Историк Магнус Ильмъярв на основе архивных документов доказал, что эстонская военная разведка в конце 1930 годов сотрудничала с немецкой военной разведкой Абвер. "Пора прекратить разговоры о том, что эстонская разведка не сотрудничала с Абвером", - сказал историк Магнус Ильмъярв, который сегодня, 4 октября, выступил на круглом столе историков "Альтернативные трактовки истории" в Таллинском университете, сообщает эстонское издание Eesti Pаevaleht. "Разведка маленького государства не может работать эффективно, если она не связана с разведкой какого-либо другого, более крупного государства, и до 1935-1936 года внешняя разведка Эстонии была связана с Польшей, которая посылала агентов в Россию через Эстонию", - сказал он.

По словам Ильмъярва, основу сотрудничеству между эстонской разведкой и Абвером заложили в 1935-1936 году руководитель военной разведки Эстонии Рихард Мазинг и руководитель Абвера Вильгельм Канарис. У историка есть немецкий архивный документ от 23 января 1939 года, в котором детально описано, как в Эстонии была организована слежка за военно-морской связью России и где были расположены устройства для слежки - Нарва, Печоры, Таллин, Хаапсалу, Чудское озеро и др. В документе Абвера есть также список имен эстонских разведчиков, которые напрямую были связаны с разведывательной деятельностью: капитан Розиманнус, капитан Пийгерт и капитан Кальмус.

Второй документ относится к 10 января 1940 года, когда в Эстонии и других странах Прибалтики уже находились Советские военные базы. Здесь говорится, что работа разведки в Эстонии не была особо активной. Там не менее, в нем утверждается, что Эстония предоставила Абверу ценные данные о войсках Советского Союза и сотрудничество в последние годы было очень хорошим. С другой стороны утверждается, что после заключения договора о базах у Германии есть основание сомневаться в том, что эстонская военная разведка не перешла на сторону Советского Союза.

"Германия для основной массы эстонского народа в конце 1930 годов была врагом номер один. Ориентация внешней и оборонной политики на Германию была ориентацией отдельных военных и политиков. Сотрудничество с государством, которое основная масса населения считала врагом, ни в коем случае не отвечало национальным интересам Эстонии", - сказал Ильмъярв. "Отношение к Германии и немцам изменилось лишь после июньской депортации 1941 года".