Посольство РФ в Молдавии: Организация выборов в Госудуму РФ в Приднестровье не является нарушением суверенитета Молдавии
Молдавия, 29 ноября, 2007, 19:55 — ИА Регнум. В редакцию ИА REGNUM 29 ноября 2007 года из пресс-службы посольства РФ в Молдавии поступил текст разъяснений посольства по поводу проведения выборов депутатов в Госдуму РФ территории Молдавии. ИА REGNUM публикует полный текст разъяснений:
"В воскресенье, 2 декабря 2007 года на территории Республики Молдова (РМ) будет организовано голосование российских граждан по выборам депутатов
Широко признанную в международной практике юридическую базу для проведения среди российских граждан, постоянно проживающих или временно находящихся на территории РМ, голосования по выборам в Госдуму составляют "Всеобщая декларация прав человека", принятая Генеральной Ассамблеей
Общепринятой нормой международного права является приоритет (преимущество) обязательств по международным договорам в сравнении с национальным законодательством каждого из государств, если оно присоединилось к указанным международным документам.
В соответствии с нормами международного права места расположения вооруженных сил, военно-морские корабли и военно-воздушные суда всех государств обладают экстерриториальностью, то есть на них не распространяется действие законодательства третьих государств. В этой связи утверждения о том, что организация российских избирательных участков на территории Приднестровья является нарушением суверенитета РМ, не соответствует истине.
При организации выборов депутатов Госдумы
Другие государства вправе придерживаться в данной области отличных от российского законодательства норм и принципов, однако мы убеждены, что наши законы полностью соответствуют вышеупомянутым международным пактам, на базе которых, в частности, зиждется демократическое устройство общества и права человека в России. Российское государство последовательно проводит политику, не допускающую какую-либо дискриминацию своих граждан в плане реализации их политических прав и свобод в зависимости от их места жительства, не ограничивает свободу их передвижения и обеспечивает для всех граждан РФ максимально благоприятные условия для демократического волеизъявления.
В соответствии с базовым политическим российско-молдавским договором "О дружбе и сотрудничестве" (ноябрь 2001 года), обе страны согласились строить свои отношения на основе уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенитета и территориальной целостности. Россия последовательно соблюдает это обязательство и до сих пор ни в какой форме официально не признавала провозглашения независимости Приднестровской Молдавской Республикой. При этом мы придерживаемся убеждения, что необходимо уважать волю населения Приднестровья.
Вместе с тем, приднестровский конфликт возник вовсе не по вине России, а впоследствии целый ряд попыток его урегулирования оказался сорванным, несмотря на последовательные российские усилия по достижению всеобъемлющего политического решения данной проблемы.
В концептуальном плане российская позиция заключается в том, чтобы сами стороны конфликта (Приднестровье официально признано равноправной стороной в урегулировании Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе -
Фундаментальным элементом российской позиции является убежденность в том, что проведение выборов депутатов в Госдуму на территории Приднестровья, в которых имеют право участвовать только российские граждане, проживающие в этом регионе, ни в коей мере не означает изменения вышеизложенной позиции относительно признания территориальной целостности Республики Молдова.
Российский контингент в составе Совместных миротворческих сил в Зоне Безопасности на Днестре находится там в соответствии с действующим и подписанным на уровне президентов России и Молдавии Соглашением "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта" от 21 июля 1992 года. Изменение формата миротворческой операции и пересмотр статуса российских миротворцев, как это отмечалось в совместном заявлении президентов государств-гарантов России -
Российские военные, не входящие формально в миротворческий контингент (состоящий, кстати, не только из россиян, но из военнослужащих Молдавии и Приднестровья, наблюдателей от Украины), заняты охраной складов с боеприпасами. В соответствии с заявлением совещания министров иностранных дел ОБСЕ в Порту приветствовалось обязательство России завершить вывод из Приднестровья этих российских сил "в возможно кратчайшие сроки при наличии необходимых условий". Когда такие условия существовали (в 2003 году), с Левобережья было вывезено несколько десятков эшелонов боеприпасов. Россия не несёт ответственность за то, что впоследствии ситуация ухудшилась - так что продолжить этот процесс пока не представляется возможным.
С учетом вышеизложенных аспектов данной проблемы, связанных с международными обязательствами России и Молдавии, российское посольство в Кишиневе предельно уважительно относится как к позиции по вопросу организации российских выборов, изложенной в ноте молдавского МИД, так и в целом к законодательству РМ.
В соответствии с рекомендациями МИД Молдавии, 2 декабря 2007 года голосование проводится на территории Посольства, а не в одном из лицеев Кишинева, как это делалось уже неоднократно во время прошлых избирательных кампаний, и что, несомненно, было бы намного более удобным для избирателей. Кроме того, по настоянию молдавских властей мы отказались и от направления передвижных урн на север и юг страны, где проживает значительное число российских граждан, хотя такая практика является общепринятой и не вызывала никаких возражений в ходе предшествующих избирательных кампаний. В целях решения проблемы Посольство предоставит или арендует транспорт для российских избирателей, которые захотят проголосовать в нашем Посольстве.
Что касается состава участковых избирательных комиссий, то в соответствии с новым российским законодательством в них могут входить только российские граждане, имеющие постоянную регистрацию на территории Российской Федерации. Таким образом, мы вынуждены были делегировать не только сотрудников российского посольства, но и членов их семей для того, чтобы укомплектовать избирательные комиссии на Левобережье, поскольку наши граждане, проживающие там, упомянутой регистрации не имеют. Иными словами, даже российские граждане, постоянно проживающие в Приднестровье, непосредственно к организации и проведению голосования, подсчета голосов и т. д. привлечены не будут".