"Мы имеем дело с другим Азербайджаном": статья уволенного спикера МИД Армении
Бывший пресс-секретарь министерства иностранных дел Армении
"Последние несколько лет отмечены прогрессирующим процессом - две страны Южного Кавказа (Армения и Азербайджан - ред.) были вовлечены в переговоры вокруг Пражских договоренностей, отражающих перспективу самоопределения Нагорного Карабаха, что исходило из интересов Армении. Ереван, будучи уверенным, что переговоры проходят при посредничестве стран - сопредседателей МГ
Ситуация, по мнению Карапетяна, изменилась после того, как 14 марта 2008 года на сессии Генеральной ассамблеи
Слова осуждения, озвученные заместителем министра иностранных дел Азербайджана
Заявление МИД Армении от 14 марта о том, что сопредседатели Минской группы инициировали встречу президентов Армении и Азербайджана в Бухаресте Карапетян расценивает как попытку продемонстрировать желание продолжения переговорного процесса на базе Пражских договоренностей. Но отказ Азербайджана дает повод предположить, что Баку не желает возвращаться к этому формату, о чем свидетельствуют попытки Азербайджана изменить или распустить Минскую группу. Из всего этого Карапетян заключает, что процесс мирных переговоров дошел до опасной грани, что может привести к непредсказуемым последствиям. Он при этом ожидает замораживания переговорного процесса или его вынужденное затягивание со стороны Армении на фоне понижения международного имиджа страны, поскольку все последующие действия республики будут направлены на укрепление утерянных позиций на международной арене и предотвращение возможной дипломатической блокады. Но переговорный процесс будет затягиваться также и со стороны Азербайджана, уверен Карапетян, по причине предстоящих осенью президентских выборов.
Автор добавляет, что армянская сторона будет придерживаться своих принципов, тем более, что они ясно определены в предвыборной программе новоизбранного президента Армении - это самоопределение Нагорного Карабаха и сохранение его общей границы с Арменией. Но после провокационных действий Азербайджана трудно будет сесть за стол переговоров, тем более, если учитывать общественное мнение населения Армении, которое требует выработать четкую доктрину властей в ответ на эти действия. "По моему глубокому убеждению, признание Нагорного Карабаха имеет смысл лишь тогда, когда будут получены гарантии хотя бы нескольких союзников относительно подобного шага", - отмечает Карапетян. Признание независимости Нагорного Карабаха стратегически является шагом, который Азербайджан сможет использовать для создания антиармянской "коалиции" и поочередно проталкивать с ее помощью резолюции против ослабевшей Армении.
Бывший споуксмен внешнеполитического ведомства отмечает, что Армения сегодня имеет дело с совершенно другим Азербайджаном, который за последние 2 года может оказывать сопротивление сверхдержавам, как, в частности, России в газовом вопросе и США в вопросе отношений с Ираном. Азербайджан осознает свое значимое место в сфере энергетической безопасности ЕС, и пользуется этим, что не исключает, что Баку пойдет на шантаж. Будут сделаны заявления, подобные заявлениям Азимова о статусе Лачина, и после получения отказа с армянской стороны перед мировой общественностью будет заявлено о том, что Армения не идет к конструктивному диалогу, что станет причиной для остановки переговоров.
В данной ситуации, при крайнем отдалении позиций Армении и Азербайджана становится маловероятным действенное участие властей Нагорного Карабаха в переговорном процессе, что уменьшает возможности выражения армянской позиции. Но так как в ближайшие 2-3 года Азербайджан будет занят завершением строительства железнодорожной магистрали Баку - Тбилиси - Карс, Армении необходимо будет использовать полученную возможность для дипломатического прорыва. В обратном случае, после завершения проекта угроза применения силы станет не возможностью, а реальностью, тем более, что Азербайджан будет искать причины для начала военных действий под предлогом стремления восстановить территориальную целостность. Баку будет продолжать добиваться внесения резолюций в различные международные инстанции, в которых основополагающим будет принцип сохранения Нагорного Карабаха в составе страны и признание территориальной целостности Азербайджана. Во избежание этого, по мнению Карапетяна, потребуются не только усилия армянской дипломатии, но и парламента Армении, и, что самое главное, для этого необходима стабильность в Армении.
Бывший пресс-секретарь МИД Армении замечает, что Баку смог найти выгоду даже в международной обстановке вокруг признания независимости Косово, о чем свидетельствуют заявления сопредседателей Минской группы о том, что Азербайджану удалось провести резолюцию Генассамблеей ООН, благодаря международной обстановке вокруг Косово. "Для армян ясно одно - без разрешения карабахского вопроса на выгодных нам позициях или взаимных уступок, под вопросом оказывается становление государственности Армении", - отмечает Карапетян, указывая на провал переговорного процесса. "Мы стоим перед новыми задачами, в основе которых лежат наши упущения и сегодняшняя слабость, новый региональный статус Азербайджана и общая неблагоприятная международная обстановка", - резюмирует он, добавляя, что "сегодняшний Азербайджан отличается от того, с которым мы имели дело в переговорном процессе в конце прошлого века". Выход из подобного состояния Карапетян видит в демократических преобразованиях общества, во внутренней солидарности и консолидации, вместе с которыми призывает активировать дипломатию и делать все, чтобы ознакомить мировое сообщество с принципами, подходами и позициями армянской стороны в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "Необходима активная позиция МИД Армении и частые визиты главы государства и договоренности. В противном случае повторится ситуация 1996 года, когда за один день провалились все достигнутые за год договоренности между министрами иностранных дел Липаритяном и Гулузаде, что привело к известному заявлению сопредседателей. Сейчас Азербайджан повторил тот же шаг, что и в 1996 году", - пишет Карапетян и советует "не ошибиться в третий раз".
Отметим, что Владимир Карапетям был уволен из МИД Армении вместе с рядом других дипломатов после того, как все они выразили обеспокоенность внутриполитической ситуацией в стране в поствыборный период.