Независимый грузинский эксперт, профессор Тбилисского государственного университета Эмзар Джгеренаиа считает перспективным проект строительства нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Как отметил Эмзар Джгеренаиа в интервью ИА REGNUM, в пользу этого проекта работает целый ряд факторов.

"Во-первых, ряд элементов по маршруту Баку-Поти-Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск уже существует. Так, есть 500-метровый коридор вдоль нефтепровода Баку-Супса (пропускной способностью 5 млн. тонн), работает в реверсном режиме нефтепровод Одесса-Броды пропускной способностью 20-25 млн. тонн в год, а также трубопровод Плоцк-Гданьск пропускной способностью 30 млн. тонн в год. Кроме того, разработана технология прокладки нефтепровода по морскому дну на глубине 2-х тысяч метров - а именно так планируется уложить новый трубопровод на отрезке Поти-Одесса", - заявил Джгеренаиа. "Во-вторых, Евросоюз уже выразил готовность профинансировать подготовительные работы по этому проекту, предварительная стоимость которого составляет около $3 млрд. - на сумму в $500 млн. Об этом мне лично сообщил министр экономики Польши Петр Возняк, подводя итоги энергетического саммита, состоявшегося в Вене в мае этого года", - отметил эксперт. По его мнению, в условиях, когда Россия практически имеет монопольное право на транспортировку энергоресурсов из Закавказья и Центральной Азии в Европу и старается его сохранить, Европа, с точки зрения обеспечения диверсификации энергоресурсов, будет вынуждена поддержать новый проект. "Инициатор проекта - президент Польши Лех Качиньский в конце марта обсудил эту тему с Нурсултаном Назарбаевым, и хотя договориться они не смогли, переговоры между странами, тем не менее, еще продолжаются. В начале апреля Качиньский встретился с Ильхамом Алиевым, который поддержал проект, отметив, что Азербайджану необходим еще один путь транспортировки нефтепродуктов, и что Баку сможет обеспечить необходимый для этого объем нефти. Затем Качиньский встретился с президентами Грузии, Украины и Литвы. После этого состоялся Краковский саммит, в ходе которого президенты стран-участниц проекта подписали меморандум о реализации проекта, а затем - в сентябре - в Тбилиси состоялась встреча на уровне государственных энергетических структур, на которой были согласованы детали, связанные с трассой нефтепровода, с основанием консорциума для реализации проекта, а также с разработкой соответствующего инвестиционного проекта. На днях в Вильнюсе президентами был согласован план дальнейших действий. То есть все идет поступательно, и сейчас дело - за разработкой инвестиционного проекта и его последующей передачей потенциальным инвесторам", - отметил Эмзар Джгеренаиа.

По его мнению, заполнение нового нефтепровода будет возможно обеспечить даже за счет только азербайджанской нефти - запасов ее, судя по данным геодезистов Азербайджана, вполне достаточно, и, кроме того, по задействовании проекта в сферу нефтедобычи Азербайджана потекут солидные инвестиции. Кроме того, эксперт уверен, что рано или поздно к проекту присоединится и Казахстан. "Да, Казахстан использует нефтепровод Тенгиз-Новороссийск пропускной способностью в 35 млн. тонн, и построил нефтепровод на Китай, однако запасы нефти и газа позволят работать ему и в этом направлении. И исходя из политического баланса, и из соображений диверсификации рынка, и коммерческих соображений, и, во многом, с учетом восточной мудрости Нурсултана Назарбаева, следует ожидать, что Казахстан, скорее всего, присоединится к проекту, тем более, что альтернативный проект, предложенный Россией, пока не поддержан Западом. Но даже если будет поддержан, у Казахстана есть ресурсы работать в обоих направлениях", - подчеркнул Эмзар Джгеренаиа. Что касается Литвы, то, как заявил эксперт, указав, что это его мнение совпадает с мнением министра экономики Польши, ее участие в новом проекте является символическим - доля Литвы в консорциуме, созданном для строительства нефтепровода, составляет лишь около 1%, и даже если Россия разблокирует нефтепровод "Дружба", Литва, хотя бы исходя из политических соображений, останется членом консорциума. Эмзар Джгеренаиа считает, что если и впредь все будет идти по плану, задействование нового нефтепровода следует ожидать уже в 2012 году.

В рамках состоявшегося на днях энергетического саммита в Вильнюсе представители энергетических предприятий Литвы, Польши, Украины, Азербайджана и Грузии подписали договор по строительству проекта нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск. Участок нефтепровода, соединяющий Одессу с Бродами, уже построен, и теперь ставится задача протянуть его вначале до Плоцка, где находится крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод концерна Orlen, а затем до Гданьска. В соответствии с договором, к уже сформированному для реализации проекта польско-украинскому предприятию SARMATIA присоединились азербайджанская нефтяная компания SOCAR, грузинская GOGC и литовская KLAIPEDOS NAFTA.