Выборы президента РФ в Ленобласти: Условия борьбы были неравные. Опрос ИА REGNUM среди представителей кандидатов в президенты
Ленинградская область, 2 марта, 2008, 22:22 — ИА Регнум. Сразу после завершения голосования на выборах президента России в Ленинградской области ИА REGNUM провело опрос представителей трех кандидатов в президенты -
Ко времени опроса они еще не знали об итогах голосования. Тем не менее, представители всех кандидатов согласились с тем, что Дмитрий Медведев почти наверняка одержал победу уже в первом туре. Оценивая ход предвыборной кампании, представители кандидатов также согласились между собой в том, что условия участия кандидатов в кампании были неравными, хотя и предложили разные причины этому.
ИА REGNUM: На какой процент голосов в Ленинградской области вы рассчитываете?
Герман Мозговой, глава областного отделения "
Алексей Бондаренко, глава областного отделения
Регина Илларионова, глава областного отделения КПРФ: По нашим данным, в разных районах области за Геннадия Зюганова проголосовали примерно от 15 до 23 процентов избирателей. В нынешних условиях это нормальный результат, хотя он, конечно, не отражает реальной поддержки нашего кандидата. Мы приняли решение участвовать в кампании, несмотря на очевидно неравные условия кандидатов, потому, что это давало нам возможность рассказывать о своей программе.
ИА REGNUM: Что предопределило такие результаты выборов?
Герман Мозговой, глава областного отделения "Единой России": То, что кампания Дмитрия Медведева строилась на том, что он будет продолжать курс Владимира Путина. Этот курс дважды получал одобрения граждан - на выборах президента в 2004 и на выборах в Госдуму в 2007. Граждане проголосовали за стабильность и преемственность власти. Освещение кампании в СМИ и особенно на телевидении, конечно, тоже оказали определенное влияние на результат. Никто не видел рядом с Дмитрием Медведевым реального оппонента. Никто не предложил ничего более конструктивного, чем наш кандидат.
Алексей Бондаренко, глава областного отделения ЛДПР: Характер освещения кампании в прессе - граждане смотрят телевизор, читают газеты, и то, как освещается кампания, оказывает серьезное влияние. Кроме того, административный ресурс, который всегда, в том числе и сейчас, добавляет кандидату от власти примерно 30% голосов.
Регина Илларионова, глава областного отделения КПРФ: Административный ресурс и характер освещения кампании в государственных федеральных СМИ. Реальной поддержки у кандидата от власти не было. Административный ресурс применялся очень активно, велось запугивание людей, вплоть до контроля за процедурой голосования. Например, на многих участках в Ленинградской области присутствовали представители местных администраций. Кроме того, явка была искусственно завышена - непосредственно перед выборами, как известно, число избирателей сократилось на несколько десятков тысяч человек. То, как освещалась кампания в государственных СМИ, вообще за гранью законодательства, были нарушены все мыслимые нормы. Кандидат от власти проводил агитацию в рабочее время, и его показывали по телевидению в несколько раз больше, чем, например, нашего кандидата. Мы считаем, что это нарушение норм демократии и избирательных прав граждан.
ИА REGNUM: Находились ли кандидаты в равных условиях в ходе предвыборной кампании?
Герман Мозговой, глава областного отделения "Единой России": Конечно, нет. Остальные кандидаты сами себя поставили в такие условия - де-юре все были в равных условиях. Но они не предложили ничего нового, им нечего было предложить избирателю.
Алексей Бондаренко, глава областного отделения ЛДПР: Нет. Даже в субботу, в так называемый "день тишины", по телевидению велась скрытая агитация за кандидата от власти. При этом местные власти не мешали нам работать. Но работа всех государственных СМИ была направлена на положительное освещение кампании одного кандидата, и это оказалось более важным.
Регина Илларионова, глава областного отделения КПРФ: Нет.
ИА REGNUM: Как можно сравнить эту избирательную кампанию с президентскими выборами 2004 года и с выборами в Госдуму 2007 года?
Герман Мозговой, глава областного отделения "Единой России": В 2004 году кампания Владимира Путина в большей степени строилась на доверии граждан к планам власти. Сейчас мы уже опираемся на опыт работы в последние 8 лет. Что касается выборов 2007 года, то нынешняя кампания была, конечно, спокойнее и предсказуемее тех парламентских выборов.
Алексей Бондаренко, глава областного отделения ЛДПР: С 2004 годом сравнивать нельзя - тогда было очевидно, что конкуренции с Путиным не получится, и в выборах участвовали не основные лица партий. На кампанию 2007 года нынешняя тоже не похожа. Тогда имело смысл вкладывать деньги в работу в регионах, в работу с избирателями. Теперь же было очевидно, что работать в регионах бессмысленно, и никакой активной работы в регионах не велось никем из кандидатов.
Регина Илларионова, глава областного отделения КПРФ: В 2004 году административный ресурс тоже применялся, но значительно меньше, чем сейчас. А вот на кампанию 2007 года нынешняя очень похожа: те же чиновники, запуганные сверху и запугивающие граждан, тот же административный ресурс, тот же характер освещения кампании в государственных СМИ.