Обзор СМИ Архангельской области с 26 ноября по 2 декабря

Политика Главная политическая тема региональных газет - выборы в Государственную Думу. "Правда Севера" считает предвыборную кампанию "вялотекущей" и сетует на отсутствие интриги. "Скучно, господа. И противно: наплевав на все законы, телевидение напропалую агитирует только за одну партию. Скорее, даже за одного кандидата. И вы его знаете. Остальным участникам выборов достаются эфирные крохи". Газета возмущается гонениями на оппозиционные партии и нарушениями законодательства со стороны партии власти, в конце же статьи советует избирателям "выключить телевизор, отложить листовки и перечитать "Скотный двор" Оруэлла и "Мы" Замятина. Тогда все станет понятней". Кроме авторского аналитического обзора газета публикует и множество платных материалов.

"Российская газета" пишет о состоявшихся досрочных выборах на Земле Франца-Иосифа. "Выборы здесь состоялись при стопроцентной явке. Этот арктический архипелаг включает в себя 191 остров. На одном из них - острове Земля Александры - сегодня несут службу пограничники заставы "Нагурское" и работают 100 строителей. Они возводят уникальный для Арктики жилой комплекс. Бюллетени для голосования доставили военно-транспортным самолетом Ан-26. Сразу же после прилета погода на арктических островах испортилась, поэтому путь до избирательного участка для многих был экстремальным. К тому же с начала ноября Землю Франца-Иосифа накрыла полярная ночь. И четыре месяца здесь не будет светить солнце. Ну, а первыми на досрочное голосование пришли пограничники. Особенность выборов на далеком арктическом острове в том, что здесь нет ни телевидения, ни радио. А газеты и почту доставляют самолетом один раз в месяц. Поэтому такого обилия агитации, как на большой земле, нет. Выборы вдали от дома (от Архангельска до Земли Франца-Иосифа более двух тысяч километров) для жителей арктического острова - событие. Поэтому голосовать шли вместе с детьми - на пограничной заставе двое военнослужащих живут с семьями. Уже к 14.30 выборы здесь состоялись. Проголосовали все 122 избирателя, внесенные в официальные списки, и участковая комиссия приняла решение прекратить досрочные выборы. Бюллетени уже доставлены в областную избирательную комиссию. Результаты голосования полярников огласят вместе с общими итогами выборов". Кандидатура депутата областного Собрания Игоря Чеснокова выдвинута в состав Совета по муниципальному управлению при президенте РФ от Архангельской области. Как пишет "Архангельск", "такое решение было принято на состоявшемся в Архангельске областном совещании представителей муниципальных образований нашего региона. Инициатором форума выступило региональное отделение общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления", председателем которого является Игорь Александрович. Главной темой встречи стал вопрос взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, представляющих муниципальное сообщество. В итоговой резолюции совещания были сформулированы основные предложения, рекомендованные для обсуждения от имени местного самоуправления Архангельской области Совету по муниципальному управлению при Президенте России и муниципальной палате при спикере Государственной думы. Среди них - законопроекты "О статусе выборных должностных лиц местного самоуправления", "О социальных стандартах" и "О социально-экономических программах развития муниципальных образований".

Экономика Архангельск посетил министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин. Большинство региональных газет написали об этом значимом событии. Главный рефрен всех публикаций - Архангельская область получила шанс решить наиболее болезненные транспортные проблемы. Как пишет "Российская газета", "визит министра начался с посещения Архангельского мореходного училища имени капитана Воронина. Это одно из старейших учебных заведений страны, откуда вышло много знаменитых мореплавателей. В числе его выпускников - морские капитаны, чьи имена известны и в стране, и в мире. Главе Минтранса показали учебные классы, виртуальные тренажеры для отработки навыков управления судами, музей истории училища. Игоря Левитина интересовало все: от системы работы техники для обучения до качества знаний английского языка у учащихся. Левитин и другие члены министерской делегации обсудили с руководством училища перспективы подготовки кадров для отрасли. Этот вопрос сегодня очень актуален: в стране создается судостроительный холдинг, парк судов будет постоянно обновляться. Но ведь на новых кораблях кто-то должен работать. Важно, чтобы учебные заведения шли в ногу с новациями и доводили до учащихся нужные знания. Для этого надо отладить систему взаимодействия производственных предприятий с учебными заведениями, чтобы информация о новом оборудовании появлялась в учебных программах. По мнению Игоря Левитина, курсантов нужно обучать и таким понятиям, как государственно-частное партнерство: проводить лекции, беседы, семинары. Тема развития транспортных артерий региона широко обсуждалась на встрече представителей Минтранса со специалистами федеральных агентств и руководством Архангельской области. Игорь Левитин сообщил, что инвестиции в транспортную отрасль Урала, Сибири, Дальнего Востока и Севера в ближайшие годы должны увеличиться в разы. В том числе за счет федерального бюджета: финансирование, выделенное для этих регионов, будет значительно больше - это отражено в стратегическом плане развития системы транспорта страны до 2030 года, а также в федеральной программе по транспорту на 2010-2015 годы. Финансовые вливания для Архангельской области за пять программных лет составят 24 миллиарда рублей. Для региона это сумма существенная: из-за недостатка средств на развитие транспортная инфраструктура в области тормозит приход инвесторов для разработки недр, освоения лесных ресурсов и так далее. По мнению Левитина, первоочередное внимание надо уделить развитию водного, железнодорожного и воздушного транспорта. В Архангельской области, где немало труднодоступных и отдаленных деревень и поселков, должна развиваться авиация. Министр отметил, что сейчас в Якутии реализуется пилотный проект создания сети северных аэродромов. Образовано государственное предприятие, через которое будут вкладываться деньги в развитие 33 якутских аэродромов. А власти региона должны компенсировать авиапредприятиям затраты на пассажирские перевозки. "Это позволит снизить цены на авиабилеты и даст возможность возродиться малой авиации, - сказал глава минтранса. - Таким же путем может пойти и Архангельская область". По словам главы администрации области Николая Киселева, регион готов вслед за Якутией приступить к реализации этого проекта.

Кроме авиационного были рассмотрены вопросы водного и автомобильноготранспорта. Как пишет "Волна", "Николай Киселев обратил внимание министра на необходимость финансирования дноуглубительных работ на Северной Двине и боковых с ней реках. Если в 80-х годах по реке транспортировалось около 20 млн тонн грузов в год, то сейчас эти объемы снизились в десять раз! Финансирование бассейнового управления "Севводпуть" необходимо увеличить более чем на 90 млн рублей. Тогда за 3 года можно провести работы, позволяющие поддерживать глубины основного хода реки Северная Двина до параметров 165 см. На данный момент поддерживаемая глубина на реке - 145 см, а осадка судов, проходящих по руслу реки, в основном составляет 160 см. Чем это чревато, Николаю Киселеву также удалось доходчиво объяснить: "Недостаточный объем работы по дноуглублению приводит к тому, что грузы, которые ранее отправлялись по реке, теперь перевозятся автомобильными дорогами". В результате растут издержки грузоотправителей, изнашиваются дороги и даже меняется русло реки. Так, в 2006 году размыло опоры котласского моста во время осеннего паводка. Наконец, недостаточные работы по дноуглублению приводят к чрезвычайным ситуациям в использовании водного транспорта. В памяти живы воспоминания о том, как из-за низкого уровня воды в реке в плотах "зимней сплотки" осталось неотправленными по реке более 1 млн кубометров древесины. Дополнительные затраты на перевозку грузов судами составили около 650 млн рублей. На совещании выяснилось, что идею строительства глубоководного района порта в Сухом море министр в целом поддерживает, но посетовал он на отсутствие точных прогнозов по объемам грузоперевозок. По мурманскому порту "все ясно", и уже создана управляющая компания. Кроме того, единый инженерный проект появится лишь после появления инвестора".

Кроме руководителя Минтранса РФ, в столице Поморья побывал председатель Государственного комитета по рыболовству Андрей Крайний. "Архангельск" публикует отчет о визите федерального чиновника: "обсуждались проблемы, характерные и в целом для страны, и для Архангельской области в частности. Крайний рассказал, какие шаги для позитивных перемен в отрасли предпринимаются в законодательной сфере, ведь именно перемен на законодательном уровне давно ждали рыбаки. Сегодня комитет обладает полномочиями инициировать, разрабатывать и вносить в парламент страны законопроекты и, пользуясь этим правом, разработал важные изменения в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Сейчас законопроект проходит финальную стадию - в эти дни он обсуждается в Совете Федерации, затем поступит на подпись президенту, и, уверен Крайний, с 1 января закон вступит в силу. По словам руководителя Роскомрыболовства, удалось добиться решения важных вопросов. Например, отстоять исторический принцип распределения квот и уйти от аукционов. Квоты будут даваться на 10 лет, а не на 5, как было раньше. Иностранные компании на российских шельфах промышлять не будут, им позволят только инвестировать и только в "берег", то есть в рыболовецкую инфраструктуру. Еще один знаковый пункт: снижаются ставки налоговых сборов на продукцию, предназначенную для реализации на внутреннем рынке. Кроме того, будет принят совместный регламент с таможней, погранслужбой, рыбодобытчиками". Газета подробно пишет о всех вопросах, затронутых в ходе визита А.Крайнего, в том числе и болезненный вопрос распределения квот на вылов рыбы. Здесь у московского гостя принцип такой: предприятия без флота квот не получат.

"Бизнес-класс. Архангельск" отмечает, что для архангелогородцев давно не секрет: ни губернатор, ни мэр, ни депутаты не способны обеспечить цивилизованное поведение застройщиков в Архангельске. "Причины известны: это и традиционная слабость номенклатурных управленцев, и набирающая обороты земельно-строительная коррупция, и отказ властей от создания реальной системы обратной связи с гражданскими общественными институтами... В Архангельске, судя по беспределу в архитектуре и строительстве, помимо официальной власти сегодня есть еще какой-то "ночной архитектор", по указке которого горят по ночам деревянные дома, а на их месте тут же строятся новые. Скорость, с которой происходят эти архитектурные метаморфозы, говорит о том, что все это "градостроительство" планируется заранее. Очевидно, что у тех, кто скупил землю в Архангельске, давно есть свой собственный "теневой генплан" его застройки. Архангельская региональная молодежная экологическая общественная организация "Этас" направила областному депутату-экологу Эрнесту Белокоровину письмо с просьбой воспрепятствовать уничтожению городского сквера, расположенного между зданиями Архангельского театра кукол и бывшего Сурского подворья. "Пикантность ситуации заключается в том, что угроза исчезновения нависла над сквером в результате действий самого Эрнеста Белокоровина, который является не только председателем комитета по экологии и природным ресурсам в областном Собрании депутатов, но и гендиректором ООО "Торговый дом "Север", - пояснил пресс-секретарь АРМЭОО "Этас" Алексей Овчинников.По мнению молодых экологов, именно с активностью ООО "Торговый дом "Север" связано начало застройки центрального городского сквера у Театра кукол. В своем письме молодые "зеленые" уведомили главного депутата-эколога о том, что в указанном ими сквере, "помимо взрослых особей лиственницы Сукачева, весьма ценной для городской среды, растет также дерево, просто уникальное для нашего региона, - дальневосточная лиственница". "Зеленая" молодежь убеждена: истреблять в центре города взрослые деревья - варварство. А деревьям, подобным дальневосточной лиственнице, вообще должен присваиваться статус памятника природы. "Ситуация со сквером возле Театра кукол - лишь эпизод в серии варварских рубок, состоявшихся и планируемых, через которые пропускаются сегодня "зеленые легкие" Архангельска, - убеждена председатель совета молодежной экологической организации "Этас" Елена Ботова. - Мы очень надеемся, что в Эрнесте Анатольевиче председатель комитета по экологии возобладает над предпринимателем. Мнение молодых экологов достойно уважения, однако почему они должны биться за соблюдение законности с теми, кому налогоплательщики за это платят зарплаты? Конечно же, вырубка сквера между Архангельским театром кукол и зданием Сурского подворья - это частный случай. Но случай вопиющий, поэтому горожане должны знать, кто лишает их мест отдыха", - задает риторический вопрос газета.