Тигран Арсенишвили: Южный Кавказ - в ожидании "здравого смысла" от России
Процессы, протекающие в эти дни в Грузии, продолжают давать обширную пищу для размышлений о целесообразности проведения выборов в классическом их понимании в тех странах, где большая часть граждан живет за чертой бедности и лишена возможности зарабатывать на хлеб насущный, а политический класс подчинен выполнению задач внешних центров силы. В таких странах выборы превращаются в войну административного ресурса со здравым смыслом. Причем здравый смысл определяется не народом данной страны, исходя из реальных условий функционирования государства и актуальных ее проблем, а формулируется из-за рубежа заинтересованным внешним игроком. Если таковых игроков двое или трое, то и количество "здравых смыслов" становится соответствующим. Отсюда и нестыковка между оценками внешних наблюдательских миссий. Одни констатируют верный вектор усилий админресурса, другие настаивают на ее кривизне. В конце концов, настает время, когда народы начинают понимать, что выборы организуются и проводятся не ими и не для них. Проще говоря, выбор у них отобран. К примеру, кому из граждан Украины понадобились досрочные выборы в
Столь яростная эксплуатация внутреннего административного ресурса и дальнейшая легитимизация итогов данного процесса международным сообществом в конце концов приведет к неминуемому разрушению иерархии власти, потере внутреннего иммунитета любого государства. На той же Украине данный процесс не прекращается с 2004 года. Государственная машина работает на агрессивный лоббинг таких чуждых большей чести народа идей как вступление в
Все это плотно вошло в нашу жизнь и пускает здесь корни - мы привыкли, что за нас решают, когда выбирать, кого выбирать и что получить по итогам "нашего" выбора. Оппозиция потерявшей остатки суверенитета Грузии проводит стотысячные митинги для того, чтобы показать американцам, что их ставленник потерял популярность, в свою очередь ставленник назначает выборы, чтобы доказать, что он еще контролирует ситуацию. А народ привыкает верить только критике и только внешней. Почему и оценки наблюдательских миссий СНГ до сих пор никогда не внушали доверия ни в одной стране постсоветского пространства. А как же иначе, если негативная оценка западных наблюдателей, как правило, является сигналом для начала активных антигосударственных шагов со стороны марионеточных сил оппозиционного фронта. Уже каждая из стран СНГ могла испытать это на себе. Но ситуация меняется. Досрочные парламентские выборы на Украине и президентские в Грузии стали своего рода водоразделом для западных наблюдателей, которые, стиснув зубы, как это обычно делают их коллеги из стран СНГ, были вынуждены "кивнуть головой" - легализовать то форменное надругательство над волей своих сограждан, которые творят уже лояльные западу украинские и грузинские политики. Следующей в очереди за поломкой собственного хребта стоит Армения - здесь 19 февраля состоятся президентские выборы.
Внешние условия
2007 год выдался крайне напряженным для Армении. Острые внешнеполитические проблемы, связанные с нагорно-карабахским конфликтом и отношениями с Турцией, получили свое развитие. Регион продолжал оставаться в центре внимания сверхдержав и крупных транснациональных корпораций. С одной стороны США, Россия и ЕС старались расставить свои акценты и укрепить существующие позиции, с другой - Турция и Иран выстраивали собственную политическую и внешнеэкономическую парадигму, с третьей - нефтегазовые запасы Каспия и транзитные возможности Грузии стали предметом непосредственного интереса международной финансовой элиты. Исходя из предметности и политически обоснованной логики региональных процессов, долгосрочная политика Азербайджана и Турции, нацеленная на изоляцию Армении, носила не закамуфлированный, а совершенно наглядный характер, обернувшись стартом еще одного "обходного" проекта - железной дороги Турция-Грузия-Азербайджан. Вывод российских военных баз из Грузии, в частности из Самцхе-Джавахети, создал благоприятные условия для окончательного оформления азербайджано-турецкого коридора вдоль северной границы Армении на территории Грузии.
Прилагаемые Азербайджаном и Турцией дипломатические усилия на международной арене, применение информационно-пропагандистских инструментов, а также возрастающая милитаристская риторика Баку, возымели ощутимый эффект в отношении психологической обстановки в самой республике. Сегодня в Армении многие подспудно чувствуют, что характер взаимоотношений с мусульманскими соседями не связан исключительно с существованием нагорно-карабахской проблемы. В свою очередь политические круги, отвечающие за внешнюю политику, остались верны выбранному курсу хаотического лавирования. По сути дела, выступая с Россией в едином военно-политическом блоке -
Внутренний разлом
При всей драматичности ситуации на внешнеполитической арене, никакой осмысленной дискуссии внутри Армении по этим вопросам не протекает. Вдобавок к этому, погрязшая в популизме политическая элита живет в полном отрыве от реальных социально-экономических нужд населения, лишь от выборов к выборам вспоминая о его существовании. Происходит это довольно тривиальным образом - проводится калькуляция стоимости одного голоса и в ход пускается вся мощь государственного аппарата. В то же время опыт 2003-2004 годов показал, что окончательная ломка армянского хребта - дело многосложное, поскольку население крайне неохотно откликается на всякого рода заокеанские технологии. Происходит это благодаря сильному инстинкту выживания. Если на Украине или в Грузии крах наспех сколоченных государственных институтов мог даже в некотором смысле повеселить народ, то армяне ясно отдают себе отчет в том, что хотя бы кратковременная потеря контроля над таким институтом как армия может привести страну к очень печальным последствиям. А поэтому, взявшимся ниоткуда политикам, каковым в случае Грузии был
Текущая внутриполитическая ситуация в Армении коренным образом отличается от той, которая наличествовала в преддверии президентских выборов 2003 года. Внявший советам своих кураторов, первый президент Армении
Не менее решителен в своих действиях
Таким образом, исходя из всего вышеописанного, по предвыборной Армении можно поставить следующий диагноз. Внутриполитическая картина оформилась в наиболее ее опасном виде - противостоянии двух больших полюсов: кланового и реваншистско-кланового характеров. Во внешней политике ситуация почти аналогичная - Армения состоит в лобовом противостоянии со своим более экономически перспективным соседом, ведет невзрачную региональную политику и маневрирует между двумя крупными силовыми полюсами - Россией и США, которые могут в любой момент начать выяснение отношений в более жесткой форме.
Россия
Наиболее частый вопрос, которым задаются армянские политики и эксперты, касается роли России в разрешении тех угроз, перед которыми стоит армянское государство. Вопрос этот, как правило, задается недовольным тоном - якобы, куда смотрит Россия, почему она нам не поможет? Ясно одно, после выхода грузинского руководства на пусть агрессивной риторической конфронтации с Москвой, исходя из политики азербайджанского руководства, переориентировавшего эту республику на обслуживание турецко-американских энергетических проектов, а также с учетом чрезмерно конструктивной роли Армении в сопровождении интересов США и НАТО на Южном Кавказе, у России остался в этом регионе лишь один жизненный интерес - безопасность. Вместе с тем, как видится, интерес этот защищается наиболее гарантированным способом - укреплением южной границы страны, сохранением равноудаленной дистанции от всех деструктивных сил и процессов данного региона. Да, такая политика привела к интенсификации прозападных проектов на Южном Кавказе. Практически оформлен политический, экономический, коммуникационный и энергетический коридор альтернативного свойства - Азербайджан, Грузия. Турция. Бессмысленные попытки "присосаться" к нему предпринимает Украина, но здесь на страже своих интересов четко стоит Турция, которая не позволит нарушения своей монополии на Азербайджан. Учитывая данные реалии, можно прийти к довольно печальному выводу, что Россию интересовал бы Южный Кавказ в совершенно иных формах и в случае совершенно иной политики стран данного региона. Москва успела застраховаться, заложив прямые пути поставки углеводородов в Турцию по дну Черного моря. В ближайшей перспективе, в случае усиления центростремительных процессов в России и прихода к власти нового, заинтересованного в активизации внешней региональной политики президента, главным интересом Москвы может стать максимальная изоляция данного региона, торможение развития проектов США и Великобритании путем создания условий по выводу из "игры" созданной "альтернативной" инфраструктуры и выстраивание новой более жесткой системы отношений с региональными политиками. Вопрос этот может получить и тотальное решение, поскольку следующей станцией "поезда" Анкара-Тбилиси-Баку может стать Астана. Судя по всему, примерно такой "здравый смысл" может предложить в ближайшее время странам Южного Кавказа Москва.