Эксперт: "На пороге зимы в Киргизии наступает политическая жара"
Киргизия, 30 октября, 2007, 10:41 — ИА Регнум. "Президент пытается использовать все противоречия и слабости политических сил только для укрепления личной власти". Так вице-президент Американского университета Центральной Азии, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Киргизии в Индии, Непале, Шри Ланке и Бангладеш Бакыт Бешимов прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM последние политические события в Киргизии, когда президент
"Попытка киргизской власти построить систему власти на строго управляемой основе, как в России или Казахстане, вряд ли даст ожидаемые результаты. Во-первых, у неё нет таких ресурсов, как в соседних странах, а во-вторых, политическое развитие Киргизии имеет совсем другую историю", - считает политолог.
По словам Бешимова, в основе киргизских политических событий лежит одно пока непреодоленное противоречие. "Это объективное желание политически активного населения продолжать революционные преобразования и стремление коррумпированной бюрократии удерживать страну как вотчину своих сверхдоходов. После развала Союза страна при президенте Акаеве погрязла в коррупции, и состояние управления государственными и общественными делами приносит массу страданий для простых людей. Простые политически активные граждане не размышляют об "оранжевых технологиях". У них одна цель - покончить с произволом коррумпированной власти. Поэтому, оппозиция напирает на необходимость борьбы с коррупцией и видит выход в создании политической системы с необходимыми сдержками и противовесами".
Между тем, считает Бакыт Бешимов, бюрократия хочет сохранить status quo, "приспосабливая любые лозунги под свои корыстные интересы". "Президент как главный политический игрок пытается использовать все противоречия и слабости политических сил только для одной цели - укрепления личной власти".
Как подчеркнул политолог, нынешняя киргизская политика "густо замешана на регионализме, трайбализме, этноцентризме, коррупции и беспринципности политической элиты. За два с половиной года киргизские политики успели открыто разделить население по регионам, принять четыре конституции, создать непреодолимые противоречия между всеми ветвями власти, поменять трёх премьер-министров и правительства, предпринять две попытки государственного переворота и спровоцировать более двух тысяч митингов и протестов разного масштаба по всей стране. Верующие небезосновательно говорят "Бог хранит Киргизию". Но трудоспособное население продолжает эмигрировать из страны. Временный экономический рост вызванный влиянием динамично развивающихся соседних рынков киргизские власти приписывают себе в актив, а рост цен на основные продукты и ухудшение социального положения населения списывают на объективные трудности".
Последствия киргизской революции, по наблюдению Бешимова, "вызвали раздражение и недоумение у всех соседей Киргизии и повергли в уныние западных партнёров. Как во внутренней, так и во внешней политике тумана больше, чем ясных планов и программ. К заявлениям политических лидеров страны партнёры скорей всего относятся с предосторожностью и недоверием".
"После недавнего референдума власть сделает всё, чтобы сформировать парламент в основном из своих сторонников, - уверен Бакыт Бешимов, - такая модель кажется на первый взгляд привлекательной, ибо на некоторое время может создать чувство консолидированности на верхних этажах власти. Но, через некоторое время монополизация власти может обернуться тяжелейшими проблемами для страны, в виде усиления коррупции и падения уровня управления государственными и общественными делами. Поэтому не случайно многие эксперты считают нынешнюю политику президента откатом назад. Местное самоуправление ныне свёрнуто под выстраивающуюся вертикаль власти. В пропрезидентскую партию в массовом порядке ринулись те, кто был занесён в списки главных коррупционеров страны различными НПО и независимыми экспертами. Естественно, они пошли туда не за идеями, а как всегда, за возможностью сладко жить за счёт народа".
"Оппозиция объединяется под лозунгами борьбы с коррупцией и за справедливое управление. Но поверит ли им электорат после неудачи киргизской революции? Несомненно, протестный электорат продолжает существовать в стране, и он активно поддержит оппозиционеров. Если поддержка окажется существенной, то у Киргизии есть шанс сформировать более устойчивую политическую систему, построенную на балансе сил. Это более предпочтительная модель, поскольку поднимет политическую культуру на более высокий уровень", - подытожил Бакыт Бешимов.