ИА REGNUM продолжает разбираться в ситуации, сложившейся в Калининградской области после вступления в силу сочинского соглашения между Россией и Евросоюзом об упрощении визового режима. Напомним, этот документ лишил жителей самого западного региона России возможности оформлять бесплатные мультивизы в Польшу и Литву. Глава приграничного с Польшей Мамоновского городского округа Олег Шлык рассказал корреспонденту ИА REGNUM о своем видении дальнейшего развития отношений приграничных муниципалитетов.

ИА REGNUM: Олег Васильевич, сказалось ли ухудшение визового режима на развитии приграничного сотрудничества?

Говорить, что визы разделили наши народы, конечно, нельзя. Хотя возникшие барьеры притормозили развитие приграничных отношений. Как известно, ухудшение визового режима для жителей Калининградской области в минувшем году прошло в два этапа. С 1 июля 2007 года были введены платные (по 35 евро) национальные визы как в Польшу, так и в Литву. А с 21 декабря наши страны-соседи присоединились к Шенгенской зоне безвизового въезда. А ведь с начала 90-х годов, когда Калининградская область открылась для международного сотрудничества, мы имели возможность оформлять польскую визу бесплатно, без приглашения принимающей стороны плюс сроком действия на целый год. Было время, когда в Литву и Польшу калининградцы вообще ездили без виз, предъявляя лишь специальный бланк, выданный паспортно-визовой службой на основе калининградской прописки.

ИА REGNUM: Каких успехов вы добились за это время?

Приграничные муниципалитеты здорово продвинулись по обмену опытом в коммунальной сфере, в области культуры, образования и здравоохранения. Создана и успешно работает Ассоциация приграничных городов "Лына - Лава", в которую входят 5 муниципальных образований от Калининградской области и 12 муниципалитетов от Польши. Если говорить о нашем Мамоновском городском округе, то мы дружим с польскими городами Бранево и Прабуде. Каждую весну, когда на реке Лава (в Польше она называется Лына) наступает паводковая ситуация, мы теснейшим образом сотрудничаем с соседями, контролируя ситуацию. Ведь если сбросить воду из Польши в Калининградскую воду, то это вызовет чрезвычайную ситуацию и наши поселки просто смоет. На территории нашего муниципалитета находятся международный автомобильный погранпереход Мамоново - Гроново и железнодорожный погранпереход Мамоново - Бранево, а также строится погранпереход Мамоново-2 - Гжехотки. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на ухудшение визового режима, мы обречены жить вместе.

С другой стороны, ужесточение визового режима привело к тому, что в экономику города Мамоново стали возвращаться люди, раньше занятые челночным бизнесом. Вернулись сварщики, водители, механизаторы, сантехники, которые на протяжении последнего десятилетия делали легкие деньги, продавая подакцизные товары - бензин, водку, сигареты.

ИА REGNUM: Сколько челноков образумилось?

Можно говорить о 250-300 человек. Это хорошее предприятие. Например, такое, как "Шокомастер" [российско-польское предприятие по изготовлению шоколадной глазури. - ИА REGNUM]. И сегодня экономика Мамоново нуждается в этих кадрах. У нас строится завод по производству детского питания компании Hipp. Только на первом этапе - переработке овощной продукции - Hipp даст 50 рабочих мест жителям города. При этом завод в перспективе будет заниматься выращиванием овощей на территории нашего округа, а это еще рабочие места. В числе новых предприятий назову завод по производству котлов систем водоочистки немецкой фирмы "Гётц". В 2008 году мы начинаем строительство завода по производству сычужных сыров, на котором планируется занять до 120 человек. Везде требуются рабочие руки, причем не по принципу - подай-поднеси, а со знанием языков, компьютера.

ИА REGNUM: Ваш город расположен на берегу Калининградского (в Польше - Вислинского) залива. Почему же не развивается приграничный туризм?

Потому что за 60 лет так и не открыта водная граница между Польшей и Калининградской областью, а соответственно. не налажено судоходство. На самом деле закрытость границы сильно тормозит развитие не только Мамоново, но и польских портовых городов. В частности, в Эльблонге построен целый порт, но он не действует, потому что нет движения. Мы разработали проект по созданию туристического центра в Краснофлотской гавани. Планируем построить на берегу залива гостиницу, фитнес-центр, автостоянку, корты, ресторан на воде, а также ноу-хау - судовую заправочную станцию на воде, которой в настоящее время нет в регионе. Мы хотим стать составной частью международного водного пути Е-70 по маршруту Роттердам - Клайпеда. Миновав бассейн Вислы в Польше, иностранный турист может идти по Калининградскому заливу, затем через реку Преголя побывать в Калининграде, дойти до Гвардейска, оттуда уже по реке Дейма попасть в Полесск, а затем - через Куршский залив - уйти в Литву. Однако, повторю, что проект замер, поскольку залив закрыт для судоходства. Поляки на своих яхтах могут дойти не дальше Фромбурга. Есть надежда, что движение скоро откроют, как это произошло со стороны Литвы. По реке Неман [река по фарватеру разделяет российско-литовскую границу - ИА REGNUM] литовцы понастроили уже различных кафешек, магазинов и заправок.

ИА REGNUM: Ваш коллега Сергей Кузнецов, возглавляющий приграничный с Польшей Озерский район, заявил в интервью ИА REGNUM, что Калининградской области необходим статус заграничной территории. Ваше мнение?

Я считаю, что вполне достаточно ввести 30-километровую зону, внутри которой жители приграничной территории смогли бы свободно перемещаться [речь идет об одобренном Еврокомиссией "Регламенте приграничного взаимного режима пересечения граждан, проживающих в приграничных территориях", где рассматривается возможность введения безвизовых поездок для жителей, не менее одного года проживающих в приграничной территории - ИА REGNUM].

ИА REGNUM: Не боитесь, что вновь расцветет челночный бизнес?

Конечно, будут существовать и челноки, и нелегальные мигранты, но, считаю, это не является глобальной проблемой. Не думаю, что все калининградцы пропишутся в Мамоново и побегут в эту 30-километровую зону спекулировать водкой и сигаретами. А вот обмениваться кадрами между Россией и Польшей я не против. Например, в Бранево еще недавно был свой пивзавод. Но сетевой конкурент выдавил его, и завод разорился. 120 человек оказались на улице. Мы могли бы им помочь, предложив свои услуги для работы. И наоборот, жители Мамоново должны иметь возможность уехать в Польшу на заработки.

ИА REGNUM: А как же патриотизм в работе?

Не хочу прикрываться лозунгами. Чтобы жители нашего муниципалитета оставались патриотами, мы должны создать для них здесь нормальные условия. Простой пример. В свое время в начале 90-х годов молодежь из наших поселков пачками ездила на сбор клубники в Польшу. На приграничных территориях росли целые поля. Сейчас наши туда не ездят, потому что труд стал дешевым. На предприятиях в нашем городе можно больше заработать. И потом, не все деньгами в России измеряется.