Математики вычислили секрет дорожных пробок
Весь мир, 3 января, 2008, 16:50 — ИА Регнум. Группа европейских ученых построила математическую модель аномальных дорожных заторов, чтобы разгадать секрет их появления. Как известно, дорожные пробки образуются в местах сужения магистралей и перед оживленными перекрестками - там, где движение транспорта замедляется. Но иногда пробки возникают на абсолютно прямом и неосложненном участке трассы, без всяких видимых причин.
Математическая модель позволила выяснить, как именно влияют на поток машин различные неординарные события вроде случайного выхода грузовика за пределы своей полосы или двойного перестроения. Водитель в такой ситуации вынужден сбросить скорость. Модель показала, что если скорость будет уменьшена ниже определенной критической отметки, то следующей машине придется притормозить еще сильнее, следующей - еще сильнее, и т.д. В результате в нескольких километрах поток останавливается почти полностью. При этом водителям, попавшим в затор, будет совершенно неясно, откуда он взялся. Ведь причиной стало ничтожное отклонение от ритма движения, произошедшее далеко впереди, пишет "Популярная механика".
Такие пробки типичны для оживленных магистралей, насчитывающих не менее 15 машин на километр полосы. Пробки постоянно сдвигаются в направлении, противоположном движению автомобилей, образуя т.н. обратные волны.
"Наша модель показывает, что чрезмерная реакция одного-единственного водителя может оказать огромное влияние на весь транспортный поток и привести к массовым задержкам", - поясняет один из авторов исследования Габор Орож.
Из этого следует довольно простая мораль: если вы едете в плотном потоке машин, тормозить нужно как можно меньше и как можно более плавно. Следите за поведением других машин и старайтесь предвидеть развитие ситуации. Запоздалое реагирование вынуждает водителя жать на педаль тормоза более резко, при этом скорость может упасть то того предела, после которого образование затора позади него станет неизбежным.
"Одно-единственное нажатие на педаль тормоза может привести к тому, что в нескольких километрах позади вас движение полностью остановится, - замечает Габор Орож. - Стиль использования тормозов играет в образовании пробок колоссальную роль: плавное торможение, выполненное водителем, который заметил проблему загодя, позволяет транспортному потоку остаться плавным и непрерывным. Резкое торможение, часто обусловленное запоздалой реакцией, может привести к многокилометровой пробке".
Ученые намерены ввести в свою модель "машины", умеющие тормозить плавно, и посмотреть, как это скажется на пропускной способности потока. Возможно, использование роботов-водителей поможет в перспективе избавиться, наконец, от этой проблемы.