Завтра, 13 марта в Государственной думе РФ состоятся парламентские слушания на тему "О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики". По итогам слушаний будут приняты рекомендации правительству РФ, верхней и нижней палатам российского парламента, субъектам РФ. Накануне председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский (ЛДПР) ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Есть мнение, что Госдума зачастую с опозданием реагирует на события, происходящие в мире. Проведение этих парламентских слушаний явное исключение.

После того, как большинство Госдумы доверило мне руководить комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками, одним из приоритетных вопросов, которые я наметил для работы на 2008 г. - рассмотреть ситуацию вокруг непризнанных республик, а также рассмотреть вопрос об обращениях их парламентов к Российской Федерации о признании их независимости. Безусловно, нельзя не говорить об удачном совпадении - парламентские слушания состоятся после одностороннего объявления независимости Косово и последующего признания края со стороны ряда ключевых внешнеполитических игроков. В свете меняющейся геополитической ситуации на планете мы можем по-новому взглянуть на ситуацию вокруг Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья. Все участники слушаний смогут абсолютно открыто обозначить свою позицию. Я уверен, после рассмотрения данного вопроса в рамках парламентских слушаний, комитет по делам СНГ доработает и примет в окончательном варианте рекомендации правительству Российской Федерации, Федеральному собранию Российской Федерации и субъектам нашей страны о реализации новых форм взаимодействия с непризнанными республиками.

ИА REGNUM: Насколько можно судить уже сейчас, у участников парламентских слушаний мнения по поводу разрешения ситуации диаметрально противоположные.

Действительно, у участников слушаний разные подходы к решению ситуации вокруг непризнанных республик, и, я уверен, что в ходе своих выступлений они выскажут различные позиции по вопросу изменения формата отношений между странами. Можно выделить несколько вариантов формата отношений. В первую очередь, это признание непризнанных республик, непризнание непризнанных республик, а также возможность перейти на отношения в рамках такого понятия системы международного права, как отложенный статус республик. Также возможны иные варианты, например, изменение формата отношений в рамках взаимодействия федеральных министерств и ведомств со своими визави в республиках - это и открытие там российских миссий, и изменение экономического, военного сотрудничества. Думаю, что в ходе выступлений будет сформирована однозначная позиция, с которой согласятся все участники слушаний, к компромиссу удастся прийти. Но, безусловно, последнее слово в выработке рекомендаций стоит за комитетом Госдумы по делам СНГ.

ИА REGNUM: Каким был бы оптимальный вариант для России?

С точки зрения России выгоден мирный вариант разрешения проблем Южной Осетии и Абхазии. Мне кажется, Российская Федерация в случае желания Тбилиси сесть за стол переговоров с руководством Абхазии, с руководством Южной Осетии могла бы быть участником переговоров как гарант соблюдения договоренностей, которые будут достигнуты. Россия - одна из немногих стран, которая последовательно выступает за территориальную целостность всех государств: и Сербии, и Молдавии, и Грузии. Но те действия, которые предпринимает руководство Грузии, диаметрально отличаются от желания России решить вопрос мирным путем. В зависимости от действий руководства Грузии Российская Федерация будет формулировать свою позицию. Более того, надо иметь в виду и тот факт, что в ситуации с признанием Косово не все так очевидно, как некоторым хотелось бы. Косово признали некоторые ведущие страны, но некоторые ведущие страны не признали и не признают независимость края. Также важен формат участия края Косово в международных организациях, те права, которые получит край. Поэтому нельзя говорить, как хотелось бы многим, прежде всего представителям СМИ, об однозначности позиции России, о том, что Россия или должна признать или должна категорически отвергнуть независимость республик. Ситуация ежедневно, ежечасно меняется, поэтому сейчас говорить об окончательной позиции России, мне кажется, было бы преждевременно.

ИА REGNUM: Россия выступает за соблюдение норм международного права. Но сейчас мы видим на примере Косово, что существующие нормы не действуют, а нового права еще нет.

Мы, к сожалению, видим, что ключевые государства в определении геополитики нарушили действующие нормы международного права и признали независимость Косово. Независимость Косово состоялась в том числе и потому, что еще 8-9 лет назад руководство США при поддержке своих западноевропейских партнеров дали очевидный сигнал косовским сепаратистам о том, что им имеет смысл бороться за независимость якобы своей территории, хотя это традиционно территория проживания сербского народа. И те сигналы, которые косовские албанцы получили 8-9 лет назад, привели к тому, что сейчас вопрос признания независимости стал возможен.

Российская Федерация не занимается политикой двойных стандартов в отличие от наших заокеанских и западноевропейских партнеров. Если бы позиция была не единой, то в случае желания руководства России независимость непризнанных территорий на постсоветском пространстве была бы объявлена и поддержана на следующий день после объявления независимости Косово. Но определенные сомнения в том, какая судьба ждет непризнанные республики, у нас существуют. Есть политические силы, которые готовы к тому, чтобы немедленно признать республики, есть политические силы, которые выступают за невозможность признания, есть силы, которые изучают вопрос и в перспективе окончательно сформулируют свою позицию. Сделать какой-то шаг всегда можно успеть, но всегда нужно думать о его последствиях, в первую очередь, для России. Ящик Пандоры, который открыт американцами в Сербии, может быть спроецирован на нашу страну. Поэтому, в первую очередь, нам нужно думать об интересах собственного государства.

ИА REGNUM: Окончательные рекомендации парламентских слушаний будут приняты комитетом позже. Но, насколько я понимаю, о проекте этих рекомендаций, который также будет обсуждаться на слушаниях, говорить уже можно?

Я считал бы целесообразным предложить правительству Российской Федерации изменить формат отношений с непризнанными республиками, в первую очередь это касается Республики Абхазия и Республики Южная Осетия. Отмечу, что мы в Государственной думе полагаем, что ситуация вокруг Приднестровской Молдавской Республики отличается. Если в рамках приднестровского урегулирования наметились определенные позитивные сдвиги, предприняты определенные шаги, и это позволяет надеяться на то, что приднестровский конфликт будет в ближайшее время урегулирован, то ситуация с Абхазией и Южной Осетией диаметрально противоположная.

Мы видим, что руководство Тбилиси, в первую очередь президент Грузии Михаил Саакашвили, не намерен решать вопрос о статусе республик мирным путем, путем переговоров, путем политического согласования, а периодически заявляет о том, что предпримет действия военного характера для разрешения этой проблемы. Руководство страны понимает задачу обеспечения безопасности своих граждан, в том числе и проживающих за пределами России. И мы не можем спокойно смотреть на то, как позиция официального Тбилиси постоянно ужесточается в пользу решения вопроса силовым путем, а это влечет угрозу для жизни наших сограждан, проживающих в Южной Осетии и Абхазии.