Петербургские власти считают, что программа расселения хрущевок может "зайти в тупик"
Санкт-Петербург, 12 декабря, 2007, 17:21 — ИА Регнум. "Позиция
По словам вице-губернатора, "мнения собственников жилья будут обязательно учтены". "Если какое-нибудь ТСЖ или ЖСК будет против сноса, то сносить здание никто не будет, - пояснил он. - Пусть там и остаются, при условии, что проживание в доме будет безопасным". По словам чиновника, если гражданин откажется переезжать, то "мы попытаемся его уговорить". "Естественно, это не касается ситуаций, когда в доме оставаться уже нельзя: в этом случае мы переселим людей за 24 часа либо в резервный фонд, либо в палаточный городок, чтобы не пришлось с помощью МЧС вытаскивать их из-под завалов", - добавил вице-губернатор.
Вахмистров отметил, что во время переселения граждан спекуляций со стороны продавцов жилья полностью исключить нельзя. "Мы же не можем запретить рыночные отношения и подозревать каждого продавца в спекуляции, - пояснил он. - А никакими законами спекуляции не остановишь". На замечание депутата Анатолия Костерева о том, что никаких гарантий реализации программы, кроме "порядочности и компетенции членов правительства Санкт-Петербурга" нет, Вахмистров ответил, что "в первую очередь надо говорить о порядочности губернатора Санкт-Петербурга
Депутат Сергей Малков отметил, что "поскольку отсутствуют региональные нормативы проектирования жилья и отменены территориально-строительные нормы, законопроект принимать нельзя". Вахмистров на замечание ответил, что "все эти положения с реализацией данной программой не связаны, и обязательными для ее выполнения не являются". На вопрос депутата о том, за счет чего инвестор программы будет получать прибыль, вице-губернатор ответил, что "зарабатывать инвестор будет за счет излишков площади". "Программа, конечно, не очень инвестициионно привлекательна, так как строить на пустом месте проще, - сказал он. - Правительство ни от хорошей жизни занялось программой, и есть ряд вопросов, на которые ответить нельзя, но с каждым жильцом, чей дом подлежит расселению и у которого возникнут несогласия и непонимания, мы будем разговаривать отдельно". Депутат Юрий Карпенко подчеркнул, что "сперва стоит доработать проект, а потом уже выносить его на рассмотрение парламента". "Мы тоже сомневаемся, пойдет программа или нет, так как есть много неточностей и наверняка понадобятся дополнительные бюджетные средства на ее реализацию", - ответил Вахмистров, но все-таки высказался за принятие законопроекта без доработки.
То, что проект "сырой" отметил и председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам петербургского парламента, депутат Сергей Никешин. "Во-первых, в законопроекте отсутствует достаточное количество информации о программе, во-вторых, отсутствуют критерии по которым программа будет осуществляться, и, в-третьих, неравномерно распределены полномочия по ее реализации", - заявил он. В числе возможных критериев депутат назвал оценку объекта, подлежащего расселению, сроки расселения здания и степень его износа, а также более четкое выделение серий хрущевок по времени их постройки. "Мы полагаем, что для расселения степень износа здания должна составлять 70% и более, - пояснил депутат. - Кроме того, квартиры в доме нужно детально оценивать, потому, что в случае перепланировки они могут еще послужить". Еще один недостаток программы депутат увидел в отсутствии юридических норм, которые бы защищали гражданина при переезде. "Согласно настоящему варианту программы, какая-нибудь бабушка просто остается без поддержки властей один на один с инвестором", - пояснил Никешин. Политик подчеркнул, что заключение юридического управления парламента и прокуратуры Санкт-Петербурга по данной программе носят отрицательный характер. Он также отметил, что "непонятно, в чем прибыль инвестора, если излишка площади не будет". "Не понятен и экономический эффект данной программы, - сказал Никешин. - Может получиться и так, что либо права жителей будут нарушены, либо, действительно, потребуются дотации из бюджета". В заключение Никешин подчеркнул, что Законодательному собранию Санкт-Петербурга дано слишком мало полномочий для реализации программы, и что "она может зайти в тупик". Вахмистров в ответ отметил, что "прокуратура никакого отрицательного заключения по программе не давала", но с опасениями по реализации программы согласился. "Сейчас готовится законопроект об общественных слушаниях именно по застройке территорий, - подчеркнул вице-губернатор. - Кроме того, в ближайшее время появится и законопроект об основах жилищной политики".
В итоге законопроект о расселении хрущевок был принят депутатами петербургского парламента в первом чтении 29 голосами "за" при 9 воздержавшихся и отсутствии голосов "против". Второе чтение законопроекта "Об адресной программе "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" состоится не раньше февраля 2008 года, так как для подачи поправок определен срок до 31 января.
Напомним, проект закона "Об адресной программе "Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге" внесен на рассмотрение петербургского парламента губернатором города Валентиной Матвиенко, а сама адресная программа развития застроенных территорий Санкт-Петербурга рассмотрена и принята 18 сентября на заседании правительства. В список вошли 45 территорий: одна в Адмиралтейском районе, пять в Калининском районе, пять в Кировском районе, четыре в Колпинском районе, две в Красногвардейском районе, две в Красносельском районе, девять в Кронштадском районе, одна в Курортном районе, пять в Московском районе, две в Невском районе, три в Петродворцовом районе и четыре во Фрунзенском районе. По словам Матвиенко, "этот список не исчерпывающий, он будет дополняться при возникновении необходимости". "Это те территории, которые необходимо развивать в первую очередь", - убеждена губернатор.
В адресную программу включены требующие комплексной реконструкции территории, на которых расположены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными, пятиэтажные и девятиэтажные панельные дома первых массовых серий, а также малоэтажные жилые дома постройки до 1960 года. В рамках развития данных территорий планируется их освобождение от существующей застройки или реконструкция объектов капитального строительства и систем инженерного обеспечения. Программа рассчитана на 10 лет. Предполагается, что решение о сносе дома останется за самими жителями города.