Одной из последних новостей, распространенных информационными агентствами в связи с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, заключалась в том, что посредством секретариата ОБСЕ официальный Баку зондирует почву смены формата Минской группы, которая, как известно, на протяжении ряда лет активно занимается вопросом посредничества в деле дипломатического, мирного урегулирования конфликта, под руководством трех стран-сопредседателей группы: России, Франции и США.

Последнее предложение по основным принципам урегулирования, разработанное посредниками, было представлено министрам иностранных дел Азербайджана и Армении в ноябре минувшего года в Мадриде. Однако это было в период, когда в связи с президентскими выборами в Армении переговорный процесс переживал относительный штиль. После же выборов сопредседатели попытались было снова засучить рукава и взяться за дело. Они обратились к руководству Армении и Азербайджана с предложением ускорить переговорный процесс, а конкретно, скорее согласовать сроки встречи руководителей Армении и Азербайджана. Эти призывы еще более усилились после инцидента на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха, инцидента, повлекшего за собой человеческие жертвы. Военные Азербайджана попытались тогда продвинуть вперед свои позиции, и поначалу эта акция увенчалась успехом в районе села Леонарх Мардакертского района, однако затем армянской стороне удалось восстановить статус-кво.

Как бы то ни было, в ответ на призывы посредников, армянская сторона в лице новоизбранного президента Армении, действующего премьер-министра Сержа Саркисяна выразила свою готовность на встречу с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым в ходе саммита НАТО в Бухаресте 2-4 апреля. Поначалу из МИД Азербайджана также пришли положительные отклики на организацию данной встречи, однако позже официальный Баку отверг эту возможность без каких-либо объяснений, чем поставил в неловкое положение прежде всего сопредседателей Минской группы, которые и настаивали на скорейшей организации этой встречи.

Хотя Баку официально и не разъяснил свой подобный шаг, однако причины своего недовольства скрывать не стал. В частности, азербайджанской стороне пришлось не по душе поведение стран-сопредседателей Минской группы в ходе обсуждений и голосования на сессии Генассамблеи ООН по представленному Азербайджаном проекту резолюции "О положении на оккупированных территориях Азербайджана". Сам проект был представлен откровенно с игнорированием мнения по поводу этой резолюции тех же сопредседателей МГ ОБСЕ, которые в своих заявлениях не раз расценивали представленный проект как несбалансированный. Каков привет, таков ответ, гласит пословица. Неудивительно, что сопредседатели на сессии Генассамблеи не только раскритиковали проект, но и проголосовали против принятия резолюции, тем самым, добавив в азербайджанскую бочку меда внушительную по размерам ложку дегтя. Ведь, несмотря на то, что усилиями стран-членов ОИК и ГУАМ резолюция была принята, однозначной победой Азербайджана назвать это сложно. Негативный вердикт США, России и Франции, представляющей в составе МГ позицию ЕС, по резолюции, призванной зафиксировать тезис о территориальной целостности Азербайджана, сильно огорчил политиков в Баку, но зато лишний раз продемонстрировал единство позиций посредников. И вот официальный Баку решил после этого предпринять попытку развалить Минскую группу ОБСЕ. В Баку все чаще стали звучать критические заявления в адрес посредников. Звучит точка зрения о том, что страны-сопредседатели монополизировали процесс урегулирования конфликта. Хотя трудно предположить, на что рассчитывают в Баку? Есть ли у них лучший выбор в плане посредников урегулирования? Откуда можно найти лучших посредников, как в плане владения темой, так и в плане влияния на мировые процессы? Однако, кто знает, может в Баку у кого-то есть другой глобус...

Впрочем, ряд экспертов и политиков в Армении полагает, что "обида" на сопредседателей из-за голосования на сессии Генассамблеи ООН для Баку лишь повод саботировать мирный процесс, а настоящие причины такого подхода заключаются в ином.

Так, член Бюро АРФ Дашнакцутюн (партии, вошедшей недавно в правящую коалицию Армении) Ваан Ованнисян в интервью корреспонденту ИА REGNUM отметил: "Не секрет, что политика Баку в последние годы и даже месяцы направлена на срыв переговорного процесса, поскольку все наработки Минской группы ОБСЕ, начиная с конца 90-х и начала 2000-ых годов, все более и более приближаются к позиции армянской стороны". По мнению политика, Минская группа ОБСЕ - единственная специализированная международная структура, эксперты которой полностью понимают и информированы об истоках и развитии конфликта. Он подчеркнул, что Азербайджан уже видел, что процесс идет по пути признания ряда доводов армянской стороны и справедливого решения вопроса, потому и решил торпедировать переговорный процесс. "Отказ Баку от встречи лидеров Армении и Азербайджана на саммите НАТО в Бухаресте, с учетом того, что это также была инициативой МГ ОБСЕ, есть еще один удар по программам Минской группы", подчеркнул один из лидеров Дашнакцутюн.

Как будут развиваться события дальше, какую позицию займет армянская сторона? Политики Армении похоже солидарны во мнении, что официальному Еревану есть прямой резон ужесточить свою позицию на переговорах. Ваан Ованнисян, который в момент своего интервью находился в Карабахе на конференции, посвященной проблеме заселения территорий, отметил: "Армении нужен не статус-кво, а гарантированный мир для развития Карабаха. Необходимо вести переговоры, однако если они ведутся с позиции силы, это неприемлемо. В этом случае пора прекратить все разговоры о взаимных уступках и возвращении территорий".

Комментируя же отказ Ильхама Алиева встречаться с Сержем Саркисяном в рамках саммита НАТО в Бухаресте, Ваан Ованнисян отметил: "Я вообще считаю, что новоизбранному президенту Армении не следовало встречаться с Алиевым, поскольку очевидно, что Азербайджан использовал внутриполитическую ситуацию в Армении для создания проблем на внешнеполитическом поле". Ованнисян напомнил, что ранее на слезные мольбы Азербайджана, который претерпевал внутриполитический кризис, не муссировать вопросы в международных структурах, армянская сторона по какому-то непонятному благородству потакала им.

Лидер Национально- демократической партии Шаварш Кочарян в свою очередь считает, что Азербайджан продолжает вести ту же политику шантажа, что и раньше, и на этот раз пробует шантажировать посредников и обе армянские стороны принятой Генассамблеей ООН резолюцией, чтобы урегулирование шло по азербайджанскому сценарию.

"Если одна из сторон не желает продолжения сотрудничества с Минской группой ОБСЕ, то трудно навязать ей свою позицию. Мы долго шли на поводу у азербайджанской стороны и терпели их военные угрозы и политику шантажа. Нам необходимо вести твердую политику, правильно использовать создавшуюся ситуацию и выработать четкую политику: признать независимость Нагорного Карабаха и заключить договор с ним как с международным субъектом", - подчеркнул политик.

А вот мнение депутата Национального Собрания Армении от республиканской партии Армена Ашотяна: "Позиция Баку "логична". С принятием в ООН соответствующей резолюции, Азербайджан будет продолжать ломать комедию и еще более дискредитировать Минскую группу ОБСЕ, как единственный легальный и легитимный формат решения карабахской проблемы. Всякого рода сбор подписей, письма, якобы организаций общественности Азербайджана, хотя о какой общественности может быть речь в стране с тоталитарным режимом, где попираются и игнорируются права человека в том числе и нацменьшинств... Все это еще более подрывает доверие Армении к политической воле разрешения конфликта со стороны Азербайджана. Я уверен, что Армения должна отвечать на неконструктивные шаги Баку еще большим ужесточением своих позиций в рамках мадридских принципов".

Не получится ли в итоге так, что Баку вырыл яму сам себе, воспринимая желание армянской стороны быть максимально конструктивной в ходе переговорного процесса и идти на компромиссы как признак слабости? Или действительно, в Баку полагают, что переговорный процесс идет не так, как хотелось бы лидерам Азербайджана, что с каждым новым витком переговорного процесса армянской стороне удается все более убедительнее представлять свои аргументы и эти аргументы находят все большее понимание? Не говоря уже и о определенных тенденциях в мировой практике урегулирования пусть не во всем, но все же схожих конфликтов. В первую очередь, конечно, имеем ввиду прецедент Косово. Ведь как бы американцы и их союзники не призывали всех не считать провозглашение независимости Косово прецедентом, а факт от этого не перестает иметь место быть. К этому можно добавить и последнее заявление Госдумы России по вопросам Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Как известно, Госдума единогласно призвала президента России рассмотреть вопрос о признании этих пока непризнанных республик...

Но даже с учетом всех этих удручающих для Баку обстоятельств, неужто в Азербайджане не заинтересованы в переговорном процессе? Ведь тот же Ильхам Алиев обещал, что ему будет что показать своему народу по части карабахской проблематике перед своими вторыми президентскими выборами, которые уже совсем не за горами. И если он сегодня стремится сорвать переговорный процесс или усложнить его... То что ж, вольному воля, или как гласит другая русская пословица: "Баба с возу, кобыле легче".

Эдуард Маргарян - независимый журналист