С момента подписания ДОВСЕ в 1991 году, когда его основное достоинство заключалось том, что он не только ограничивал количество и объем обычных вооружений в Европе, но и содержал ряд мер по укреплению доверия, таких, как взаимное уведомление о запуске ракет году и т.д., ситуация в Европе коренным образом изменилась, поэтому Соглашение об адаптации Договора к новым военно-политическим условиям (подписанное в 1999 году и ратифицированное Россией в 2004) являлось вполне закономерной мерой, заявил таджикский политолог Парвиз Мулладжанов, комментируя решение Госдумы РФ о моратории России на этот Договор.

По мнению политолога, то, что происходит сейчас, является также вполне закономерным геополитическим торгом, который предшествует заключение любых международных договоров - особенно, соглашений подобного уровня и значения. "Обе стороны стремятся при заключении новой версии Договора выторговать для себя наилучшие, наиболее выгодные условия, добиваясь от противоположной стороны максимальных уступок. Страны НАТО попытались увязать свое согласие с выводом российских войск из Молдавии (Приднестровья) и Грузии. Однако, подобное решение неприемлемо для России, ибо противоречит проводимой сегодня ею политике всяческого затягивания ухода своих контингентов из этих двух постсоветских стран (возможно, в надежде на приход к власти в них более пророссийских режимов). В свою очередь, Россия выдвигает в качестве контраргумента ситуацию в прибалтийских странах, которые, будучи членами НАТО, продолжают, по мнению российской стороны, "стремительно вооружаться". Россия, возможно, вполне обоснованно, считает, что НАТО специально затягивает ратификацию ДОВСЕ, наращивая тем временем свое военное присутствие в Прибалтике", - считает эксперт.

По словам Мулладжанова, при этом на деле ни Россия, ни Запад не собираются отказываться от Договора. "Действительно, ДОВСЕ дает сторонам уникальную возможность отслеживать военную активность друг друга; отсутствие подобного механизма взаимного контроля обусловит рост недоверия и, соответственно, даст толчок развитию новой гонки вооружений. Бывшие наши партнеры по Варшавскому блоку, восточноевропейсие страны, политическая и интеллектуальны элита которых и так традиционно настороженно относится к России, не преминут начать усиленно вооружаться. Это, в свою очередь, вынудит Россию к ответным мерам и новым расходам на военные нужды. Конечно, говорить о какой-то серьёзной возможности масштабной военной конфронтации на европейском континенте даже в отдаленном будущем не приходится. Однако, втягивание в гонку вооружений далеко не в интересах ЕС, экономика которого сегодня не в лучшем состоянии. И такое развитие тем более не интересах российской стороны, которой придется направлять накопленные в Стабилизационном фонде ресурсы не на превышение уровня жизни и модернизацию экономики, а на закупку вооружений. Тем более, что в гонке вооружений, как правило, побеждает сторона, обладающая большим финансовым и экономическим потенциалом, а в этом отношении возможности России несопоставимы с ресурсами стран НАТО",- считает политолог.

Эксперт считает, что скорее всего, адаптированный вариант будет рано или поздно подписан обеими сторонами. "Возможно, процесс согласования займет несколько более длительный срок, чем указанный в решении о моратории (12 -13 декабря); но различия между позициями сторон не носят столь принципиального характера, чтобы из-за них торпедировать столь важный для них договор. Во всяком случае, если это все-таки произойдет, то выиграют от этого только "ястребы" с обеих сторон, для которых антироссийская или антинатовская риторика всегда оставалась благодатной почвой для построения собственной политической карьеры", - заявил Парвиз Мулладжанов.