На заседании комиссии Московской городской Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрен законопроект о внесении изменений в городской закон о лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции. На том же заседании комиссия обсудила проект постановления о законодательной инициативе по внесению в Государственную думу проекта федерального закона об изменении отдельных статей ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, по словам начальника управления департамента потребительского рынка и услуг города Елены Абрамовой, законопроект о внесении изменений в принятый год назад городской закон "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" был разработан в целях повышения эффективности государственного контроля за соблюдением предприятиями розничной торговли и общественного питания лицензионных требований. Срок введения декларирования планируется перенести на 1 января 2009 года в связи с тем, что постановлением правительства РФ был отложен намеченный ранее ввод единой государственной автоматизированной системы учета объемов производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС), на основании которой должна была быть образована автоматизированная информационная система "Мосдекларация". Как отметила Елена Абрамова, после введения ЕГАИС остались нерешенными ряд организационных и технических проблем, в связи с чем было предложено отложить на год декларирование розничной продажи алкогольной продукции. Данная поправка в городской закон не вызвала замечаний у участников заседания.

Также на заседании отмечалось, что год назад, принимая закон, Дума учла интересы малых предпринимателей, установив 50-процентную ставку лицензионного сбора. Теперь же исходя из того, что нецелесообразно оказывать финансовую поддержку тем, кто занят в сверхдоходном алкогольном бизнесе, разработчики законопроекта предлагают установить единый размер лицензионного сбора для всех хозяйствующих субъектов, включая субъекты малого предпринимательства Москвы. В законопроекте предлагается лицензионные требования и условия дополнить еще одним - наличием на каждом предприятии, осуществляющем розничную продажу алкогольной продукции, доступного для покупателей прибора контроля подлинности и идентификации федеральных специальных и акцизных марок. Сотрудники департамента потребительского рынка и услуг полагают, что в этом случае усилится общественный контроль, поскольку сил самого департамента недостаточно: в этом году было проверено только 1700 предприятий, в результате почти 900 были наказаны за различные нарушения. Однако, по мнению старшего прокурора Ольги Вилковой, правовая система введения такого прибора вызывает сомнение, так как в этом случае вся ответственность возлагается на потребителя и непонятно. По мнению Вилковой, "весь проект направлен на ущемление прав предпринимателей".

Подводя итоги обсуждения, председатель комиссии Александр Ковалев порекомендовал разработчикам согласовать все спорные вопросы с прокуратурой и государственно-правовым управлением аппарата Мосгордумы до рассмотрения законопроекта на заседании Думы.

Законодательную инициативу по внесению изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" участники заседания поддержали. Как сообщила начальник управления департамента потребительского рынка и услуг Валентина Сучкова, система государственного контроля, основанная на аккредитации оптовых покупателей, действовала в Москве до изъятия у субъектов Федерации данных полномочий и доказала свою эффективность. В частности, смертность в результате употребления некачественного алкоголя в Москве была в 17 раз ниже, чем в целом по стране. На данный момент ситуация значительно ухудшилась. Ссылаясь на официальные данные УБЭП ГУВД и департамента здравоохранения, Валентина Сучкова подчеркнула, что возросло количество преступлений алкогольной направленности, увеличилось количество выявляемых фактов реализации некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции, выросла смертность населения от употребления такой продукции (за 10 месяцев 2007 года зафиксировано 917 случаев смертельного отравления алкоголем). Практический опыт внедрения ЕГАИС показал, что данная система не готова установить контроль за оборотом всей алкогольной продукции на территории России и уплатой соответствующих акцизов в федеральный бюджет, констатировала Сучкова. Комиссия одобрила подготовленный документ и решила вынести его на рассмотрение Думы.