"Выборы в Сербии продемонстрировали высокую активность населения, конечно, возбужденного не только обстоятельствами проведения этих выборов - они были досрочными, но и тем фактом, который вызвал необходимость их проведения, - этот факт взаимосвязан с дискуссией вокруг статуса Косово, связан с провозглашением независимости Косово", - сказал в беседе с корреспондентом ИА REGNUM первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ Константин Затулин ("Единая Россия"), который в настоящее время находится в Сербии.

"Всем уже понятно, что Косово удерживают от одностороннего провозглашения независимости и соответственно от полосы признания этой независимости не в ООН, где это вряд ли возможно из-за позиции России и Китая, а удерживают в ряде европейских стран до окончания президентской гонки в Сербии. Поэтому активность была высокая", - пояснил Затулин.

По словам депутата, выборы считаются здесь проведенными на достойном уровне. Во второй тур вышли два кандидата - это действующий президент Сербии Борис Тадич и лидер Сербской радикальной партии Томислав Николич. Как отметил Затулин, Николич - наследник Шешеля в роли руководителя этой партии. "Воислав Шешель, как известно, добровольно сдался Гаагскому трибуналу и в настоящее время после долгих проволочек начался суд над Шешелем, который тут же был прерван как раз для того, чтобы речи Шешеля из Гааги дополнительно не возбуждали сторонников Николича и Сербской радикальной партии на выборах президента Сербии. И Запад здесь ассистирует, безусловно, действующему президенту Сербии Борису Тадичу", - заявил Затулин.

"Николич, как и ожидалось, выходит первым, - заметил депутат. - Пока у нас есть данные по 80% подсчитанных протоколов, и впереди Николич с разрывом в 4%, что означает преимущество приблизительно в 200 тыс. избирателей, если эта пропорция сохранится при окончательном подведении итогов".

"Многие прогнозируют, что 3 февраля во втором туре Тадич, в том числе при поддержке Запада, сможет обойти Николича и подтвердить свои полномочия президента", - отметил Затулин. "У меня такой уверенности нет. Это прогнозы из разряда стандартных, никакой новизной или оригинальностью они не отличаются, - заявил депутат. - Между тем ситуация несколько изменилась, я не могу сказать, что она изменилась радикально по сравнению с предыдущими выборами в Сербии разного рода, но сегодня сербы возбуждены тем, как их обманывают с Косово, возбуждены тем, как подыгрывают действующему президенту Сербии. Известно, что 28 января Тадич летит в Брюссель и там подписывает документы с Европейским союзом об облегчении визовых режимов, документы уже задекларированы. Это явный пас Тадичу, который ЕС дает специально для того, чтобы обеспечить некое его преимущество в финальной части избирательной кампании".

"С другой стороны, ясно, что, поскольку эта история, трагедия сначала Югославии потом Сербии носит долгоиграющий характер, люди здесь уже не столь наивны, как, может быть, в те времена, когда часть людей здесь подвигли на выступления против Милошевича и свержение Милошевича после 1999 года, после войны НАТО против Югославии", - отметил депутат.

По его словам, многое будет зависеть от позиции председателя правительства Воислава Коштуницы. "У него очень сложный выбор. Он его всячески оттягивал, он его оттягивал весь период избирательной кампании, именно для того, чтобы отсрочить этот выбор, он поддержал выдвижение в президенты своего партнера по коалиции Велимира Илича. Заведомо было ясно, что Илич не может претендовать на выход во второй тур и на победу в целом, Илич пришел третьим. Он уже выступил и сказал, что до конца января определится с тем, за кого призывать голосовать своих сторонников. Действительно, речь идет не только о сторонниках Илича, но, шире говоря, о позиции правительства и Воислава Коштуницы лично. Коштунице 64 года, и с Николичем его объединяет позиция по Косово и разделяет конкуренция за патриотические голоса, поскольку сторонники Коштуницы - это тоже, может быть, умеренные, но националисты сербские, которые не приемлют того способа расправы, который учинил Запад над Югославией, а затем Сербией", - отметил Затулин.

"С другой стороны, Коштуница находится в коалиции с Тадичем, и для него выбор Николича - это серьезный выбор", - сказал Затулин. "Однажды он уже продемонстрировал свои колебания, когда после парламентских выборов вначале поддержал избрание Николича спикером сербского парламента, а затем после шквала яростных обвинений, прежде всего из западных столиц, тут же забрал эти голоса, и Николич успел побывать спикером Скупщины всего три дня - это было в марте прошлого года", - отметил Затулин.

"Сегодня отказ Коштуницы от поддержки Николича может стоить Коштунице всякого политического будущего, и не только ему, ему, повторяю, 64 года, но и многим его единомышленникам", - заявил депутат. - Ведь очевидно, что кто бы ни был избран президентом Сербии, это вряд ли остановит тех на Западе, кто уже поставил на независимость Косово, кто намерен, несмотря на позицию России, Китая, других постоянных членов Совета безопасности, реализовать идею одностороннего признания Косово". Затулин прогнозирует, что в феврале после выборов, когда этот план начнет претворяться, в Сербии "будет всплеск антизападных настроений, взрыв негодования". "И этот взрыв падет на головы тех представителей политических сил, которые в создавшихся условиях могли, но не оказали поддержки кандидату, который считается бескомпромиссным сторонником целостности Сербии, который выступает против вступлении Сербии в НАТО, против вступления в ЕС", - заявил Затулин.

"Что касается Тадича, то он, как и всякий сербский политик, не в восторге от независимости Косово, - отметил депутат. - Он против одностороннего признания независимости, но при этом Тадич строит свою политику на идее сотрудничества с Западом, на идее вступления в ЕС (поэтому он и собирается в Брюссель 28 января), на идее евроатлантических ценностей, то есть в завуалированной форме предлагая будущее членство Сербии в НАТО. Конечно, это не всегда приносит ему очки среди избирателей в Сербии, но он пытается по своему отыгрывать, обращаясь к другим ценностям, обращаясь к желанию сербов жить не хуже, чем другие европейцы, подчеркивая, что это возможно только в сотрудничестве с другими западными странами", - отметил Затулин.

Таковы обстоятельства этой избирательной кампании, в которой вопросы внешней политики и территориальной целостности играют небывало значимую роль, - заключил депутат. - И это дает мне основание говорить о том, что нет предопределенности победы Тадича во втором туре, а есть очень острая до последнего момента борьба, в рамках которой от представителей третьих сил, не прошедших во второй тур, потребуется решить, за кого они призовут голосовать своих сторонников". По словам Затулина, представители третьих сил пока не определились с этим вопросом. "Они откладывают свое решение, речь идет об Иличе и Коштунице", - отметил Затулин. Вместе с тем он сообщил, что есть ряд кандидатов, которые находятся на 6-7 позициях, заявившие о поддержке Тадича. "Это политически незаметные кандидаты, влияние на исход выборов они вряд ли окажут. Позиция Коштуницы и Илича окажет влияние не только на исход выборов, но и на судьбу этой третьей силы в перспективе, на судьбу самих политиков, которые делают такой выбор", - подчеркнул Константин Затулин.

Напомним, второй тур президентских выборов будет проведен в Сербии 3 февраля. По предварительным неофициальным данным, в первом туре голосования (20 января) ни одному из кандидатов не удалось заручиться поддержкой 50% избирателей, необходимой для победы в первом туре. Официальную информацию о результатах голосования Центризбирком Сербии пока не обнародовал. По результатам обработки части бюллетеней, сообщил ЦИК в ночь на 21 января, лидер оппозиционной Сербской радикальной партии Томислав Николич набирает 38,2% голосов, а действующий президент страны Борис Тадич - 35,1%.