"Привинчивание голов" и деидеологизированная национальная идеология: учителя и методисты обсудили будущий учебник по обществознанию
Белгородская область, 25 октября, 2007, 00:58 — ИА Регнум. Конференция "Актуальные вопросы преподавания новейшей истории и обществознания и общеобразовательных учреждениях и разработки государственного стандарта общего образования второго поколения" в
Как подчеркнул, выступая перед собравшимися Леонид Поляков, разработка возглавляемого им авторского коллектива концептуально отличается от всех ныне существующих учебников по обществознанию. По его словам, в стремлении избежать энциклопедизма предшествующих концепций авторы выбрали главным предметом своего внимания глобальный мир как ясный и ощутимый объект, а отношения, существующие внутри этого глобального мира, политолог уподобил "большой шахматной игре".
"Мы предлагаем подросткам целостный, единый, интегрированный взгляд на современный глобальный мир, который позволит им в этом мире ориентироваться и осмысленно действовать, - пояснил он. - Общество в форме глобального мира сложилось. Оно вокруг нас. И если уже сейчас мы не начнем анализировать и изучать эту реальность, мы очень серьезно опоздаем, потому что XXI век - это век, когда будущее делается сознательно, это век, в котором борются между собой проекты будущего. И мы рискуем проиграть свое будущее, будущее подрастающих поколений и в конечном счете Россию".
"Мне хочется сравнить вас - учителей обществознания - с теми, кто привинчивает куклам головы, - сказал Леонид Поляков, обращаясь к своей аудитории. - Именно вы привинчиваете головы с определенным содержанием".
При этом он подчеркнул принципиальное отличие данного курса от идеологизированных курсов обществознания советских времен. Предлагаемый курс, заметил он, "формирует гражданина и патриота тем, что обеспечивает нас тем, что мы называем национальной идеологией". По его словам, это не противоречит запрету государственной идеологии, заложенному в Конституцию России, так как в данном случае речь идет о "целостной картине глобального мира, основанной на фактах" и изложенной с точки зрения "россиецентризма".
Целью работы учителя, преподающего данный курс, по мнению его автора, должно стать формирование "россиецентричного мировоззрения" ученика и "привычки мыслить о современном глобальном мире с точки зрения наших российских интересов". В основе этого лежит, по его словам "не приказ, не набор догм, спущенных сверху, а наше собственное мироощущение, переросшее в мировоззрение".
"Даже если вы в чем-то будете сохранять несогласие с тем, что написано в книге, это не будет мешать вам вести урок в открытой стилистике, в диалоге с учениками", - обратился Леонид Поляков к учителям.
Руководитель авторского коллектива также прокомментировал ряд принципиальных положений, содержащихся в разработанном им курсе. В частности, он осудил частое использование в западной прессе "триады" "демократия - авторитаризм - тоталитаризм" для объяснения политических процессов в России и, в частности, при утверждении, что с 2000 года Россия начала откат от демократии на авторитарные позиции. По мнению Леонида Полякова, эта идеологическая схема 70-х годов, созданная применительно к системе тогдашних отношений США с различными странами мира, неадекватна российской реальности. В связи с этим он вспомнил о такой упоминаемой еще Платоном и Аристотелем форме политического устройства, как олигархия, и заявил, что политический строй России 90-х годов правильно характеризовать именно как олигархию, тогда как события после 2000 года должны трактоваться как демократизация.
Этот процесс демократизации идет трудно, констатировал он. "Мы сами изобретаем для себя формы народовластия, которое было бы гарантировано от управления извне. Мы называем это эволюцией от режима олигархии к режиму суверенной демократии".
Понятие "суверенной демократии" является ключевым для курса, в частности, потому что позволяет учащимся избежать комплекса неполноценности, которое сформировалось у более старшего поколения, пояснил Поляков. "Не было никакого поражения в холодной войне. То, что мы сделали, мы сделали сами - отказались от собственного коммунистического прошлого", - заявил он, подчеркивая отсутствие необходимости для россиян чувствовать себя учениками Запада.
"Умение себя подать", показать себя так, как мы хотим, очень важно в глобальном мире, заметил далее Поляков, протестуя против произвольного помещения России в различные западные рейтинги, принижающие ее достоинство. "Не будем допускать, чтобы "нас считали". Те кого "считают", их номер в мировом порядке - шестой, а мы не можем этого себе позволить", - заявил он.
Другое понятие, на котором остановился в своем выступлении Леонид Поляков - "гражданское общество". Автор курса обществознания резко высказался против навязанного "типичного определения" гражданского общества как чего-то, противостоящего государству и основанных на этом выводов об отсутствии гражданского общества в России. "У нас, что, нет филателистов, пчеловодов? У нас тысячи организаций!", - эмоционально воскликнул он.
В связи с этим Леонид Поляков напомнил о том, что такие политические мыслители прошлого как Гоббс и Локк отождествляли гражданское общество и государство, и о том, что теория преобладания гражданского общества над государством родилась в очень специфических исторических условиях США. "Никто мне не докажет, что американская трактовка гражданского общества и государства - это истина в последней инстанции!" - заключил он.
В настоящее время для России "государство - не враг, а наш продукт, и мы его еще не доделали, - отметил политолог. - Государство вырастает как продукт гражданского общества на всех уровнях - как государство и как местное самоуправление". Отсюда и формулировки, присутствующие в тексте книги для учителя: "Гражданское общество - общество граждан, которые организуют свою деятельность, создавая государства, осуществляя самоуправление на местах и образуя независимые организации по своим интересам" и "Приоритетная задача российского гражданского общества не противостояние власти и не оппозиция ей, а построение демократической государственности".
Свой вклад в презентацию нового курса обществознания внес и другой его соавтор - директор ОАО "Всероссийский центр изучения общественного мнения" (
"Написание такого учебника не могло основываться исключительно на интеллектуальном потенциале авторского коллектива. Это в значительной степени результат контент-анализа официальных документов президента и Правительства", - пояснил он.
Презентация закончилась достаточно оживленным обсуждением предложенного курса обществоведения. Однако реакция присутствующих учителей на него оказалась далеко не самой позитивной. Так, несколько опрошенных корреспондентом ИА REGNUM участников конференции заявили, что не выберут для преподавания учебник под редакцией Полякова, так как, будучи совершенно новым по концепции, структуре и понятийному аппарату, он не дает им возможности подготовить своих учеников к сдаче
"Мы надеемся, что вместе работой над учебником нового типа будет проводиться работа по принятию контрольных измерительных материалов", - заметил в связи с этим Леонид Поляков. Он также подчеркнул, что авторы курса пользуются "очень профессиональной поддержкой на всех уровнях государственной власти" и напомнил о интересе к обновлению обществоведческого образования, выраженному самим главой государства.
"У нас по-прежнему остается возможность выбора учебника. А это можно использовать как дополнительные материалы, чтобы ребятам на уроках было интересно", - со своей стороны, обратился к учителям директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования России Игорь Реморенко.
Комментируя ИА REGNUM проблему соотношения предлагаемого курса обществознания с задачей подготовки учеников к сдаче ЕГЭ, Игорь Реморенко пояснил, что контрольные измерительные материалы разрабатываются не на основе учебников, а на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования. При этом соответствие данным обязательным минимумам является одним из критериев экспертизы представленного учебника. Таким образом, существенные расхождения в этом отношении между существующими учебниками, уже прошедшими экспертизу, и новым, только проходящим ее, невозможны.
В настоящее время в издательстве "Просвещение" готовится уже второе издание книги для учителя "Обществознание. Глобальный мир в XXI веке" под редакцией Полякова. Одновременно завершается работа над текстом учебника, который будет несколько меньше по объему и будет состоять из 10 глав вместо исходных 13-ти. После прохождения государственной экспертизы и включения в федеральный перечень учебников на 2008 - 2009 гг., данный учебник поступит на апробацию в школы.
Как сообщил Леонид Поляков, в ближайших планах авторского коллектива - создание учебника для 10 класса под названием "Человек в глобальном мире", посвященного месту личности в современном обществе, а затем - обновление всей линейки учебников и учебных пособий до 5 класса включительно.
Справка ИА REGNUM: Приводим выдержки из Концепции учебника "Обществознание: глобальный мир в ХХI веке" для учащихся 11 класса общеобразовательных школ, подготовленной кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории, социально-политического образования и права федеральной Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Андреем Иоффе:
"Основной целью нового учебника обществознания для 11 класса является обеспечение условий для понимания глобального контекста происходящих в обществе явлений, а также их исторических корней. При этом на первый план выдвигается понимание роли и места России в современном мире, геополитических перспектив развития страны".
"При формировании концепции учебника авторский коллектив учебника учитывал, что школьный предмет "Обществознание" превращается в один из решающих инструментов формирования творческого патриотизма, без которого ни один народ в ХХI веке не сможет отстоять свое право на самостоятельное развитие. Вместе с тем авторы, разумеется, не предполагают формировать с помощью учебника мировоззрение агрессивных изоляционистов. В современном глобальном мире идеология "осажденной крепости" представляет собой тупиковый путь развития".
"Учебник обществознания для 11 класса построен на новых концептуальных и методологических принципах. Среди его главных особенностей выделим следующие:
1. Введение новых терминов и теорий (классификация политической культуры, теория современной экономики, новый подход к терминам "нация", "гражданское общество", новая концепция демократии - суверенная демократия). Ряд понятий приобретают новое наполнение с учетом реалий современного мира и последних достижений общественных наук, предлагаются новые объяснения общественных закономерностей.
Предлагаются новые классификации - например, политических культур, экономических систем, общественных систем и т.д. Их рассмотрение не только позволит учащимся познакомиться с новыми подходами, существующими в политической науке (многие из них отличаются от классических и наиболее известных), но и сравнить их с уже знакомыми им теориями и подходами, изученными на предыдущих ступенях курса обществознания. 2. Новый взгляд на геополитическую ситуацию в современном мире. Идея, что в условиях глобализации в мире нет долгосрочных союзов и постоянных врагов, как это было в индустриальную эпоху. В информационном обществе происходит соперничество стран-лидеров в геополитическом пространстве. Поэтому все союзы представляются временными и тактическими, а отношения союзников и противников определяются конкуренцией.
3. Новое представление о власти и политических механизмах. Идея, что политику в информационном обществе определяют не правительства, а транснациональные корпорации, а ресурсы становятся важным фактором в конкурентной борьбе. При этом ценность ресурсов может меняться в зависимости от научных достижений.
4. Выявление новых закономерностей развития, соответствующих реальностям информационного общества. Рассматривается появление новых общественных структур и групп, сопровождающееся изменением представлений об основных ресурсах власти, игроках на политической арене, критериях успешности внешней политики и т.п.
5. Понимание глобализации как закономерного процесса, происходящего в современном мире, реально существующего общественного явления.
6. Открытость. Информация не исчерпывается учебником, требуется подключение других источников. В том числе предлагается социальное прогнозирование - вырабатывается умение видеть не только причины, но и предполагать последствия в будущем (краткосрочные и долгосрочные).
7. Новой конструкцией является рассмотрение общественных явлений с точки зрения национального интереса. Происходит осмысление роли России в мировых процессах, объяснение ее политических, социальных, экономических и других приоритетов. Рассматриваются процессы, происходящие в современном мире, поэтому учебник является помощником в политической социализации подростка. Четко обозначены приоритеты нашей страны, понимание суверенитета и геополитической успешности. Авторы показывают равноправную роль России в мировом сообществе, что способствует формированию патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения российских граждан".
Полностью с текстом концепции учебника и с книгой для учителя "Обществознание. Глобальный мир в XXI веке" под ред. Леонида Полякова можно ознакомиться на сайте http://www.history.standart.edu.ru/.