Обострение отношений между Румынской патриархией и Молдавской митрополией Русской Православной Церкви прокомментировал для ИА REGNUM 7 ноября 2007 года молдавский журналист и политик, заместитель редактора газеты "Молдавские ведомости" Виктор Жосу.

"В православной церкви в Молдавии вновь неспокойно. Не успели утихнуть страсти, вызванные прошлогодним "унгенским инцидентом", как разгорелся новый скандал. Тогда, напомню, речь шла о категорическом несогласии большой группы священников Унгенского и Каларашского районов служить под началом назначенного на Унгенско-Ниспоренскую кафедру Кишиневско-Молдавской митрополии Русcкой Православной Церкви (РПЦ) епископа Петра (Мустяцэ). Вследствие чего часть из них вместе с приходами перешла в Бессарабскую митрополию Румынской православной церкви (РумПЦ), другая часть осталась под митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром, а Священный Синод РПЦ в итоге принял беспрецедентное, вообще-то, решение о смещении вновь назначенного епископа с должности и его "ссылки" в монастырь Хынку", - сказал Виктор Жосу.

Формальным поводом для обострения ситуации теперь послужило решение священного синода РумПЦ от 23 октября 2007 года о воссоздании в "Бессарабской митрополии" трех "исторических" епархий: Бельцкого Епископата (бывшего Хотинского) с резиденцией в городе Бельцы; Южно-Бессарабского Епископата (бывшего Белгород-Днестровского и Измаильского) с резиденцией в городе Кантемир; наконец, Православного Епископата Дубоссарского и всея Транснистрии с резиденцией в Дубоссарах. "Если кто не знает, Транснистрия переводится буквально как Заднестровье (а не Приднестровье!), то есть, если смотреть со стороны Румынии, имеются в виду земли, находящиеся за Днестром", - отметил Жосу.

"В ответ Синод Православной Церкви в Молдавии 29 октября принял довольно резкое заявление в адрес Блаженнейшего Даниила, менее месяца назад избранного новым Патриархом РумПЦ, - отметил Жосу. - Расценив "этот акт Румынской патриархии как прямое и агрессивное вмешательство в каноническую территорию другой церковной структуры", "как удар, нанесенный православию", молдавские иерархи, заседавшие под председательством митрополита Владимира, предупредили: "провокационные действия Румынской патриархии могут привести к нарушению стабильности" в нашей стране. В заявлении содержался и призыв к руководству Румынского патриархата "отказаться от назначения епархиальных епископов для ново-созданных епархий, ради сохранения мира и во избежание противостояния между верующими и клиром".

"Не менее жестко и недвусмысленно высказались и представители Московского Патриархата, - считает Виктор Жосу. - Так, 31 октября заместитель председателя его Отдела внешних церковных связей (ОВЦС), епископ Егорьевский Марк заявил: "Это националистически окрашенная экспансионистская авантюра и прямой акт, ведущий к расколу православного мира. Складывается впечатление, что церковь Румынии просто является игрушкой в руках националистически ориентированных политиков, и вызывает удивление, что румынская церковь пошла по этому пути". Он также отметил опасность "влияния националистических идей на религиозные воззрения", подчеркнув, что "румынские иерархи руководствуются этим порочным принципом, разрушая церковное единство". При этом епископ Марк обратил внимание на то, что румынские епархии затрагивают не только территорию Молдавии, но и Украину. На следующий день выразил свое мнение по поводу решения Румынского патриархата открыть три новые епархии на территории Молдавии и глава ОВЦС, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Мы всегда считали, что нельзя нарушать принципиальные канонические положения, не допускающие создания одной юрисдикции на территории другой. То, что произошло, это грубейшее нарушение канонического порядка... и, конечно, действия Румынского патриархата не останутся без последствий", - подчеркнул владыка. Он отметил, что в ноябре в российской столице должны были состояться переговоры между Московской и Румынской церквями, но "мы сказали о том, что невозможно встречаться в этой связи в Москве, потому что это будет совершенно неправильно понято в Молдавии и может быть неправильно понято в Румынии и у нас". Митрополит Кирилл сообщил также, что в связи с решением Румынского патриархата готовится специальное заявление РПЦ, которое будет принято синодально".

Трудно сказать, на что рассчитывали сторонники "Бессарабской митрополии" в Кишиневе и Бухаресте, но жесткость тональности представителей РПЦ им совсем не понравилась, продолжил Виктор Жосу. Заголовки румынских газет по обе стороны Прута запестрели заголовками типа "Московский Патриархат атакует РумПЦ", "Московский Патриархат атакует Румынский Патриархат", "Россия, теряя духовный контроль над Транснистрией, избрала преднамеренной целью для своих нападок самую восточную епархию нашей Церкви" и прочее. "Странные люди! Факты ведь говорят совсем об обратном: атаку на территорию, находящуюся под чужой канонической юрисдикцией, начала именно румынская сторона, причем начала задолго до решения Синода РумПЦ от 23 октября 2007 года", - отмечает Жосу.

"В чем иерархи Московского Патриархата безусловно правы, это когда говорят о влиянии политического фактора на все, что так или иначе связано с "Бессарабской митрополией", причем уже с момента ее "реактивации" в 1992 году", - заявил Виктор Жосу. "Конечно, сыграли свою неблаговидную роль и межличностные отношения, в частности конфликт между митрополитом Владимиром и епископом Петру Пэдурару - будущим "Митрополитом Бессарабским и Экзархом Земель", - отметил эксперт. - Но давайте вспомним: в то время весьма сильны были "унионистские" (от "униря" - "объединение", имея в виду объединение Молдавии с Румынией) настроения, причем не только среди отдельных кишиневских политиков. Внутри румынской церкви, кстати, отнюдь не все приветствовали тогда намерение восстановить "Бессарабскую митрополию", специалисты в области канонического права предупреждали о возможных негативных последствиях такого шага, в том числе и о неизбежном обострении отношений с РПЦ. К сожалению, верх взяла пресловутая "политическая целесообразность", выражающаяся, в частности, в необходимости возрождения "духа румынизма" на "оккупированных румынских территориях". Кем оккупированных? Империей, кем же еще - российской, затем советской, а сейчас, выходит, опять российской".

"Кто-то может спросить: ну а при чем здесь Церковь Христова? Да, такого рода идеология действительно бытует в сознании националистических политиков, в программах возглавляемых ими партий, носителями соответствующих взглядов часто выступают представители творческой интеллигенции, но что общего имеет она с православием? Ответ очевиден, он, можно сказать, лежит на поверхности: ровным счетом ничего! Любые попытки искать в православной церкви что-то еще, кроме Живого Господа и Бога нашего Иисуса Христа, не просто обречены на неудачу, но наносят ей вред. Так же, как и стремление поставить церковь в зависимость от этнической принадлежности, да еще и в угоду собственным корыстным политическим интересам", - сказал Жосу.

В истории с "Бессарабской митрополией", хотят того или нет ее адепты, сполна присутствуют и означенная идеология, и очень уж узкий, можно сказать, персонифицированный интерес, продолжил молдавский эксперт. "Отнюдь не случайно в Республике Молдова ее функционирование напрямую связывают с деятельностью бывшего Народного фронта, ныне Христианско-демократической народной партией (ХДНП) и ее лидерами Юрием Рошкой и Владом Кубряковым. Последний, вообще, входит в состав ее руководящего звена, не только возглавляя парламентскую фракцию ХДНП, но, по совместительству, официально (и, надо признать, успешно) лоббируя интересы данной митрополии в различных инстанциях. Так стоит ли удивляться, что не только наиболее ярые противники "Бессарабской митрополии", но даже вполне толерантно относящиеся к ней в Молдавии люди называют ее филиалом ХДНП?! Именно в принадлежащей Рошке газете Flux систематически и методично, вот уже много лет дискредитируется как в целом РПЦ, так и ее архиереи. В чем только ее не обвиняют! Здесь и "обслуживание имперских амбиций России", и "стремление играть роль духовного гегемона", и "агентурная связь с ФСБ", и прочие инвективы, призванные демонизировать русскую церковь. Исподволь проводится мысль, что РПЦ - "неправильная церковь", неспособная выполнять "спасительную миссию". Другое дело - румынская церковь. Вот это "настоящая церковь", к тому же ставшая после обретения Румынией членства в ЕС "церковью европейской", - отметил Жосу.

Он выразил сомнение в том, что "члены священного синода РумПЦ искренне разделяли весь этот ксенофобский бред". "Более того, убежден, что никому из них и в голову не пришло бы усомниться в спасительной полноте РПЦ, - отметил Жосу. - Нужно быть либо конченным политическим отморозком, либо обладать необузданной фантазией, чтобы ставить под сомнение деятельность церкви, объединяющей в своем лоне две трети мирового православия. Так почему же РумПЦ пошла на воссоздание "исторических" епархий, зачем ее руководству понадобилось создавать иллюзию поддержки фантомных церковных структур? В отношении "Транснистрии" - уж точно призрачных. Ведь кроме Кубрякова, открыто заявившего (в газете Flux), что "Бессарабская митрополия... имеет верующих за Днестром, и их нельзя оставлять без духовной поддержки", никто всерьез утверждать подобное в Молдавии - ни по правую, ни по левую сторону Днестра - не возьмется".

Все дело, по мнению Виктора Жосу, заключается в роли, которую играл сначала Народный фронт Молдавии, а теперь играет ХДНП в процессе влияния на выстраивание молдавско-румынских отношений. "Начиная от отношений на межгосударственном уровне и кончая уровнем церковным. Роли, прямо скажем, неблаговидной и вредной, потому что отношения эти весьма далеки от нормального. И румынские политики, и румынские журналисты, и представители румынского гражданского общества, и, к великому сожалению, румынские церковные иерархи воспринимают все, происходящее в Республике Молдова, через призму идеологии и оценок ХДНП - партии, которая, хотя и обладает у нас в стране собственным устойчивым электоратом (на уровне 7-8 %), что гарантирует ей перманентное присутствие на орбите политической жизни, но считающейся тем не менее маргинальной в силу, в первую очередь, радикализма взглядов ее лидеров и сторонников. Считающейся маргинальной, потому что преследует цель стереть с политической карты независимое государство Республика Молдова. Раньше преследовала ее открыто, но когда в Европе намекнули, что подобное выглядит как-то не "комильфо", не "политкорректно" как-то, стала преследовать скрытно. Считающейся таковой, уточняем, в молдавском обществе, но не в румынском. В румынском и Рошке, и Кубрякову, и всему, что связано с ХДНП, уже много лет обеспечена "зеленая улица", - отметил эксперт.

Впрочем, по мнению молдавского эксперта, в РумПЦ, "кажется, зреет понимание нежелательности обострения отношений с РПЦ". "Во всяком случае, - продолжил Жосу, - уже 31 октября на сайте Румынского патриархата появилось сообщение, уточняющее кое-какие детали. В частности, было сказано, что воссоздание епископатов "стало естественным следствием того факта, что ранее, решением Высшей Судебной Палаты Республики Молдова в 2004 году и изменениями, зарегистрированными в Уставе организации и функционирования "Автономной Митрополии Бессарабии", она была признана в качестве "духовного канонического и исторического преемника Бессарабской митрополии, функционировавшей до 1944 года включительно", с составлявшими ее епархиями". То есть, "были, как таковые, официально зарегистрированы Правительством Республики Молдова, уже несколько лет пользуясь статусом юридического лица. Таким образом, Св. Синод Румынской Православной Церкви не сделал ничего иного, кроме как с благословением принял к сведению юридическое признание соответствующих епархий Бессарабской Митрополии государственными властями Республики Молдова". Таким образом, "решение Св. Синода Румынской Православной Церкви в связи с новой церковной конфигурацией в Республике Молдова явилось лишь признанием правового положения дел". А 2 ноября, после уже упомянутого заявления митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, пресс-служба и Сектор внешних связей Румынского патриархата сделали еще одно уточнение, в котором, среди прочего, говорилось: "Решение Синода Румынской Православной Церкви от 23 октября 2007 года, принятое на основе официального признания независимым государством Республика Молдова воссозданных епархий, сможет воплотиться в практику в процессе консультаций с Московским Патриархатом и другими Православными Церквями-сестрами".

"Так что же, получается, что истинным провокатором очередного витка напряженности в отношениях между РПЦ и РумПЦ выступила не только политическая группировка Рошки-Кубрякова, но и нынешние коммунистические власти Республики Молдова? По всему выходит, что так. Бесспорно, в Румынском патриархате понимали, что территория соседнего государства - это не какая-то Австралия или Новая Зеландия, и даже не секулярная Западная Европа, отказывающаяся признать свое христианское прошлое, а традиционно православная территория, где действует чужая каноническая юрисдикция. Но правда и то, что современное молдавское государство, руководимое президентом-коммунистом, который публично клянется в своей дружбе с митрополитом Владимиром и громогласно объявляет себя "защитником Православия", своими действиями задолго до решения румынского синода уже грубо попрало эту юрисдикцию", - считает эксперт.

"Помнится, на заре своего президентства Владимир Воронин на одной из первых своих встреч с клиром Кишиневско-Молдавской Митрополии клятвенно пообещал ему три вещи: никогда и ни при каких условиях не регистрировать "Бессарабскую митрополию", ввести преподавание религии в программу школьного обучения и выделить просторное помещение для размещения резиденции митрополита. Что ж, третье обещание выполнено с лихвой, владыка Владимир получил в свое распоряжение шикарный особняк в центре Кишинева. Что, конечно же, само по себе совсем неплохо. Относительно преподавания религии в школе, об этом обещании как-то быстро и, складывается впечатление, насовсем, забыли все: и власть (ну с коммунистов-то что взять?!), и руководство Православной Церкви в Молдавии. Что касается "Бессарабской митрополии" - об этом мы уже говорили выше", - сказал Жосу.

По его мнению, "стимулировал ситуацию накала в церковной среде и принятый в этом году молдавским парламентом антицерковный Закон № 125-XVI от 11 мая 2007 года о религиозных культах и их составных частях, среди прочего, возведший в ранг правовой нормы процедуру раскола". "Так, например, если раньше, до принятия этого закона, переходы батюшек из одной митрополии в другую, если и случались, то неизменно трактовались как аномалия, как что-то, противоречащее норме, то теперь, по новому закону, наше государство не просто наделяет их таким правом, но обязывает минюст незамедлительно узаконивать подобные мутации. Поговаривают, что к разработке закона приложил руку все тот же Кубряков. Но ведь голосовала за него и мажоритарная фракция ПКРМ, без которой в парламенте ничего принять невозможно. Как ни крути, все равно выходит, что для нашего президента митрополит Владимир хотя и "друг", но заклятый идеологический противник Рошка - "дороже". Так или иначе, но молдавское правительство, хотя и внесло свою ощутимую лепту в очередной церковный скандал, предпочитает до сих пор хранить молчание", - отметил Виктор Жосу.

"Зато 6 ноября свое официально слово высказал Священный Синод Русской Православной Церкви, - отметил эксперт, - приняв специальное заявление в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении ее епархий на территории Молдавии и Украины. Процитируем лишь его заключительную часть: "В недавнее время иерархи, представляющие Русскую Православную Церковь, участвовали как в погребении Блаженнейшего Патриарха Румынского Феоктиста, так и в торжествах интронизации Блаженнейшего Патриарха Даниила, искренне разделяя и скорбь, и радость Церкви-Сестры. Выраженная в посланиях Предстоятеля Русской Православной Церкви надежда на скорое восстановление диалога, который мог бы устранить все препятствия, мешающие столь необходимому для наших пастырей и верующих полноценному сотрудничеству двух Церквей, казалось, встречала поддержку и новоизбранного Предстоятеля Церкви Румынской. Тем большую печаль и недоумение вызывает постановление Синода Румынской Православной Церкви, принятое менее чем за месяц до назначенной братской встречи в Москве, на которой планировалось обсуждение широкого круга вопросов. Заявляя решительный протест против нового вторжения в свои канонические пределы, Русская Православная Церковь призывает Синод Румынской Православной Церкви отменить принятые им постановления, не только разрушающие наметившиеся перспективы сотрудничества двух Патриархатов, но и неизбежно влекущие за собой хаос в мировой православной семье. В создавшейся крайне тяжелой ситуации Московский Патриархат, тем не менее, сохраняет со своей стороны приверженность диалогу, направленному на достижение церковного согласия посредством пересмотра решений Священного Синода Румынского патриархата в свете неизменных канонов Церкви".

"Остается лишь надеется, что желаемое согласие будет достигнуто", - подвел итог Виктор Жосу.

Справка ИА REGNUM: После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухарестскому договору 1812 года в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви, то есть до возникновения по решению Берлинского конгресса 1878 года независимого государства Румыния и до получения Румынской православной церковью автокефалии (самоуправления) от Константинополя в 1885 году. В 1918 году, после оккупации Румынией Бессарабии, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской православной церкви, по поводу чего Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил синоду Румынской православной церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской православной церкви и получила название "Бессарабской митрополии". В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриарх Румынский Никодим и Патриарх Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. В 1992 году синод Румынской православной церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию, что послужило началом продолжающегося по сей день противостояния между Молдавско-Кишиневской митрополией Русской Православной Церкви и "Бессарабской митрополией".