"В 1998 году, когда практически все предприятия Левобережья перешли под юрисдикцию ПМР, руководство "Приднестровской железной дороги" предлагало властям Молдавии образовать Приднестровское отделение железной дороги, как раз в связи с тем, чтобы доходы справедливо пропорционально распределялись от деятельности железной дороги. К сожалению, тогда эта инициатива, благодаря стараниям руководства Молдавии, была успешно похоронена. Зато сегодня господин Воронин вновь заговорил о возможности объединения приднестровской и молдавской железных дорог под управлением единого собственника - Кишинёва. При этом Тирасполю предлагается справедливое распределение доходов", - заявил 1 ноября 2007 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM директор "Приднестровской железной дороги" Сергей Марцинко.

Напомним, в интервью "Комсомольской правде в Молдове", опубликованном 24 октября, президент Молдавии Владимир Воронин заявил, что в рамках приднестровского урегулирования есть немало проблем, которые можно разрешить, даже не прибегая к услугам посредников. По мнению Воронина, "настоящим прорывом" стало бы восстановление единства железной дороги: "Мы никогда не были против того, чтобы Кишинев и Тирасполь пропорционально распределяли доходы от эксплуатации железной дороги".

"На фоне инициатив Воронина по решению молдавско-приднестровского конфликта упорно продвигается давно забытая идея создания Приднестровского филиала Молдавской железной дороги, - отметил Марцинко. - Помочь своему президенту подобрать аргументы к объединению двух госучреждений РМ и ПМР взялся главный железнодорожник Молдавии Мирон Гагауз".

"Железнодорожники помнят, как "укреплял" инфраструктуру Приднестровья господин Гагауз. Это и 10 км демонтированных железнодорожных путей участка Молдавская ГРЭС - Коротное, это и разборка станционных путей по станциям Тирасполь, Новосавицкая, Рыбница, это и вывоз техники: моторельсовой, автотранспорта, другого оборудования - все на территорию Молдавии. Официальный Кишинев стремился задушить экономику Приднестровья любой ценой, - подчеркнул директор "Приднестровской железной дороги". - Одним из шагов в этом направлении стало введение постановления правительства РМ №876 от 30 июля 2004 года "О мерах по регулированию импортно-экспортных операций". Во исполнение данного решения "Железная дорога Молдавии" перестала осуществлять прием и отправление экспортно-импортных грузов экономических агентов, пытаясь полностью парализовать работу приднестровских предприятий. При этих обстоятельствах единственной возможностью, позволяющей выжить в условиях экономической блокады, стало создание Приднестровской железной дороги".

"Кроме этого, под личным руководством господина Гагауза в северной части Молдавии шло усиленное строительство и ремонт путей в обход Приднестровья. Господин Гагауз вкладывал средства в строительство обходных путей вокруг Приднестровья, заявляя в прессе, что он не намерен впредь возвращаться на приднестровский участок с транзитными и пассажирскими перевозками. Цели были вполне прозрачны, а именно полная изоляция предприятий Приднестровья и перекрытие доступа на рынки других государств, - считает Марцинко. - При этом грузовые пути через северные районы Молдавии значительно длиннее трассы через Бендерский узел Приднестровья. А значит, товары в Европу идут дольше, многократно увеличивая затраты на топливо, сохранность и пользование молдавскими дорогами. Ни Россия, ни Украина никакой выгоды от таких изменений не получали, и в результате амбиции Кишинёву пришлось погасить. Сейчас грузы вновь двигаются транзитом через Приднестровье, но, несмотря на то, что все затраты по поддержанию путей в исправности несёт Приднестровье, Кишинёв, не тратя ни одной копейки, требует оплаты пользования дорогой с каждой тонны груза".

"Ежемесячно через территорию Приднестровья в Европу проходит транзитом более 800 тысяч тонн грузов из России и Украины. Приднестровская железная дорога получает доходы от перевозки транзитных грузов на участке Кучурган-Бендеры, независимо от того хочет или не хочет этого Мирон Гагауз", - отметил Марцинко.

"Единство железной дороги восстанавливать можно и нужно, но инициативы Воронина, опоздавшие лет на 10, не могут быть приемлемы для Приднестровья, так как абсурдно требование союза на базе единого собственника. Восстановление единства железной дороги возможно только на базе единого технологического перевозочного процесса с соблюдением взаимовыгодных экономических условий для двух равноправных хозяйствующих субъектов: "Железная дорога Молдавии" и "Приднестровская железная дорога", - резюмировал Сергей Марцинко.

Напомним, в соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено.

Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 сентября 2006 года через железную дорогу Приднестровья были возобновлены грузовые перевозки. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд №65/66 "Москва-Кишинев".