Газовый "большой шлем", или "Мошенничество века": "Южный поток" в болгарских СМИ
Визит в Софию 17-18 января 2008 года российской делегации во главе с В.В. Путиным и подписание в его ходе целого ряда важных соглашений в сфере энергетики (о строительстве нефтепровода "Бургас-Александруполис", АЭС "
Все участники дискуссии единодушны во мнении, что подписание договора по "Южному потоку" стало для Болгарии эпохальным событием, осознание подлинных масштабов которого возможно лишь в будущем. Носителей "потокофильских" и "потокофобских" взглядов объединяет и то, что заключенные соглашения о прохождении "Южного потока" по болгарской территории они одинаково рассматривают сквозь призму перспектив дальнейшей интеграции Болгарии в европейские и атлантические структуры. И те, и другие называют этот процесс главным политическим приоритетом своей страны. Однако действующее болгарское руководство во главе с социалистами Георгием Пырвановым и Сергеем Станишевым заявляет, что нефтяное и газовое сотрудничество с Россией, помимо прямой и крупной экономической выгоды, должно повысить удельный вес Болгарии в системе энергетической безопасности Европы. В свою очередь, оппозиция, всемерно старающаяся "геополитизировать" вопрос, называет "Южный поток" величайшей угрозой делу вхождения Болгарии в единую "европейскую семью".
Близкие к правительству или сочувствующие ему СМИ выступают в поддержку заключенного договора по "Южному потоку". Кампания по освещению соглашений с Россией выстроена ими в активно-оборонительном духе. Еще до начала январского визита высокой российской делегации в Болгарию была начата информационная подготовка общества к ожидавшемуся подписанию соглашений в сфере энергетики. Ежедневная газета "Дума", орган Болгарской социалистической партии и фактический официоз действующего правительства, в январе опубликовала ряд материалов о русско-болгарском экономическом и энергетическом сотрудничестве. Лейтмотивом этих публикаций стала мысль о пагубности идеологизации экономики, о выгодности и безальтернативности для Болгарии энергетического партнерства с Россией. К примеру, автор большой статьи "Прагматизм и взаимная выгода" Георги Георгиев пишет о логичности и полной обоснованности решения болгарского правительства участвовать в нефте- и газопроводных проектах России. По мнению этого автора, прохождение труб по территории Болгарии будет увеличивать ее безопасность. "Болгария действительно превратится в энергетический центр Балкан, полностью реализует свое геостратегическое положение. Наша страна получит рычаги влияния, о которых даже не мечтала. Поскольку как мы зависим от русских поставок, так и Россия будет в некоторой степени зависеть от того факта, что трубы, обеспечивающие ее благополучие, проходят по нашей территории. В такой взаимозависимости коренится и наш общий интерес", - утверждает Георгиев (Дума. 14.1.2008).
О заключенных соглашениях проправительственные СМИ говорят как о результате напряженной борьбы и бескомпромиссного отстаивания экономических интересов Болгарии в трудных переговорах с Россией. Как крупный успех Болгарии преподносится тот факт, что договаривающиеся стороны согласились иметь равные доли - по 50% - в уставном капитале болгарского участка "Южного потока" и что управлять им будет зарегистрированное в Болгарии юридическое лицо. "Мы говорили русским, что не можем упасть ниже 50 процентов и что "Южный поток" - это наш Сталинград". Эти слова из интервью министра экономики и энергетики Болгарии Петра Димитрова получили широкое цитирование в болгарских СМИ.
Тон победных реляций имел и ряд других высказываний первых лиц болгарского руководства. "Болгария получила "Большой шлем" в энергетике", - заявил о заключенных соглашениях на совместной с В.В. Путиным пресс-конференции президент Болгарии Георгий Пырванов. Это выражение, позаимствованное из карточной терминологии и обозначающее в бридже полную победу, также было подхвачено всеми болгарскими СМИ, одни из которых солидаризировались со словами президента, другие - подвергли его язвительной критике. Достижения правительства в отстаивании экономических интересов Болгарии получили положительную оценку в материалах ежедневных газет "Стандарт News", "Bulgarian Post". Поведение команды Станишева во время переговоров с русской делегацией характеризуется "Стандартом" как "смелое и достойное". Под заглавием ""Большой шлем" в энергетике" 19 января редакция "Думы" напечатала развернутый отчет о достигнутых соглашениях. В этой статье особо подчеркивался напряженный характер переговоров по "Южному потоку", прорыв к успеху которых, по официальной версии, произошел лишь поздно вечером 17 января, во многом благодаря личному участию в решении проблемы президентов России и Болгарии.
Болгарские СМИ внимательно отнеслись и к заявлению министра-председателя С. Станишева о неизменной приверженности Болгарии ее геополитической ориентации на ЕС и
Эту мысль развивает опытный эксперт из лагеря социалистов Румен Овчаров, председатель софийской организации социалистической партии и глава парламентской комиссии по бюджету и финансам, энергетик по образованию и министр энергетики Болгарии в 1996-1997 гг. "Дума" приводит отчет о его выступлении в дискуссионном клубе "Политика 21". Овчаров считает, что ключевая проблема проекта NABUCCO заключается в том, что для него "нет газа". Единственный реально доступный сейчас источник газа для NABUCCO находится в Азербайджане, но его недостаточно для обеспечения экономической эффективности трубопровода. Иранский газ неприемлем для США и его союзников по политическим причинам. Впрочем, по мнению Овчарова, Болгария может участвовать в проекте NABUCCO, поскольку это не грозит ей потерями, но теоретически может принести выгоду. И все же важнейшим для Болгарии газовым проектом авторитетный социалист считает именно "Южный поток". По его подсчетам, в случае успешной реализации всех российско-болгарских энергетических проектов болгарская казна сможет ежегодно получать до 750 млн. долларов прибыли. "У Болгарии нет и не было проблем с энергетической безопасностью, - говорит Овчаров, - а все остальное - это проблемы людей, которые умеют только размахивать русским пугалом" (Дума. 8.2.2008).
В оппозиционной праволиберальной и консервативной прессе закономерно преобладают критические отклики на заключение договора о строительстве "Южного потока". Их тональность варьируется от умеренного "потокоскепсиса" до неприкрытой и яростной "потокофобии". Широко и с азартом начатую кампанию критики "Южного потока" следует рассматривать как мощную медийную "артподготовку" предстоящего обсуждения и ратификации подписанных соглашений в Народном Собрании, в ходе которого представители болгарской оппозиции рассчитывают отыграть часть очков.
Объектом предельно резких и грубых нападок со стороны сочувствующих оппозиции СМИ стали как сами российско-болгарские соглашения, так и официальные заявления правительства Станишева о трудном ходе, но победном результате переговоров. Лидер правой партии "Демократы за сильную Болгарию" (ДСБ) Иван Костов, министр-председатель Болгарии в 1997-2001 гг., назвал подписанные соглашения "стратегическим предательством" (Bulgarian Post. 24.1.2008). По мнению Костова, повторяемому рядом оппозиционных политиков и журналистов, правительство не имело права заключать договоры с Россией, не спрашивая мнения народа. Радикальная оппозиционная газета "Вестник" откликнулась на соглашение о "Южном потоке" статьей известного журналиста Иво Инджева "Антиевропейское мошенничество века". Договоры 18 января этот автор называет "пирровой победой Болгарии над собственным международным авторитетом". Выгода Болгарии от конкретной экономической сделки, пишет Инджев, не окупает потерь от утраты доверия к ней Европы как к союзнику. (Вестник. 25-31.1.2008).
И все же ключевыми участниками "потокофобской" кампании стали не радикальные листки, подобные "Вестнику" и "Атаке", а ведущие и наиболее авторитетные праволиберальные газеты Болгарии - в том числе ежедневный "Дневник" и еженедельный "Капитал", издающиеся акционерным обществом "Икономедиа". 16 января, накануне прибытия российской делегации, "Дневник" опубликовал статью с патетическим названием "По холмам безвременья. Стратегический контекст болгарского приема визита Вл. Путина". Ее автором стал один из самых влиятельных болгарских политологов доктор Огнян Минчев, заведующий кафедрой политологии Софийского университета, директор Института региональных и международных исследований (IRIS) в Софии и глава болгарского отделения организации
Ссылаясь на данные анализа американского агентства Stratfor, Минчев утверждает, что многомиллиардные инвестиции России в энергетическую инфраструктуру к западу от ее границ начинают все менее соответствовать замедляющимся темпам развития внутрироссийских источников энергоресурсов и путей их транспортировки. По мнению Минчева, скоро Россия может оказаться не в состоянии наполнять собственными энергоносителями свою "хитроумно скроенную сеть" газовой и нефтяной инфрастуктуры в Европе. Естественным следствием этого, считает болгарский политолог, может стать попытка ускоренного восстановления всеобъемлющего влияния России на постсоветском пространстве с целью получения контроля над природными ресурсами бывшей "советской империи". По мнению Минчева, в ходе переговоров о "Южном потоке" для Болгарии необходимо было непременно сохранить контроль над своей газовой инфраструктурой. В противном случае стране угрожала реальная опасность продать свой национальный суверенитет и достоинство за мелочь "на семечки и леденцы". Минчев подчеркивает, что в настоящее время Евросоюз ослаблен своим быстрым расширением на восток и что Болгария является самым уязвимым участком для проникновения на "мягкую периферию" Европы возродившегося русского великодержавия. "На европейских Балканах для России есть место только как для гостя - партнера и приятеля, или соперника, по ее собственному выбору, - но гостя, не патрона. Патронат Кремля возможен только над разделенными и противопоставленными Балканами", - пишет Минчев (Дневник. 16.1.2008).
Весьма показательно, что в еженедельнике "Капитал" от 18 января была опубликована статья американского политолога Януша Бугайского, директора отдела восточно-европейских исследований Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон). Заглавие и подзаголовок статьи - "Пешка России. София - лаборатория эксперимента Кремля по ослаблению ЕС" - достаточно ярко передают ее основное содержание. Бугайский напоминает своим читателям, что энергетика является главным инструментом реализации новых имперских амбиций России. По его мнению, усиление позиций российского "коррумпированного бизнеса" в Болгарии и Сербии неминуемо повлечет за собой рост политического влияния России и срыв усилий ЕС и НАТО по обеспечению стабильности и безопасности на Балканах. "Кремль эксплуатирует личные интересы и связи части болгарских политиков, чтобы превратить Софию в придаток Москвы", - пишет американский политолог. Главная мысль статьи Бугайского такова: накануне январских переговоров с российской делегацией Болгарии предстояло сделать выбор - быть ли ей "вплетенной в чекистский капитализм и квазипреступные сети России" или "утвердиться в качестве суверенной европейской державы, уважающей верховенство закона, солидарность в ЕС и единство в НАТО" (Капитал. 18.1.2008). То, что подобный текст был опубликован влиятельным праволиберальным изданием в самый день подписания российско-болгарских соглашений, весьма красноречиво характеризует позицию этого печатного органа.
Не менее резкий характер носит и популярная в болгарском интернете статья Г. Георгиева ""Южный поток": успех русской политики". Ее автор заходит столь далеко, что прямо обвиняет ЕС и НАТО в неспособности обеспечить национальный суверенитет своего нового члена - Болгарии - от угрозы русского имперского экспансионизма. По мнению Георгиева, после заключения энергетических соглашений 18 января очевиден стал и способ "торпедирования" этого суверенитета Россией через местные "коррумпированные политические и экономические элиты". Нефтегазовое сотрудничество Софии с Москвой, предостерегает автор статьи, может вынудить Европу исключить Болгарию из создаваемой системы общей энергетической безопасности. "Мы превращаемся в разменную монету, европейская стоимость которой уменьшается с увеличением нашей зависимости от русских инвестиций", - восклицает Георгиев. В этой же статье автор задает язвительный вопрос: если экс-канцлер ФРГ Герхард Шрёдер должен возглавить "Северный поток", то нет ли в Болгарии подходящего человека на роль главы "Южного потока". Думается, что есть, отвечает Георгиев, тем самым прозрачно намекая на личную материальную заинтересованность первых лиц действующего болгарского руководства в заключении договора с Россией. Подобные обвинения в теневом и коррупционном характере договора о "Южном потоке", весьма распространенные в текущей "потокофобской" публицистике, симптоматичны. Они явно перекликаются с недавними резонансными докладами европейских структур о невыполнении Болгарией ее обязательств перед ЕС по снижению уровня коррупции в стране. Экономический обозреватель "Капитала" Галина Александрова в статье с красноречивым заглавием "Обреченное партнерство" (перифраз названия опубликованной в "Думе" статьи В.В. Путина "Мы обречены быть партнерами") высказывает сомнения в способности Болгарии после подписания соглашений с Россией сохранить контроль над своей энергетической инфрастуктурой. Впрочем, автор все же вынуждена признать, что равноправное участие "
В следующем номере "Капитала" этот же автор делает вывод о том, что прохождение "Южного потока" по болгарской территории нанесет смертельный удар всем планам строительства альтернативных путей доставки газа в Европу. Высказываются опасения, что равноправное участие "Газпрома" в болгарском участке "Южного потока" может оказаться первым шагом к приватизации всей доселе неприкосновенной газотранспортной системы Болгарии ("Булгаргаз") и эвентуальному приобретению ее российским газовым гигантом. В статье Александровой обращает на себя внимание неприкрытый упрек в адрес Евросоюза, пеняющего Болгарии за ее сепаратные энергетические договоры с Россией и в то же время свободно позволяющего своим старым привилегированным членам (Германия, Нидерланды) участвовать в строительстве "Северного потока". Нельзя требовать от Болгарии, пишет обозреватель "Капитала", чтобы она противостояла "Южному потоку", пока ЕС и США на деле не проявят решительную готовность поддержать строительство на территории Болгарии альтернативных газопроводов. (Капитал. 24.1.2008).
Вообще большинство болгарских СМИ, независимо от их ориентации, сходится в том, что своим участием в "Южном потоке" Болгария подписывает смертный приговор газопроводу NABUCCO и самой идее консолидированной энергетической политики Евросоюза. Болгарская газета "Стандарт News" приводит мнение европейских газовых экспертов, что после заключения договора о "Южном потоке" "Газпром" вытесняет и поглощает NABUCCO (Стандарт News. 11.2.2008).
Целый ряд авторов "потокофобской" ориентации обвиняет правительство Станишева в том, что подписанием договора о "Южном потоке" оно совершило акт предательства в отношении "европейских сил" в Сербии и на Украине. На информационном портале Mediapool.bg Болгарская ассоциация внешней политики (БАВП) опубликовала аналитический обзор "Что и для кого выиграла Болгария с "Южным потоком"?". Авторы этого текста подчеркивают, что именно заключение договора с Болгарией позволило "Газпрому" приобрести сербскую энергетическую компанию NIS. "Без соглашения с болгарским правительством, шансы Москвы использовать виртуальную карту пользы от "Южного потока" в переговорах с Сербией были ничтожны", - утверждает БАВП. В том же обзоре подчеркивается, что строительство "Южного потока" как еще одного пути транзита русского газа в обход Украины будет сильно сковывать возможности переговоров администрации В. Ющенко и Ю. Тимошенко с Москвой по энергетическим вопросам. "Пагубной иллюзией" БАВП называет мнение о том, что, поддерживая и "Южный поток", и NABUCCO, Болгария сможет проводить политику "блестящей изоляции" и получать двойную прибыль.
Итак, развернувшаяся в СМИ Болгарии дискуссия о "Южном потоке" свидетельствует не только об отсутствии, но и о невозможности в обозримом будущем консенсуса в болгарском обществе об участии в энергетических проектах России. При этом важной особенностью начавшейся полемики является то, что никто из ее участников вслух даже в теоретической плоскости не ставит вопрос о возможности использовать соглашения в сфере энергетики как отправную точку для расширения российско-болгарского политического диалога.