Молдавский эксперт: Создание автокефальной молдавской церкви послужило бы причиной для нового церковного раскола
Молдавия, 9 ноября, 2007, 15:19 — ИА Регнум. Созданием автокефальной Молдавской православной церкви был бы создан новый церковный раскол, потому как значительное число приходов пожелает остаться в составе Русской Православной Церкви, не говоря уже о Тираспольско-Дубоссарской епархии. Так прокомментировал 9 ноября 2007 годя в интервью корреспонденту ИА REGNUM идею историка и политолога
"Господин Стан не знает, о чём говорит. Кишинёвская и Хотинская митрополия была создана в составе Русской Православной Церкви ещё в 1813 году, после того как Священный Синод РПЦ объединил все православные приходы к востоку от Прута. Большинство церквей в Бессарабии были построены на пожертвования из России. В 1992 году РПЦ даровала Кишинёвской митрополии статус автономной Молдавской Православной Церкви (МПЦ) в составе Русской Православной Церкви. Именно с тех пор духовенство МПЦ пользуется полной автономией во всех внутренних делах. Господин Стан предлагает полностью оторвать Молдавскую Церковь от матери - Русской Православной Церкви. Если это будет сделано - будет создан новый церковный раскол, потому как значительное число приходов МПЦ пожелает остаться в составе Русской Православной Церкви, не говоря уже о Тираспольско-Дубоссарской епархии. Кроме того, произойдёт дополнительный раскол в народе, крайне болезненно воспринимающем разрыв духовных и культурных связей с Россией, Украиной и другими славянскими странами", - отметил Букарский.
По его мнению, "поместная молдавская церковь не будет иметь шансов на признание со стороны других поместных церквей". "Сегодня в православном мире идёт тенденция к объединению церквей, а не к их расколу и дроблению. Русская Православная Церковь - одна из самых влиятельных православных церквей в мире, имеющая пятое место в диптихе православных церквей, крупнейшее религиозное объединение на постсоветском пространстве. Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир является членом Синода РПЦ. Это очень влиятельный статус, и его необходимо использовать для авторитета Молдавской Православной Церкви. Что касается вмешательства государственных структур в церковные дела, как это происходит на Украине - такое вмешательство недопустимо и является прямым нарушением принципа отделения церкви от государства", - подвел итог эксперт.
Напомним, 8 ноября 2007 года молдавский историк и политолог Олесь Стан, комментируя конфликт между Румынской патриархией и Молдавской митрополией Русской Православной Церкви, заявил, что "независимому молдавскому народу нужна независимая молдавская православная церковь". "Независимая и самостоятельная Молдавская Православная Церковь, если таковая состоится, сможет стать мощным консолидирующим институтом для молдавской нации, который защитит духовную сферу нашего народа от притязаний как Румынии, так и России", - заявил Олесь Стан.
Как сообщало ранее ИА REGNUM, Молдавская митрополия Русской Православной Церкви назвала решение синода Румынской православной церкви учредить на территории Молдавии и Приднестровья три подведомственные Румынии епархии "прямым и агрессивным вмешательством в каноническую территорию другой церковной иерархии". "Провокационные действия Румынской патриархии могут обернуться тем, что под угрозой окажется государственность стран, вовлеченных в этот церковный раскол", - отмечалось в декларации синода Православной церкви Молдавии.
Ранее духовенство Тираспольской и Дубоссарской епархии Русской Православной Церкви также назвало незаконным решение румынских коллег создать собственные епархии в Молдавии и Приднестровье. В резолюции, принятой 30 октября на внеочередном собрании духовенства Тираспольско-Дубоссарской епархии, отмечалось, что в Тираспольско-Дубоссарской епархии Русской Православной Церкви "с большим недоумением и возмущением" восприняли решение синода Румынской православной церкви.
Напомним, 24 октября в ходе очередного заседания синода Румынской православной церкви было принято решение о создании в составе Румынской патриархии семи новых епископатов. В частности, в "Бессарабской митрополии" решено было создать Бельцкий епископат, епископат Южной Бессарабии со ставкой в Кантемире и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах. Руководитель пресс-службы Румынской патриархии отец
Справка ИА REGNUM: После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началом продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".