Президентские выборы в Азербайджане. Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха. Курдская проблема. Азербайджан-Россия. Вокруг Габалинской РЛС. Косово

Президентские выборы в Азербайджане

Депутат от правящей партии "Ени Азербайджан" (ПЕА) Сиявуш Новрузов коснувшись закона о политических партиях предложил существенно ужесточить его. По его словам, многие партии в стране только формально можно назвать партиями, так как в их ряды, как правило, кроме председателя и его родственников никто не входит ("Эхо"). К тому же, считает он, данные объединения не выполняют в обществе каких- либо функций, которые отведены для деятельности партий.

С предложением отказаться от сотрудничества с ОБСЕ в сфере выборов, выступил депутат парламента Захид Орудж ("Медиафорум"). По его словам, на эту мысль его навела оценка Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, данная последним президентским выборам в соседней Армении. Орудж считает, что ни для кого не секрет, что итоги голосования никоим образом не отражают волю народа Армении. Но, несмотря на это, по его словам, бюро считает ход голосования приемлемым и признает итоги выборов. "Тем самым БДИПЧ себя дискредитировало!", - восклицает народный избранник. По его словам, когда представители бюро приезжают наблюдать за выборами в Азербайджане, то они прибегают к какой-то скрупулезности и стараются найти нарушения на ровном месте. "Поэтому с учетом такой позорной позиции БДИПЧ предлагаю и вовсе отказаться от сотрудничества с этой структурой, которая, к тому же, предлагает нам внести какие-то изменения в наше избирательное законодательство", - настаивает депутат.

"Нынешний Избирательный кодекс позволяет провести справедливые выборы". С таким заявлением выступил председатель партии "Умид" Игбал Агазаде. "Даже при самом плохом Избирательном кодексе можно проводить честные выборы, но для этого прежде всего нужна политическая воля руководства страны. Сейчас выборами занимаются только отдельные партии. Именно они выдвигают своих кандидатов в президенты, стараются сделать что-то новое. Однако общей политической активности нет", - отметил он ("Зеркало"). Для пробуждения политической воли необходимы и определенные усилия со стороны оппозиционных сил. Но могут ли они расшевелить власти? Агазаде на этот счет настроен пессимистически. "К сожалению, оппозиция очень слаба. Ранее у оппонентов власти было больше сил и возможностей влиять на правительство и в целом на политические процессы в стране. Но сегодня для воздействия на власти оппозиции не помогает даже поддержка международных структур", - сказал Агазаде. По его словам, для выхода из создавшейся ситуации оппозиция вместо того, чтобы искать единого кандидата, должна вначале определить совместные шаги. "После выборов оппозиция должна подписать коммюнике о дальнейшей совместной деятельности, в котором необходимо выразить твердое намерение и главное - определить методы ведения борьбы за демократию в рамках Конституции. Корень всех бед азербайджанской оппозиции заключается в отсутствии единства", - добавил он.

В свою очередь заместитель председателя Партии Народного фронта (ПНФА) Фуад Мустафаев заявил, что в стране отсутствует как нормальное избирательное законодательство, так и политическая воля у представителей власти. "Поэтому говорить о политической воле властей, да еще при плохом Избирательном кодексе не более чем пустая трата времени", - считает политик. По словам Мустафаева, нынешний антидемократичный Избирательный кодекс как раз и есть показатель отсутствия политической воли у властей. По мнению зампреда ПНФА, оппозиция должна мобилизовать силы общества для сопротивления, которое вынудит власти пойти на честные и справедливые выборы. "Думаю, что в нашем обществе, где отсутствует нормальная политическая система, позволяющая реализовывать политические программы демократическими институтами, функции оппозиции состоят в мобилизации сил", - сказал он. По его словам, азербайджанская оппозиция в лице блока "Азадлыг" предпринимает для этого все возможное в сложившихся непростых условиях. Отвечая на вопрос, удается ли это оппозиции, Мустафаев сказал: "Нет, не удается. По той причине, что власти вышли за пределы политико-правового поля и действуют насильственными методами. Вследствие того, что оппозиция и власти находятся в разных правовых плоскостях, оппонентам правящей элиты не удается достичь поставленной цели", - заключил он ("Зеркало").

Азербайджан-Армения. Проблема Карабаха

"Зеркало" пишет о президентских выборах в Армении: "Как можно судить по поступающим сообщениям, в Армении назревает очередная "цветная революция". Как говорится, Бог в помощь. Однако, несмотря на то, что наши страны находятся в состоянии войны, уж точно не хотелось бы, чтобы она оказалась не "бархатной"...

Та жа газета отмечает: "...Итак, армянская оппозиция недовольна итогами прошедших президентских выборов. Аналитики отмечают, что развертывание армянского "майдана" прямо указывает на желание Запада устранить нынешнее руководство Армении, ориентирующееся на Москву. Недовольство Вашингтона и Брюсселя победой Сержа Саркисяна (несмотря на уже прозвучавшие оттуда поздравления с победой) вполне оправдано - будущий президент является наследником уходящего главы государства Роберта Кочаряна, превратившего страну в "надежного и последовательного союзника" Москвы на Южном Кавказе. Отметим, что, в отличие от Азербайджана и Грузии, Армения участвует во всех интеграционных процессах на территории СНГ, являясь членом ОДКБ и ЕврАзЭС..."

Analitika.az. отмечает: "Учитывая, что события в Армении продолжают стремительно развиваться в экстремальном ключе, подведение каких-либо итогов не представляется своевременным предприятием. По идее, наблюдаемое в эти дни противостояние между оппозицией и властями вполне может вылиться в локальный гражданский конфликт, в результате чего властям будет грозить перспектива потери контроля над ситуацией со всеми вытекающими отсюда последствиями. В дальнейшем однозначно не будет способствовать снятию напряжения в стране и весьма вероятное возвращение на политическую арену Роберта Кочаряна, скажем, в ипостаси нового главы правительства. Серж Саркисян пойдет до конца: апеллируя к позитивному отзыву наблюдателей за выборами от СЕ и СНГ, он осуществит процесс "отрезвления" политических оппонентов в так называемых "конституционных рамках". Наиболее непокладистых ожидают соответствующие неприятности. Тер-Петросяну, скорее всего, не избежать ареста по обвинению в попытке госпереворота (над этим уже идет кропотливая работа в СНБ Армении) и, по всей вероятности, высылки из страны - держать в Ереване такого политзаключенного Саркисян едва ли намерен. Так же как и отказываться от вожделенного президентского кресла".

МИД Азербайджана направил ноту протеста в ОБСЕ, Европейский парламент и Парламентскую ассамблею Совета Европы. Официальный Баку указывает на незаконность открытия избирательных участков в Нагорном Карабахе и на остальных оккупированных землях во время президентских выборов в Армении. В МИД подчеркивают, что данная акция является еще одним подтверждением оккупации азербайджанских земель Арменией (ИА "Новости-Азербайджан"). Баку призывает международные организации расследовать эти противозаконные действия и предпринять соответствующие меры. Как заявил заместитель главы МИД Араз Азимов, Ереван не первый раз нарушает азербайджанское законодательство на оккупированных территориях. "Неоднократно Армения реализовывала противозаконные действия, организовывая доставку в оккупированные районы избирательных урн и проводя здесь различные "выборы", - отметил высокопоставленный сотрудник МИД, подчеркнув необходимость применения упреждающих мер со стороны международных организаций с целью недопущения таких фактов. Он напоминает, что ранее докладчики ОБСЕ в отчетах мониторинговых миссий неоднократно уделяли внимание подобным фактам, и международное сообщество выражало соответствующую реакцию на эти сигналы. "В этот раз мы посчитали необходимым привлечь внимание международного сообщества к этому вопросу, была направлена нота протеста в адрес руководства ОБСЕ, ПАСЕ и Европарламента, потому что представители именно этих международных организаций проводили наблюдение за выборами в Армении", - отметил Азимов. По его словам, предпринятые Арменией во время выборов шаги служат очередным доказательством оккупации Ереваном азербайджанских территорий и продолжения здесь незаконной деятельности. "В ноте содержится просьба к вышеуказанным международным организациям уделить необходимое внимание к фактам совершения противозаконных действий на оккупированных землях Азербайджана, зафиксировать их в отчетах и предпринять соответствующие меры", - сказал замминистра. При этом, как отметил Азимов, Ереван продолжает нарушать положения азербайджанского законодательства на оккупированных территориях в различных сферах. "Армения проводит незаконную деятельность в экономической, культурной, экологической и политических областях", - подчеркнул дипломат. По его словам, Армения и поддерживаемый ею сепаратистский режим, действующий на оккупированных территориях, продолжает незаконную добычу полезных ископаемых, наносит урон экологии, уничтожает исторические, культурные, религиозные памятники. "Противозаконная деятельность ведется и в политической плоскости, что выражается в незаконном привлечении к участию в выборах проживающих на оккупированных территориях армян, являющихся гражданами Азербайджана", - подчеркнул Азимов.

Консультации, которые осуществляет постоянное представительство Азербайджана при ООН, для получения поддержки при голосовании за проект резолюции "Положение на оккупированных территориях Азербайджанской Республики", проходят достаточно успешно, - сообщил пресс-секретарь МИД Азербайджана Хазар Ибрагим. К ак заявил на традиционном брифинге для журналистов Хазар Ибрагим, проект резолюции, подготовленный МИДом Азербайджана, распространен на Генеральной ассамблее ООН (ИА "Туран"). В документе содержится требование безотлагательного вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана. Вместе с тем, отмечается необходимость создания соответствующих условий для нормального проживания в будущем армянской и азербайджанской общин Нагорного Карабаха. В проекте содержатся ссылки на 4 резолюции СБ ООН, в которых отмечалась необходимость вывода армянских оккупационных сил с азербайджанских территорий. Эти резолюции были приняты еще в 1993 году. В данном проекте резолюции Азербайджан призывает ООН оказать содействие в создании в Нагорном Карабахе эффективной демократической системы управления. Проект предполагает обсуждение ситуации на оккупированных территориях Азербайджана на 63-й сессии Генассамблеи ООН, которая начнется в сентябре 2008 года.

Между тем, как сообщил "Эхо" Хазар Ибрагим, в настоящее время азербайджанские дипломаты из постоянного представительства Азербайджана при ООН занимаются работой по обеспечению необходимой поддержки документу на Генассамблее ООН. В частности, по его словам, проводится работа со всеми государствами - членами ООН с целью оказания поддержки при голосовании за проект резолюции. Что же касается эффективности данной резолюции, то, по мнению Хазара Ибрагима, несмотря на то, что в целом существуют проблемы с эффективной имплементацией документов, принятых ранее СБ ООН, данные резолюции, как СБ ООН, так и ГА ООН, являются самыми высшими документами международного уровня, их выполнение является обязательным и еще раз подтверждает позицию международного сообщества по нагорно-карабахскому конфликту.

В свою очередь, как заявил в беседе с "Эхо" известный политолог Зардушт Ализаде, та работа, которую в настоящее время проводит МИД Азербайджана по проекту резолюции "Положение на оккупированных территориях Азербайджанской Республики" достаточно полезна и входит в обязанности внешнеполитического ведомства нашего государства. "Одна из основных обязанностей азербайджанского МИДа - постоянно держать проблему оккупации азербайджанских земель армянскими сепаратистами на актуальном уровне. Проект данной резолюции - абсолютно правильны шаг, способствующий именно актуализации этой проблемы на международной арене", - указал политолог. Вместе с тем он подчеркнул, что принятые ранее СБ ООН четыре резолюции по Нагорному Карабаху и оккупации азербайджанских земель не могли быть выполнены хотя бы потому, что из 5 постоянных членов СБ ООН, имеющих право вето, и реально влияющих на процесс принятия решений, 3 - откровенные сторонники Армении: Россия, США и Франция. В то же время эти государства являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, - напомнил Зардушт Ализаде.

Курдская проблема

"В последнее время различные представители официального Баку делают довольно резкие заявления относительно искусственного заселения оккупированных территорий Азербайджана лицами курдской национальности, которое, согласно этим высказываниям, происходит по воле руководства Армении. Одним из самых примечательных новостей последних дней стало официальное заявление Министерства обороны Азербайджана, в котором это ведомство впервые указало на наличие представителей террористической Курдской рабочей партии (РКК) на оккупированных территориях нашей страны", - пишет "Эхо": "Минобороны ссылается на "сообщения о размещении группировок РКК в оккупированном Нагорном Карабахе и на территории близлежащих районов, находящихся под армянской оккупацией, в частности в Физулинском и Лачинском районах". Появлялись также ссылки на сообщения армянских СМИ, согласно которым из Ирака в Армению перебралось более 60 тысяч сторонников РКК. О том, что правительство Армении планирует расселить всех прибывших курдов в оккупированном Лачинском районе Азербайджана, что есть план усилиями Сержа Саркисяна создать в Лачине курдскую область, что разрабатываются большие проекты по установлению и расширению в будущем связей между иракским Курдистаном и создающейся Лачинской курдской областью".

О наличии баз РКК на оккупированных территориях стали говорить даже высокопоставленные чиновники - такие, как вице-премьер, руководитель Госкомитета по делам беженцев и вынужденных переселенцев Али Гасанов, заместитель министра иностранных дел Араз Азимов, не говоря уже о лидере азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманове, который заявил, что близится время проведения антитеррористической операции на оккупированных землях, прямо отметив опасность переселения сторонников РКК (ИА "Тренд").

Одной из самых примечательных новостей последних дней стало официальное заявление Министерства обороны Азербайджана, в котором это ведомство впервые открыто указывает на наличие представителей террористической Курдской рабочей партии (ПКК) на оккупированных территориях страны (ИА АзерТадж). В пресс-релизе МО отмечается, что "неопровержимым фактом является то, что армянские церкви в разных странах на протяжении многих лет являются очагами националистических партий, центрами разработки программ действий и играют роль баз вооружений. Так, очередным доказательством покровительства Армении международному терроризму и, в частности ПКК, являются факты осуществления при государственной поддержке сотрудничества армянских террористов с различными террористическими организациями при совершении акций в Азербайджане, Турции и других странах, связи ПКК с АСАЛА, оказание моральной и материальной помощи ПКК, распространяемая различными СМИ информация о продаже Арменией ПКК значительного количества оружия, в том числе пулеметов, автоматов, взрывчатых веществ и даже ракет типа "Земля-Земля" и "Земля-Воздух".

В информсообщении пресс- центра Минобороны АР также отмечается, что "состоявшаяся на днях в Эчмиадзине встреча главы сепаратистов Нагорного Карабаха Бако Саакяна с католикосом всех армян Гарегином Вторым и получение у последнего "ценных советов" совпали с сообщениями о размещении группировок ПКК в оккупированном Нагорном Карабахе и на территории близлежащих районов, находящихся под армянской оккупацией, в частности в Физулинском и Лачинском районах".

"Эхо" отмечает: "Интересно, что если раньше официальный Баку старался обходить эту тему стороной, то теперь об этом говорится на высоком уровне".

"Никакие курды на оккупированные территории Азербайджана не заселялись, - заявил "Эхо" заместитель председателя курдского культурного центра "Ронаи" в Азербайджане Ахмед Абиев. - Это лишь проявление чьих-то политических игр, провокации. Это ложная информация. Два-три месяца назад все газеты и информагентства наперебой писали, что якобы 60 тысяч курдов из-за границы приехали в Азербайджан и теперь их искусственно расселяют в Ханларском, Шамкирском, еще каких- то районах. И тогда я обратился к прессе республики с предложением организовать поездку в эти регионы и посмотреть на месте - есть ли там сейчас хоть один курд, который бежал или переехал туда из Турции, Северного Ирака или из Ирана. Если это подтвердится, я готов принести свои извинения за невладение ситуацией. Но никто же не откликнулся. Потому что это ложь, нет ничего подобного. Кто- то что-то выдумает, а наши журналисты подхватывают и распространяют. Я даю гарантию, что в указанных районах нет других курдов, кроме тех, кто бежали туда от давления армян вместе с азербайджанцами в 1937, 1947 и 1953 годах, и тех, кто появились там во время войны в Карабахе как беженцы из Армении. Это все курды-мусульмане".

"На оккупированных землях тоже нет новых курдов из-за рубежа, - заявил Ахмед Абиев. - Это армяне нас обманывают, играют на наших межнациональных отношениях, чувствах. Больше тут ничего нет. Они же весь мир обманывают. И в 1993 году они кричали, что создают в Лачине и Кяльбаджаре Курдистан. И где он, этот Курдистан?" Что же касается отношения азербайджанских курдов к событиям, происходящим на севере Ирака, где турецкая армия проводит военные операции против баз курдской ПКК, то как заявил А.Абиев, "мы граждане Азербайджана и никак не связаны с этими событиями. И я не знаю, как относиться к происходящему, поскольку это дела других государств".

Азербайджан-Россия. Вокруг Габалинской РЛС

В Баку рассматривают возможность передачи Габалинской РЛС в эксплуатацию США и Турции, - заявил заместитель министра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. При этом он сослался как на повод на решение России выйти из соглашения с Украиной по средствам систем предупреждения о ракетном нападении (СПРН) "Днепр", размещенных в Украине возле Мукачева и Севастополя ("Эхо"). "Азербайджан может использовать Габалинскую РЛС по истечении срока ее аренды Россией в самых разных форматах", - заявил заместитель главы МИД Азербайджана Араз Азимов. По его словам, в случае если Азербайджан и Россия в 2012 году не продлят срок действия соглашения об аренде станции, то могут быть рассмотрены различные варианты. "Например, РЛС может эксплуатироваться в трехстороннем формате. Третьей страной могут быть и США, и Турция. Может быть даже четверка", - пояснил Азимов, отметив, что "все это является пищей для размышлений". Вместе с тем он опроверг распространенную турецкими СМИ информацию о намерении Вашингтона разместить в Азербайджане и Турции системы противоракетной обороны (ПРО), сказав, что такого предложения не существует. "Вероятно, глядя на структурную схему Польши и Чехии, кто-то исходил из принципа схожести и выдвинул подобное предположение. Потому что Турция является самым близким партнером Азербайджана и членом НАТО. Но на это можно смотреть только как на идею. А в реальности Азербайджан не получал такого предложения, да и мы не считаем это возможным в сегодняшних условиях", - подчеркнул Араз Азимов.

Известный азербайджанский военный эксперт Джанмирза Мирзоев полагает, что Москва просто лукавит, когда делает заявления о ненужности для нее Габалинской станции. По его словам, "прав Араз Азимов - в том, что нашу РЛС нужно будет продолжать использовать как минимум в двустороннем формате. 3-4-сторонний формат тоже подходит. Самому Азербайджану в одиночку использовать станцию нет никакой необходимости. Тут приложима поговорка "Овчинка выделки не стоит". Потому что мы не столь значимая держава, которой есть важный интерес к действиям военного характера, происходящим за сотни и тысячи километров от наших границ" ("Эхо"). "А международный интерес к этой станции есть, и он еще долго будет сохраняться, - считает военэксперт. - То, что говорят на этот счет в России, это очередная политическая пропаганда ". Понятно, что России еще долго будет нужно использовать именно Габалинскую станцию, отмечает Мирзоев. "А то, что сейчас говорят российские военачальники, это, извиняюсь за выражение, всего лишь словоблудие, преследующее политические цели. Наша станция нужна России как никогда - для контроля за ее южными рубежами. И не только ей, между прочим. Любая из ведущих держав мира была бы заинтересована иметь в своем распоряжении такую РЛС. Я это говорю к тому, что Азербайджан самостоятельно, конечно, сможет использовать ее, однако для повышенной эффективности ее эксплуатации необходимо передавать фиксируемые ею данные странам, с которыми у нас дружественные, стратегические отношения. Для Турции эта РЛС важна, для США - тоже, а для России - архиважна. Вот из этого и надо исходить. И это значит, что Габалинская станция будет действовать еще долго. Звучат иной раз заявления, что она устарела морально и так далее. Нет, это не правда. Она может устареть физически, но ее всегда можно подлатать. А моральное устаревание устраняется тем, что РЛС просто пичкают новейшими технологиями. А принцип остается тот же, вот и все!"

"Уже сейчас Азербайджану следует подумать о будущем Габалинской РЛС и прощупывать более выгодные варианты от ее использования", - заявил "Зеркало" военный эксперт Узеир Джафаров, который склонен думать, что Россия не станет продлевать соглашения об аренде. По его словам, РФ в настоящее время усиленно работает над разворачиванием радарной системы на Северном Кавказе и в центральной части России. "Насколько мне известно, работы по созданию радарных систем на Северном Кавказе уже на стадии завершения, причем, должен отметить, по своим техническим параметрам они ничем не уступают РЛС, которые Россия эксплуатирует в Беларуси, Казахстане и даже в Азербайджане", - отметил он. Так что, добавил эксперт, России уже просто незачем будет арендовать РЛС в других странах. На вопрос о том, как наиболее полезно для себя может поступить Азербайджан в отношении РЛС "Дарьял", У.Джафаров указал на потенциальные возможности этого объекта, которые могут заинтересовать США и Турцию. По его мнению, те деньги, которые получает в настоящее время наша страна от России как оплату за аренду, ничто по сравнению с тем, какие средства может иметь Азербайджан, сдавая объект в аренду США или Турции. "Но для начала нужно вложить большие инвестиции в РЛС, поскольку порядком устаревшее оборудование, которое Россия, по всей видимости, продаст Азербайджану за полцены, вряд ли привлечет внимание заинтересованных стран. Да и нам самим не помешало бы обзавестись специалистами, которые бы разбирались в оборудовании РЛС и могли управлять ею", - добавил Джафаров.

Российский эксперт Сергей Маркедонов считает, что если Россия покинет Габалинскую РЛС, это будет для нее не самым лучшим вариантом. В беседе с корреспондентом "Зеркала" эксперт подчеркнул, что было бы глупо покидать площадку, которая уже имеется. "Другое дело, если сам Азербайджан попросит Россию уйти", - добавил Маркедонов. По его мнению, Кавказ для России всегда был особым регионом, и поэтому терять здесь рычаги влияния было бы политически невыгодным шагом. "Да, Россия думает покинуть РЛС на постсоветском пространстве, но о Габалинской станции речь пока не шла. Не зря ведь Путин предложил американцам совместное использование именно Габалинской РЛС", - заметил он.

Азербайджан и Россия подготовят отчеты об экологической охране Каспия и в ближайшее время представят их друг другу. "Загрязнение азербайджанской части Каспия на 75 процентов происходит за счет отбросов в Волгу", - сказал министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Гусейнгулу Багиров (ИА "Финэко"). По словам Багирова, загрязнение Каспия нефтью произошло из-за экономического интереса России. "Если Россия - наследница бывшего СССР, она должна быть первой заинтересованной в очищении Каспия, загрязненного в тот период", - добавил министр. По его словам, 90 процентов производимых в России нефтепродуктов, находятся на прибрежной территории реки Волга. Министр отметил, что в отчете, который будет представлен России, эти факты будут отражены.

Косово

Азербайджанские миротворцы будут отозваны из Косова, - сообщил депутат парламента (Милли Меджлис) Захид Орудж (ИА АПА). По его словам, в парламент поступило обращение президента Азербайджана. В связи с изменением политической ситуации в Косове миротворческий батальон Азербайджана, осуществляющий миссию в составе контингента Вооруженных сил Турции, будет отозван. Депутат подчеркнул, что данный шаг Азербайджана очень важен: "Азербайджан предпринимает военные шаги в соответствии с политической позицией".

"Азербайджан не может не беспокоить ситуация, складывающаяся вокруг признания рядом ведущих государств мира Автономного края Косово Республики Сербия в качестве независимого государства. Прежде всего потому, что сохраняется опасность признания этого случая международным прецедентом со стороны все тех же ведущих западных держав", - пишет "Эхо": "Весьма показательные моменты в этом смысле содержит официальное заявление посольства США в Азербайджане. Вначале в нем отмечается, что США признали независимость Косова, и далее поясняется, что "Косово отличается своей спецификой, и не создает прецедента для других регионов, в том числе для Нагорного Карабаха". В заявлении говорится еще, что какая-то "необычная комбинация различных факторов фундаментально отличает ситуацию в Косове от других конфликтов". Но самое интересное дальше: "В то же время заявляем, что будущий статус Нагорного Карабаха должен быть определен путем международных переговоров". Другими словами, США просто дают понять Азербайджану, что он не вправе решать вопрос своей территориальной целостности самостоятельно. Кроме того, сама по себе вышеприведенная формулировка весьма и весьма обтекаема. Она ведь не содержит в себе исключения и того варианта, что результатом "международных переговоров" станет получение Нагорным Карабахом статуса независимого государства! Вот каково свежее заявление посольства США в Азербайджане..."

"Признание независимости Косова со стороны Турции и стран-членов Организации Исламской Конференции (ОИК) не означает того, что между Азербайджаном и этой структурой, с одной стороны, а также Турцией с другой стороны, существуют разногласия в вопросах внешней политики", - заявил пресс-секретарь МИД АР Хазар Ибрагим (ИА "Тренд"). По его словам, признание со стороны ОИК, со стороны генсекретаря этой структуры не означает того, что все страны-члены этой структуры разделяют это мнение. "Если страны признают государственность какого-либо образования, то в соответствии с международным правом, они делают это как государство, а не как организация", - отметил он.

"Провозглашение независимости со стороны Косова в одностороннем порядке должно было привести к определенным противоречиям и разногласиям в процессе признания ее самостоятельности и дальнейшего установления дипломатических отношений со стороны многих государств", - заявил в интервью "Эхо" руководитель Центра аналитической информации и международных связей, политолог Фикрет Садыхов. По словам эксперта мир разделился на три лагеря: те, кто признал, не признал, или колеблется. Тот факт, что Азербайджан не признал независимости Косова, абсолютно не должен сказываться на наших взаимоотношениях с Турцией. "У Турции свои определенные отношения с непризнанной республикой Северного Кипра. Но это не означает, что и Азербайджан должен признать Северный Кипр. Ряд прецедентов и аналогов уже имеется в мировой практике. Косово признали не по правовым, а по политическим соображениям. Речь идет о США и ряде ведущих европейских государствах. Но даже среди них существуют определенные разногласия. Та же Испания категорически против признания Косова независимым государством. Существуют также разногласия среди восточноевропейских государств", - отметил политолог. "Мы становимся свидетелями разделения мирового сообщества на различные группировки, где каждый принимает решение в соответствии с политической целесообразностью и приоритетом своего государства во внешней политике", - пояснил эксперт.

Тем временем независимый политолог Октай Садыхзаде в интервью "Эхо" отметил, что Азербайджан, имеющий карабахскую проблему, не может так быстро признать независимости Косова, как это сделали страны, у которых нет проблем с территориальной целостностью. Он отметил, что Турция признала Косово как мусульманское государство с одной стороны, и частичку своей бывшей Османской империи с другой. Что касается заявления генсекретаря ОИК, то, как глава этой структуры, он имеет право говорить от имени всей структуры, "но в эту организацию входят различные страны, имеющие разные внешнеполитические приоритеты". "И совсем не обязательно, чтобы по всем ключевым международным вопросам эти позиции стран ОИК совпадали", - отметил он.