Жирная двойка за внешнюю политику? Нагорный Карабах за неделю
Военный вестник
Азербайджанские СМИ продолжают передавать сообщения о нарушениях армянской стороной режима прекращения огня. Так, согласно сайту Analitika.az, 2 апреля подразделения армянских вооруженных сил нарушили режим прекращения огня в Агдамском, Гядабейском, Тертерском, Товузском, Физулинском и Ходжавендском направлениях. В этот день, передает бакинское агентство, с 13:25 до 17:15 армянские вооруженные силы с позиций, расположенных в Бердском районе Армении, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу азербайджанские позиции, расположенные в Товузском и Гядабейском районах Азербайджана. А с 09:45 2 апреля до 04:40 3 апреля армянские вооруженные силы с позиций, расположенных близ сел Ашагы Вейселли, Абдулрахманлы, Гервенд и Горган Физулинского района, Юсифджанлы и Джавахирли Агдамского района, на безымянных высотах Ходжавендского района, близ сел Чилябюрт и Гызыл Оба Тертерского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу расположенные напротив азербайджанские позиции. Потерь нет.
По сообщению бакинской "525-й газеты", подразделения Вооруженных сил Армении 3 апреля с 10:35 до 01:35 4 апреля с перерывами по местному времени с позиций, расположенных на территории Бердского района Республики Армения, подвергли обстрелу позиции азербайджанских вооруженных сил на территории сел Мунджуглу и Алибейли Товузского район. 3 и 4 апреля армянскими подразделениями были обстреляны азербайджанские позиции вблизи сел Ашагы Вейсялли и Горган Физулинского района, вблизи села Юсифджанлы Агдамского района и вблизи сел Чиляберт, Сейсулан и Гызыл Оба Тертерского района. Согласно газете, "ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет".
По сообщению Day.Az, 9 апреля армянской стороной были обстреляны позиции азербайджанской армии вблизи села Гервенд и безымянной высоты Физулинского района, села Чилебюрт Тертерского района и безымянной высоты в Ходжавендском районе. Помимо этого, передает агентство, с позиций, расположенных на безымянной высоте Бердского района Армении, были обстреляны позиции азербайджанской армии в селе Коха Неби Товузского района Азербайджана.
Как заявил корреспонденту
Азербайджан тотально заполонил СМИ информациями о нарушении армянской стороной режима прекращения огня. Как отмечает Armenia Today, практически во всех описанных азербайджанскими СМИ случаях заявляется, что "ответным огнем враг был подавлен, жертв нет". "Если ранее информация о нарушении армянской стороной затрагивала в основном направление Тертерского района, то теперь красочно описывается и поминутно рассказывается об обстрелах по различным направлениям, в том числе Товузского, Физулинского и Агдамского районов. Ранее подобные сведения на высоком и не очень уровне распространялись перманентно, но уже месяц как "информация о злодеяниях армян" появляется каждый день. Частота подобных сообщений увеличилась после попытки азербайджанскими ВС захватить один из постов на карабахском участке линии соприкосновения 4 марта 2008 года. Тогда в результате ответного огня карабахских сил азербайджанская сторона потеряла около 6 военных. Жертв с армянской стороны не было. Как сообщает агентство,
Саммит
2 апреля находящийся в Бухаресте президент Азербайджана
3 апреля в Бухаресте на саммите НАТО состоялась встреча новоизбранного президента Армении, премьер-министра страны
Выступая перед журналистами, глава МИД Армении
3 апреля сопредседатели Минской группы ОБСЕ распространили в Бухаресте совместное заявление. Как сообщает АПА, в документе отмечается, что в рамках саммита НАТО в Бухаресте сопредседатели МГ ОБСЕ Бернар Фасье (Франция),
С Минской группой ОБСЕ происходит, по меньшей мере, что-то не то, пишет газета "Азг", откликаясь на заявление сопредседателей. "Во-первых, в ходе перевода вышеупомянутого заявления с английского мы были предельно внимательны в подборе слов, но как понимать такое? Нужно ли понимать так, что для сопредседателей единственной проблемой остался вопрос будущего статуса Нагорного Карабаха?" - спрашивает газета и заключает: "Как бы то ни было, четкость со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ настолько же необходима и безотлагательна, насколько важны переговоры по урегулированию конфликта".
Бакинская "525-я газета" сообщает, что по завершении саммита НАТО в Бухаресте был принят документ, в одном из пунктов которого выражена поддержка территориальной целостности Азербайджана: "Мы - Североатлантический альянс, обеспокоены конфликтами на Южном Кавказе и в Республике Молдова. Наши народы поддерживают территориальную целостность, незаивимость и суверенность Армении, Азербайджана, Грузии и Молдовы. Учитывая эти принципы, мы поддерживаем усилия в направлении решения региональных конфликтов мирным путем".
Сопредседателями недовольны все
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ призывают президентов Азербайджана и Армении встретиться в кратчайшие сроки. "Главы двух государств и сопредседатели Минской группы решили продолжить переговоры на базе "Основных принципов", внести ясность в обсуждаемые предложения и предпринять дополнительные шаги в поддержку мирных переговоров", - говорится в заявлении сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые провели встречу с главами Азербайджана и Армении в Бухаресте. Как сообщает бакинская "525-я газета", сопредседатели вновь подчеркнули, что поддерживают территориальную целостность Азербайджана и важность политических компромиссов по статусу Нагорного Карабаха, который должен быть определен населением этого региона.
В Азербайджане и Армении есть силы, готовые найти общий язык. Об этом заявил помощник заместителя госсекретаря США, американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по карабахскому урегулированию
"Я лично недоволен позицией сопредседателей, особенно одним из них", - сказал спикер армянского парламента
Проголосовав против принятия резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "По ситуации на оккупированных азербайджанских территориях", страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ нарушили нейтралитет, заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана
Иными словами, откликается газета "Айоц Ашхар", Азербайджан дает понять, что Минская группа это не только США, Франция и Россия, и представители этих стран должны пересмотреть свои предложения, если хотят остаться сопредседателями. "Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов напомнил о существовании какого-то "пакета" предложений, представленного посредниками четыре года назад, в котором якобы основное внимание уделяется обеспечению территориальной целостности Азербайджана. В то же время замминистра иностранных дел соседней страны весьма своеобразно истолковал вопрос Лачинского коридора, являющийся важной частью документа, представленного сопредседателями МГ ОБСЕ 29 ноября 2007 г. в Мадриде. Ясно, что у армянской стороны просто нет возможности пойти на компромисс как в определении статуса НК, так и в осуществлении контроля над Лачинским коридором. Учитывая это обстоятельство, Азимов в своем последнем заявлении связал эти два вопроса воедино, пытаясь создать впечатление конструктивного настроя Азербайджана".
Руководитель азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманов считает, что страны, являющиеся сопредседателями процесса переговоров, на 62-й сессии в ходе голосования за резолюцию должны были оставаться нейтральными. "Страны-сопредседатели, проголосовав против резолюции ООН, опирающейся на международные правовые нормы, допустили серьезную ошибку", - добавил он, отметив, что Минский формат устраивает Азербайджан. Как сообщает бакинская "525-я газета", по словам Бахманова, все 13 стран, являющиеся членами Минской группы, в процессе переговоров должны быть активными, и страны-сопредседатели при вынесении какого-либо решения должны советоваться с ними. Бахманов сказал, что сопредседатели отстранили от деятельности страны, являющиеся членами Минской группы. И поэтому ее деятельность парализована. "Позиция общины заключается в том, чтобы деятельность Минской группы в целом ожила, все страны-члены должны участвовать в процессе переговоров", - добавил он.
На прошедшей неделе около 30 активистов партии "Муасир Мусават" попытались провести пикет перед посольством Франции в Баку. Полиция не разрешила пикетчикам подойти к зданию дипмиссии. Акция прошла с требованием отказаться от деятельности Минской группы ОБСЕ в связи с тем, что страны-сопредседатели ОБСЕ в лице России, Франции и США проголосовали против принятой 14 марта на сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюции "О положении на оккупированных территориях Азербайджана". Главными лозунгами акции протеста были: "Сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны отказаться от проармянской позиции" и "Французский сопредседатель должен быть отстранен от занимаемой должности". В завершение участники акции передали заявление протеста представителю посольства Франции. ("525-я газета").
На вопросы Day.Az отвечает исполнительный директор британской неправительственной организации Links Деннис Саммут
Day.Az: Какое влияние на переговорный процесс по Нагорному Карабаху может оказать принятая недавно ООН резолюция "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана"?
Деннис Саммут: На мой взгляд, Азербайджан должен использовать мирные средства для решения нагорно-карабахского конфликта. В этом смысле резолюция ООН является одним из таких средств. Я не могу критиковать Азербайджан за использование им своего дипломатического потенциала для защиты своей позиции. Это вопрос тактики.
Day.Az: Не считаете ли вы, что голосование странами-сопредседателями против этой резолюции вредит имиджу этих стран как посредников в карабахском урегулировании?
Деннис Саммут: Я был очень удивлен, что страны-сопредседатели проголосовали таким образом. Должен признаться, что я не ожидал от них именно такого решения. Но я так понимаю, что в целом сопредседатели не выступили против этой резолюции, они были недовольны тем, что эта резолюция вообще была инициирована. Я думаю, что такое голосование нужно рассматривать в том контексте, что против резолюции голосовали не страны-сопредседатели, а просто страны - США, Россия и Франция. Так или иначе, им нужно принять то, что произошло в итоге.
Day.Az: Насколько оправданны в таком случае раздающиеся из Баку призывы о необходимости замены стран-сопредседателей?
Деннис Саммут: Минский процесс имеет несколько составляющих. Прежде всего, это само ОБСЕ. Вторая - это Минская группа, третье - сопредседатели Минской группы в лице стран-посредников и четвертая - общественность, представляющая эти страны. Я не совсем четко понимаю, против чего именно направлен этот протест, что является объектом критики: ОБСЕ, Минская группа, сопредседатели или их отдельные представители. Я всегда говорил, что Минский процесс должен быть гибким. Ситуация в Нагорном Карабахе и вокруг него изменилась, и надо понять, что необходимо усовершенствовать Минский процесс. Этот процесс не является чем-то святым и неприкосновенным, а всего лишь инструмент, посредством которого международное сообщество предложило более 10 лет назад Азербайджану и Армении свою помощь в решении карабахской проблемы и который должен меняться в зависимости от текущей ситуации.
Day.Az: Как избрание
Деннис Саммут: Как раз на прошлой неделе я был в Армении, встречался с различными представителями армянского правительства. На каждой из встреч меня уверяли, что в Армении грядут большие изменения. Будет много новых идей, новой политики. Имеется в виду не только Нагорный Карабах, а в целом политика. Но в любом случае, это коснется и карабахской проблемы. Я считаю, что мы переживаем важный период, когда должен быть более активно задействован механизм переговоров. И я надеюсь, что Азербайджан и Армения воспользуются этим в предстоящие месяцы. ("Day.Az").
Азербайджан и Карабах против Мадридского документа?
Принятый в ноябре совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Мадриде документ о базовых принципах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта послужит хорошим основанием для продолжения переговоров между Азербайджаном и Арменией, сказал министр иностранных дел России
По словам заместителя главы МИД Азербайджана Араза Азимова, в пакете предложений, выдвинутом 4 года назад посредниками переговорного процесса, основное место занимала формула обеспечения территориальной целостности Азербайджана. "Если бы это было не так, официальный Баку отказался от переговоров. В этих предложениях говорилось о том, что Нагорный Карабах остается в составе Азербайджана и как азербайджанцы, так и армяне получают право проживать на этой территории. Внесение каких-либо изменений и домыслов в эту формулу является недопустимым. Азербайджан не допустит потери части своей территории и любыми путями обеспечит свою территориальную целостность", - отметил замминистра. Азимов также затронул вопрос о возможном будущем Лачинского коридора. Отмечая, что указанный коридор имеет важное значение как для Азербайджана, так и для Армении, замминистра подчеркнул, что официальный Баку предлагает возможность использования коридора обеими сторонами с условием, что он останется в составе Азербайджана. По его словам, об этом известно и сопредседателям МГ ОБСЕ, и этот вопрос может стать объектом обсуждения в дальнейших переговорах. ("Зеркало").
Как сообщает газете "Азг", отвечая на вопрос журналистов о том, на каком уровне находятся переговоры,
"Для армянской стороны основой для переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта является Мадридский документ", - привел корреспонденту PanARMENIAN.Net слова главы МИД Армении и. о. пресс-секретаря МИД Армении Тигран Балаян, комментируя заявление заместителя министра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, заявившего, что "в пакете предложений, выдвинутом 4 года назад посредниками переговорного процесса, основное место занимала формула обеспечения территориальной целостности Азербайджана". По словам Балаяна, в Мадридском документе черным по белому написано, что народ Нагорного Карабаха имеет право на самоопределение. Комментируя слова Азимова о том, что официальный Баку предлагает возможность использования Лачинского коридора обеими сторонами с условием, что он останется в составе Азербайджана, Балаян заявил "Это всего лишь желание Баку".
Мадридские принципы изначально неприемлемы для карабахской стороны, так как некоторые из них не соответствуют Конституции НКР. Об этом заявил председатель парламентской комиссии по внешним сношениям
Жирная двойка за внешнюю политику?
Председатель Национального собрания Армении
"Стабильность, темпы развития, непоколебимость Армении являются лучшими гарантиями твердости позиций в вопросе Карабаха, и очевидно, что Азербайджан попытался использовать внутриполитическую ситуацию Армении для влияния на переговорный процесс", - заявил журналистам 4 апреля президент РА Роберт Кочарян, добавив, что это накладывает на армянскую сторону обязательство быть намного более решительной в принципиальных вопросах. "Конечно, никаких уступок и перемен в подходах не может быть. Наоборот, в подобных случаях нужно отвечать исключительно ужесточением позиций", - отметил президент, пояснив, что это касается действий и Карабаха, и Армении. Кочарян не исключил признания независимости НКР со стороны Армении. "Я считаю, что позиция Азербайджана в отношении переговорного процесса и последние шаги этой страны прямым образом обязывают армянскую сторону предпринять более решительные шаги в этом вопросе. Какими будут эти шаги - признание независимости НКР, или подписание договора в сфере обороны, или что-то другое, должны решить следующий президент, следующее правительство",- подчеркнул он. Как сообщает "Ноян Тапан", касаясь вопроса, что подобные шаги могут стать причиной опасности новой войны, президент РА отметил, что за 10 лет его работы в качестве президента страны такие ситуации были. "И если бы тогда не были предприняты конкретные резкие шаги, то это привело бы, вероятно, к тому, что переговорный процесс продолжался бы по неблагоприятному для Армении варианту", - отметил Кочарян, заявив, что даже в случае угрозы войны не нужно идти на какие-то уступки.
Азербайджанский политолог Мубариз Ахмедоглу в беседе с бакинской газетой "Эхо" в ответ на "угрозы армянской стороны" заявил, что "Ереван уже выложился по максимуму". "Азербайджан один за другим предпринимает шаги, которые вызывают откровенное раздражение армянского руководства, но даже после всего этого Армения не идет на признание сепаратистского режима Нагорного Карабаха, а это говорит о том, что есть иные факторы", - считает Ахмедоглу. Он утверждает, что Ереван не идет на признание Карабаха из-за боязни перед Россией, которая не дает согласия на такой шаг. "Ереван может пойти на признание Карабаха и в придачу Косова только с разрешения Кремля, а его нет", - заявил Ахмедоглу.
Газета "Чоррорд ишханутюн", касаясь заявления Роберта Кочаряна о возможном признании НКР, пишет: "Сегодня признать независимость НКР означает остановить переговорный процесс. На пользу это пойдет Армении или во вред? Можно будет заявить, что мы одержали очередную "моральную победу", можно будет организовать праздничные мероприятия, однако Армения сразу же очутится в положении Карабаха, то есть, станет де-факто непризнанным государством".
Газета "Аравот" считает, что проблему Карабаха
По мнению газеты "Тарегир", "победу в первой несостоявшейся партии Алиев - Саркисян одержал азербайджанец". "Если Армения желает возобновить нормальный ход переговорного процесса, то, как бы это ни было досадно, она будет вынуждена стать более уступчивой, нежели прежде. Если, конечно, Серж Саркисян не желает второй карабахской войны". Очевидно одно: невыгодный для нас ход урегулирования может исправить лишь легитимный глава демократического государства, подчеркивает газета. "Один-единственный нормальный избирательный процесс даст Карабаху больше, чем несколько вместе взятых дивизий".
Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха www.nkr.am, на днях в Степанакерте состоялось расширенное закрытое заседание парламентской комиссии по внешним сношениям, на котором обсуждались новые тенденции и ход переговорного процесса по Карабаху. После заседания председатель комиссии Ваграм Атанесян и министр иностранных дел Георгий Петросян ответили на вопросы журналистов. Говоря о переговорном процессе, в частности, на фоне признания Косова и последних геополитических развитий, Петросян отметил необходимость пересмотра подходов армянской стороны. По словам Атанесяна, данные обсуждения являются продолжением созванных 2 года назад в парламенте слушаний по карабахской проблеме. "После тех слушаний окончательное заключение принято не было. Учитывая уже изменившуюся ситуацию, а я считаю, что ситуация в переговорном процессе кардинально изменилась, есть необходимость, чтобы представительский орган НКР представил свое окончательное видение по переговорному процессу. Сегодняшние обсуждения носят совещательный характер. В соответствии с необходимостью такие обсуждения будут проводиться еще, и не исключается, что Национальное собрание проведет новые слушания, по итогам которых будет принято заключение, отражающее консолидированную позицию представленных в парламенте политических сил", - сказал Атанесян. Парламентарий считает, что точно так же, как Азербайджан вправе говорить в международных инстанциях об уважении права на территориальную целостность, НКР вправе, и в первую очередь на уровне парламента, говорить о своем праве на международное признание провозглашенной независимости. "В определенном смысле мы должны проложить дорогу исполнительным властям, поскольку они могут быть более свободны в своих действиях, имея за спиной мнение членов парламента", - сказал Атанесян.
В течение последних 10 лет армянские политики время от времени выступали с заявлениями о том, что переговорный процесс по карабахскому урегулированию идет не в том направлении. Отмечалось несколько направлений, где упущения были особенно очевидны. В частности, в негативном смысле судьбоносной была ошибка, связанная с вытеснением Карабаха из переговорного процесса. Это привело к тому, что переговоры из плоскости признания права Карабаха на самоопределение перешли в плоскость территориальных претензий Армении к Азербайджану. Второй основной ошибкой политологи считают обсуждение статуса Карабаха в границах бывшей НКАО, при которой территории вокруг бывшей автономной области рассматриваются как "освобожденные", "оккупированные", но никак не часть НКР. В соответствии с этим программа по восстановлению и заселению ряда районов проводилась пассивно. Третье - политический потенциал диаспоры использовался недостаточно активно, более того, целый ряд армянских организаций утеряли доверие к Армении. Четвертое - отсутствие правовой базы военного присутствия Армении в Карабахе. И пятое - ни Армения, ни тем более Карабах не проводили активную, продуманную информационную политику, направленную на внедрение в сознание мирового сообщества бесповоротности стремления Карабаха к независимости. Власти Армении, которые взяли на себя полную ответственность за переговорный процесс, не признавали этих ошибок и говорили, что переговорный процесс проистекает в выгодном для Армении свете. В качестве основного достижения этих лет министр иностранных дел Армении называет то, что статус Карабаха стал основным вопросом в переговорах. Тем не менее этот вопрос не вошел в последнюю резолюцию Генассамблеи ООН по Карабаху. С сегодняшнего дня, по всей видимости, ошибки начнут признавать. По крайней мере, уже громче стали говорить о необходимости подключения Карабаха к переговорному процессу и даже необходимости отказа Армении от участия в переговорах. Об этом пишет степанакертское электронное издание Karabakh-open.com в статье, озаглавленной "Жирная двойка за внешнюю политику?"
Нагорный Карабах многого ожидает от Армении. Об этом заявил президент Нагорного Карабаха
Как сообщает радиостанция "Свобода", около 20-ти поддерживающих первого президента Армении
Жизнь в Нагорном Карабахе
Как сообщает Национальная статистическая служба НКР, в Нагорно-Карабахской Республике объем внешнего торгового оборота в 2007 году по фактическим ценам составил 90000.7 млн драмов, или 277392.9 тыс. долларов США, в том числе экспорт товаров - 24759.7 млн драмов (72549.6 тыс. долларов), импорт - 65240.9 млн драмов (204843.3 тыс. долларов). Торговый баланс отрицательный на 40481.2 млн драмов (132293.8 тыс. долларов) и по сравнению с 2006 годом увеличился на 95.0% (сравнение в долларах США), по сравнению с 2005 годом - в 2.3 раза. По сравнению с 2006 годом в 2007 году объем внешнего торгового оборота увеличился на 75.0%, причем экспорт увеличился на 60.0%, а импорт - на 81.0%. Средний показатель экспорта составил в 2007 г. 35.1%, а импорта - 99.1%. В 2007 году объем внешнего торгового оборота со странами СНГ составил 84636.0 млн драмов (260894.8 тыс. долларов), или 94.1% от общего товарооборота, а с другими странами - 5364.7 млн. драмов (16498.2 тыс. долларов), или 5.9%. Объем внешнего торгового оборота с Республикой Армения составил 83561.6 млн драмов (257735.0 тыс. долларов), или 92.9% от общего товарооборота. В 2007 году 89.5% внешнего торгового оборота НКР было осуществлено в городе Степанакерте, 4.6% - в Мартунинском районе, 3.5% - в Аскеранском районе, 0.8% - в Мартакертском районе, по 0.7% - в Гадрутском и Кашатагском районах, 0.2% - в Шушинском районе - организациями и физическими лицами, осуществляющими экономическую деятельность. В 2007 году 47.3% от общего объема вывезенных из республики товаров составили минерально-сырьевые продукты, 28.8% - драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изготовленные из них изделия, 10.2% - готовые продукты питания. В импорте 23.8% составили минерально-сырьевые продукты, 17.6% - готовые продукты питания, 10.8% - продукция растительного происхождения, 9.6% - машины, оборудование и механизмы. Для получения более подробной информации о внешней торговле НКР в 2007 году Национальная статистическая служба НКР предлагает пользоваться статистическим сборником "Внешняя торговля Нагорно-Карабахской Республики в 2007 году". При составлении сборника были использованы данные об экспорте и импорте товаров, полученные из Государственной налоговой службы при правительстве НКР и статистических подсчетов. ("Азат Арцах").
Индекс потребительских цен в Нагорно-Карабахской Республике в марте 2008 года сравнительно с показателем за декабрь 2007 года составил 103.2%, в том числе продовольственных товаров (включая спиртные напитки и табак) - 104.6%, непродовольственных товаров - 101.7%, тарифов на услуги - 101.2%. Среди продовольственных товаров рост зафиксирован в следующих партиях товаров - овощи и картофель - 121.9%, хлебная продукция - 107.3%, молочная продукция - 104.7%, мясопродукты - 104.6%, фрукты - 103.3%. Об этом сообщили из Национальной статистической службы НКР. В соответствии с потребительскими ценами наблюдаемых городов индекс в марте 2008 года сравнительно с показателями за декабрь 2007 года составил: в городе Степанакерте - 102.5%, Аскеране - 102.9%, Гадруте - 103.9%, Мартакерте - 104.0%, Мартуни - 104.3%, Шуши - 105.9% и Бердзоре - 103.7%. В январе - марте 2008 года сравнительно с показателями за январь - март 2007 года индекс потребительских цен составил 109.2%, в том числе продовольственных товаров (включая спиртные напитки и табак) - 114.9%, непродовольственных товаров - 101.3%, тарифов на услуги - 102.8%, а в марте 2008 года сравнительно с показателями за март 2007 года - 110.9%. В соответствии с результатами мониторингов цен Национальной статистической службы НКР на потребительском рынке НКР в марте текущего года был зафиксирован рост цен на партии некоторых важнейших продовольственных товаров. При сравнении цены за март 2008 года с ценами за март, сентябрь и декабрь 2007 года выясняется, что: в марте 2008 года цены на хлеб по сравнению с ценами за март 2007 г. выросли на 36.1%, за сентябрь - на 27.9%, за декабрь - на 8.5%, цены на муку - соответственно на 73.9%, 44.4%, 16.4%; цены на макаронные изделия - на 14.2%, 13.8%, 3.1%; цены на рис - 3.6%, 7.4%, 2.9%; цена на говядину - 7.1%, 7.1%, 5.9%; цены на животное масло - 29.4%, 23.7%, 6.8%; цены на растительное масло - 59.6%, 50.9%, а по сравнению с ценами за декабрь сократились на 3.5%. ("Азат Арцах").