"Великий шелковый путь" для казахстанской нефти: проект TRACECA - амбиции и реальность
Азербайджан, 9 декабря, 2007, 17:41 — ИА Регнум. Основные объемы нефти из Актау (Казахстан) в Баку (Азербайджан) перевозятся морским путем - через Каспийское море - азербайджанскими танкерами, причем этот флот в последние годы значительно обновился. Об этом ИА REGNUM сообщили в азербайджанском Каспийском морском пароходстве (Каспар), отметив, что казахстанские танкеры задействованы в перевалке нефти по данному маршруту в меньшей степени. В пароходстве добавили, что хотя в 2007 году объемы поставок казахстанской нефти и нефтепродуктов в Баку несколько сократился (одной из причин является повышение портовых сборов в Азербайджане - прим. ИА REGNUM), в следующем году ожидается выход на прежние показатели, превышавшие 8 млн. тонн в год. Данный прогноз связан с заявкой компании Shevron на перевозку азербайджанскими танкерами в 2008 году дополнительных 2 млн. тонн нефти с месторождения Тенгиз (Казахстан). В последующем, согласно источнику, компания Shevron намерена увеличить объемы транспортируемой через Баку казахстанской нефти до 5 миллионов тонн в год.
На сегодня из 68 млн. тонн казахстанской нефти ежегодно экспортируется около 57 млн. тонн: в Россию по нефтепроводу Атырау-Самара, в европейские страны через Россию по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и в Китай. В Азербайджан нефть и нефтепродукты из Казахстана перевозятся танкерами. За 9 месяцев 2007 года транзит казахстанской и туркменской нефти и нефтепродуктов через Азербайджан в грузинские порты Батуми и Поти составил 2,4 млн тонн. Одним из направлений стратегии Европейского Союза и США является создание условий для активного коммуникационного сообщения по маршруту Средняя Азия - Закавказье - Турция (Украина) - ЕС. Эта цель отображена в том числе в таких проектах как INOGATE (Interstate Oil and Gas Transport to Europe) - создание интегрированной системы коммуникаций по перекачке нефти и газа в Европу, и TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia) - транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия.
Отвечая на вопрос о перспективах подключения стран Средней Азии через Азербайджан к транзитным магистралям, ведущим в Европу, азербайджанский эксперт
Международный транспортный коридор TRACECA запланирован по аналогии с "Великим шелковым путем". В нем задействованы черноморские порты (Поти, Батуми), железные дороги Грузии и Азербайджана, каспийская паромная переправа (Баку-Туркменбаши), железнодорожные сети Туркменистана, Узбекистана, Киргизии, Казахстана и Китая, а также китайские порты на тихоокеанском побережье.