьма непросто, проблема обсуждалась в телефонных беседах и личных встречах глав государств и правительств, а также непосредственно между компаниями "Польские Электроэнергетические Сети" (PSE) и "Lietuvos Energija" (соглашение о сотрудничестве между этими компаниями было подписано еще в декабре 2006 года). В середине октября 2007 года в Вильнюсе состоялась встреча, специально посвященная проблеме взаимодействия в электроэнергетике, но подписание соглашения и тогда было отложено. И лишь в начале 2008 года договор был подписан. Это произошло 11 февраля 2008 года в Варшаве, было обозначено создание двустороннего органа по технической разработке моста. Этот мост должен соединить коммуникации литовского г. Алитус и польского г. Элк. Он будет представлять собой двустороннюю линию электросетей мощностью 400кВ и трансформаторную станцию мощностью 1000МВ, которая будет установлена на территории Литвы. Стоимость прокладки линии на польской стороне достигает 188 млн. злотых. В настоящий момент начались работы по претворению проекта в жизнь. Еврокомиссия выразила чрезвычайное одобрение долгожданного соглашения.

Сближение государств сказалось также еще в одном направлении. В 2007 году по инициативе литовской стороны началось обсуждение совместного польско-литовского проекта по соединению систем газопроводов стран. Даже по предварительным оценкам экспертов будущий проект станет удачным не столько в коммерческом плане, сколько в сфере "безопасности". Присоединение Польши к литовской газопроводной системе увеличило бы экспортные возможности страны, но лишь если удастся осуществить проект нового газового терминала в Свиноуйсце (в январе 2008 тендер на постройку терминала выиграла канадская фирма SNC Lavalin Services), а также присоединиться к проекту "Skanled" (в июне 2006 Польша подписала договор об участии в постройке трубопровода "Scanled" для прокачки природного газа из Норвегии). Сообщалось, что обсуждение вопроса об объединении систем газопроводов Польши и Литвы запланировано на встрече премьер-министров обеих стран в июне 2007, однако удалось ли достичь каких-либо договоренностей - неизвестно.

Вполне вероятно, данный план стал ответным ходом государств в связи с активно обсуждавшимся в начале 2007 года проектом Северо-Европейского газопровода (призванного соединить Россию и Германию в обход этих стран). В июле 2007 года Литва и Польша прямо выступили против строительства Северо-Европейского газопровода, обратившись в ЕС с докладом о его недостатках и общей неэффективности.