"Стратегия развития энергетики Киргизии - цели, задачи, механизмы": выступление киргизского министра на международной конференции
Казахстан, 17 сентября, 2007, 17:48 — ИА Регнум. 16-17 сентября в Киргизии в конференц-зале отеля "Радуга" (Иссык-Кульская область) состоялась Международная конференция "Реформа электроэнергетики Киргизии: пути повышения эффективности и продвижение использования возобновляемых источников энергии", организованная Фондом "Сорос-Кыргызстан", Министерством промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизской Республики и ПРООН.
ИА REGNUM приводит выдержки из выступление министра промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизии
"Как всем хорошо известно, нашим главным энергетическим ресурсом остается гидроэлектроэнергия. По гидроресурсам республика занимает третье место среди стран СНГ после России и Таджикистана. Освоение гидроэнергетического потенциала Киргизии, составляющегося порядка 142 млрд. кВт.ч. электроэнергии, является основной стратегией программы развития энергетики республики. Только на реке Нарын и ее притоках можно построить 22 гидроэлектростанции с ежегодной выработкой электроэнергии более 30 млрд. кВт.ч. Сегодня мы используем не более 10% наших гидроресурсов. Значительная часть неиспользованного гидроэнергетического потенциала представлена в форме мини- и микро-ГЭС, которые можно было бы с успехом использовать для обслуживания местных рынков. По оценке, суммарный, технически возможный для освоения энергетический потенциал малой энергетики составляет 5-8 млрд. кВт электроэнергии в год".
"Существующая система энергоснабжения развивалась во времена Советского Союза в качестве неотъемлемой части региональной (центральноазиатской) системы, в рамках которой гидроэнергетические ресурсы Киргизской Республики и Таджикистана дополнялись ископаемыми (органическими) топливными запасами Казахстана, Туркменистана и Узбекистана. Важно отметить, что приоритетным направлением эксплуатации гидросистемы в то время являлось ирригационное водоснабжение. Однако после распада Советского Союза Киргизская Республика переключила свои приоритеты в отношении эксплуатации гидросистемы на удовлетворение своих собственных потребностей в электроэнергии. Между тем, с учетом потребностей в воде стран, расположенных ниже по течению (Казахстан и Узбекистан), выработка электроэнергии не может являться приоритетным направлением использования существующей системы".
"Учитывая наличие лишь этого природного ресурса, Киргизской Республике необходимы органические виды топлива из двух стран, расположенных ниже по течению, для удовлетворения пикового потребления электроэнергии в зимний период (включая отопительные нужды). Сегодня, когда встала задача нарастить индустриальный компонент экономики Киргизии, электроэнергетика уже не обладает необходимыми возможностями для обеспечения решения данной задачи. Тем самым она может стать сдерживающим фактором для достижения устойчивого 8-9% экономического роста, который решает политические задачи сохранения конкурентоспособности страны, социально-политической стабильности. Другим не менее важным фактором для киргизской электроэнергетики является усиление конкурентности на региональном электроэнергетическом рынке".
"...Какие же главные вызовы и риски существуют сегодня для энергетического сектора. Первое - региональные. Многие страны региона имеют высокие темпы экономического роста, это объективно увеличивает потребности в электроэнергии. В тоже время начались интенсивные работы по наращиванию электроэнергетических возможностей в Таджикистане, Казахстане, Китае. В этой связи создается в перспективе жесткая конкуренция на внешних рынках электроэнергетических поставок. Киргизия должна сохранить свой региональный электроэнергетический потенциал. Учитывая, что в Киргизии производство электроэнергии сконцентрировано на гидростанциях, то существенным фактором (порождающим определенные риски) является вопрос регулирования водных стоков, используемых сопредельными государствами для нужд аграрного производства. Этот вопрос напрямую оказывает влияние на возможности производства электроэнергии".
"Второе - внутристрановые. Рост потребления электроэнергии в Киргизии опережает ввод новых мощностей, что грозит превратить Киргизию из электроэнергетически избыточной в электроэнергетически дефицитную страну. Длительная работа электроэнергетики в условиях финансово-технологической недостаточности при увеличении и изменении структуры потребления привело технологическому износу (свыше 50%) части компонентов сектора. Большие коммерческие и технические потери ограничивают возможность капитализации электроэнергетики, что снижает возможность осуществления технологической модернизации и привлечения прямых иностранных инвестиций для её развития. Существенная региональная неравномерность энергопотребления (разница свыше 2-х раз) и доминирование потребления домашними хозяйствами, в условиях неразвитости сервисно-учетных функций, ограничивает возможности экономической рационализации электроэнергетики".
Необходимо также учитывать и общую экономическую среду. Киргизская энергосистема работает в условиях жесткого ограничения возможностей мобилизации ресурсов из внешних источников. Правительство довольно жестко минимизирует свои внешние займы, отказываясь от получения ссуд из внешних коммерческих источников, и огранивая размеры займов, получаемых под небольшой процент из источников многостороннего финансирования. Отечественные финансовые рынки - как рынки долговых обязательств, так и рынки ценных бумаг - почти не функционируют. Кроме того, постепенно растет стоимость импортируемого газа, что является отображением глобальных тенденций. Результатом сложившейся экономической среды является то, что отрасли в настоящее время приходится самостоятельно изыскивать внутренние ресурсы, требуемые для обеспечения своей работы и осуществления инвестиций. Иными словами, укрепление финансовой дисциплины, сокращение потерь и введение соответствующих тарифов являются единственным источником доходов, необходимых для удовлетворения всех основных финансовых обязательств отрасли - т.е. затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание, обслуживание долга, удовлетворение потребностей в оборотном капитале и капитальных расходах...".
"...Главной задачей развития энергетической отрасли остается обеспечение энергетической безопасности Киргизской Республики в долгосрочной перспективе (до 2025 года). Другие задачи: максимально и эффективно использовать природные гидроэнергетические ресурсы страны и потенциала электроэнергетики; обеспечение максимального эффекта для экономического развития страны, повышения качества жизни граждан; превращение электроэнергетики Киргизии в серьёзного регионального игрока на рынке поставок электроэнергии на региональный "энергетический рынок"...".
"Инвестиционные меры. В течение периода с 2006 по 2010 гг., инвестиции должны быть, преимущественно, сосредоточены на следующем. Наиболее приоритетными являются инвестиции в распределительный сектор с целью сокращения технических и, прежде всего, коммерческих потерь. Восстановление и приватизация распределительных сетей позволит сократить потери до уровня, соответствующего принятым техническим нормам. Инвестиции в производство электроэнергии в среднесрочной перспективе будут сосредоточены на расширении возможностей производства электроэнергии, и будут включать инвестиции в: (а) строительство Сары-Джазских ГЭС; (в) реабилитацию существующих энергетических установок на Бишкекской ТЭЦ (включая завершение строительства дополнительной Бишкекской ТЭЦ-2) с переходом на большее потребление угля; и (с) реабилитацию существующих гидроэлектростанций в Уч-Кургане и Ат-Баши. Новые инвестиции в сферу передачи электроэнергии будут ориентироваться на сокращение зависимости от использования сетей соседних стран, наряду с расширением потенциала экспорта электроэнергии в Южную Азию через Таджикистан. Соответственно, предпочтение будет отдано следующим высоковольтным линиям электропередачи: воздушная линия (ВЛ) электропередачи "Датка-Кемин" (500 кВ) и подстанция "Датка" (500 кВ); ВЛ "Айгуль-Таш-Самат" (110 кВ) и подстанция "Кара-Булак" (110 кВ). Что касается природного газа, приоритетными будут являться инвестиции - как в передачу, так и в распределение газа. В первую очередь завершение строительства второй нитки газопровода Бухара-Джамбул-Бишкек-Алма-Ата".
"В дополнение к сказанному, в период с 2007 по 2010 гг., будут проведены работы по подготовке и анализу технико-экономического обоснования. С целью расширения экспортного потенциала будет проведена необходимая работа по завершению строительства Камбаратинских ГЭС, включая анализ инвестиционных потребностей и потенциальных рынков сбыта электроэнергии, составление плана финансирования и т.д. С целью сокращения зависимости от импортируемого топлива, удовлетворения растущего внутреннего спроса, и расширения возможностей экспорта электроэнергии, будет проведена необходимая работа по оценке планов строительства на угольном месторождении Кара-Кече новой теплоэлектростанции, работающей на угле, и дальнейшей реконструкции Бишкекской ТЭЦ-1, включая анализ возможных источников поставки угля - как отечественных, так и зарубежных. С целью определения вариантов сокращения импорта органического топлива (нефть, газ), будут разработаны программы осуществления прямых инвестиций в разведку и разработку новых месторождений нефти и газа - в том числе, за счет оптимизации налогообложения в сфере разведки месторождений и добычи органических видов топлива. Будет разработана программа расширения использования альтернативных источников энергии (таких, как небольшие гидроэлектростанции, солнечные установки, ветряные электростанции и установки по получению электроэнергии из биологического сырья), включая определение правил доступа к сети и торговли электроэнергией, и установку тарифов на электроэнергию из таких альтернативных источников. К концу 2007 года необходимо разработать Программу энергосбережения и эффективного использования электроэнергии, которая станет неотъемлемой частью региональных и муниципальных программ социально-экономического развития".
"По оценкам, потребности в финансировании на цели производства, передачи и распределения электроэнергии, а также потребности в финансировании транспортировки и распределения природного газа на период с 2007 по 2010 гг. составляют, ориентировочно, 950 млн долл. США. Потребности в финансировании проектов (таких, как строительство Камбаратинских ГЭС), наряду с потребностями в финансировании проектов по выработке электроэнергии с использованием угля, будут определены по итогам вышеозначенных исследований, и эти инвестиции потребуется осуществить в период с 2010 по 2015 гг".
"Политические меры. С целью мобилизации финансирования и осуществления этих инвестиций, правительство намеревается принять необходимые политические меры".
"Правительство реализует программу совершенствования финансовой дисциплины среди потребителей электроэнергии и энергетических компаний. Это будет достигнуто за счет: (a) упразднения практики бартера и взаимозачетов и всех других видов безналичных расчетов; (b) отключения неплательщиков и устранения политического вмешательства, направленного на повторное подключение потребителей (включая бюджетные организации и льготных потребителей) до погашения ими своих задолженностей; (c) учреждения программы материального стимулирования вкупе с установлением жестких бюджетных ограничений для того, чтобы заставить бюджетные организации экономить электроэнергию; и (d) упразднения льготных тарифов для конкретных компаний, занимающихся перепродажей электроэнергии. Кроме того, будут приняты соответствующие законодательные акты о признании электроэнергии и газа "товаром", что даст возможность уголовного преследования за их хищение".
"Правительство реализует программу совершенствования корпоративного управления в энергетических компаниях. Это будет достигнуто за счет: (a) внедрения прозрачного процесса отбора и назначения квалифицированных и компетентных специалистов на высшие руководящие должности и места в Правлении энергетических компаний посредством проведения максимально прозрачных процедур открытого конкурсного отбора, начиная с 1 октября 2007 года; (b) обеспечения ежегодной проверки деятельности энергетических компаний независимыми аудиторами, с последующим принятием соответствующих мер с учетом замечаний аудиторов; (c) внедрения - с 1 ноября 2007 года - практики заключения контрактов между руководством энергетических компаний и Правлением (Правительство Киргизской Республики), предусматривающих возможности поощрения в зависимости от результатов работы, что будет способствовать более эффективному функционированию компаний. Кроме того, будет обеспечена максимальная прозрачность работы энергетической отрасли, включая: (a) физическое и финансовое разделение учета электроэнергии, производимой энергетическими компаниями для внутреннего рынка и на экспорт; и (b) закупку энергоресурсов (в особенности, угля) посредством проведения международных конкурсных торгов, рассчитанных на заключение долгосрочных соглашений о поставках".
"В начале 2008 года правительством будет утверждена Среднесрочная тарифная политика (ССТП) в отношении электрической энергии на период со 2-го полугодия 2008 по 2012 гг. Основная цель среднесрочной тарифной политики в отношении электрической энергии заключается в установлении к 2010 году тарифов на уровне, обеспечивающем полное возмещение затрат на производство, передачу и распределение электроэнергии. Тарифы будут повышаться постепенно и регулярно, т.е. раз в полгода. Повышения тарифов будут сбалансированы с целью стимулировать рост реального сектора экономики и исключить перекрестное субсидирование потребителей электроэнергии. В той степени, насколько это возможно, переход на новую структуру тарифов будет осуществляться таким образом, чтобы ставка тарифов определялась классом напряжения, к которому подключен конечный потребитель. Текущие тарифы составляют 0,015 долл./кВтч, тогда как текущий уровень возмещения затрат составляет, ориентировочно, 3,00 долл./кВтч, что будет использовано в качестве целевого показателя на 2010 год; при изменении тарифов будут автоматически учитываться темпы инфляции, обменный курс и уровень инвестиций".
"Будет принята среднесрочная политика в отношении тарифов на газ на период с 2008 по 2012 гг. Тарифы на газ должны основываться на принципах автоматического принятия стоимости импортируемого газа, при том, что регулируемая цена будет включать затраты на транспортировку газа внутри страны и, в том числе, расходы на техническое обслуживание и капитальные нужды".
"Правительство приступит к упорядочению схем социальной защиты по энергоснабжению и завершит эту работу к концу 2007 года. Это будет достигнуто за счет: (a) разработки и внедрения к 1 марта 2008 года системы монетизации льгот по энергоснабжению; (b) упразднения Правительством льготных тарифов для привилегированных бытовых потребителей на основании принятия
"Правительство примет меры, направленные на максимизацию участия частного сектора в развитии и работе энергетической отрасли. Это будет достигнуто за счет: (a) одобрения до 31 декабря 2007 года парламентом четвертой фазы Программы приватизации "Кыргызэнерго" (от 1998 года) с тем, чтобы сделать возможным участие частного сектора в распределении электроэнергии на основе концессий и/или контрактов на управление; (b) внесения к 31 декабря 2007 года законодательных изменений в закон о запрете на участие частных компаний в выработке и передаче электроэнергии, с тем, чтобы сделать возможными частные инвестиции в (i) существующие тепловые электростанции; (ii) новые проекты по выработке электроэнергии всеми способами; и (iii) инвестиции в новые передающие компании; (с) одобрения до 1 июля 2008 года парламентом Плана реструктуризации газовой отрасли, предусматривающего возможность участия частного сектора в распределении природного газа; и (e) проведения до 31 августа 2008 года тендера на приватизацию или передачу в концессию АО "Северэлектро". Особое внимание при участии частного сектора в осуществлении инвестиций в новые объекты будет сосредоточено на Камбаратинских ГЭС и Бишкекской теплоэлектростанции, а также на создании благоприятных условий для привлечения иностранных и частных прямых инвестиций в строительство Сары-Джазского каскада ГЭС, Кокомеренской и Верхне-Нарынской ГЭС. Планируется, что большая часть финансирования этих проектов будет поступать от частных инвесторов и негосударственных финансовых институтов, тогда как правительству будет принадлежать роль "катализатора" развития этих проектов".
"Правительство расширит свою деятельность в сфере регионального сотрудничества, в частности, с целью нахождения новых рынков для реализации производимой в стране электроэнергии. Работа по расширению сотрудничества в водохозяйственном, топливном и энергетическом секторах в регионе Центральной Азии продолжится в рамках двусторонних и многосторонних форумов - таких, как
"Правительством будет создана соответствующая институциональная база для выработки политики и регулирования отрасли. Это будет достигнуто за счет укрепления институциональной структуры и развития Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов...".
"... Результаты. Реализация вышеозначенных инвестиционных и политических мер приведет к следующим результатам. К 2010 году совокупная выработка электроэнергии будет увеличена до 16,5 млрд кВтч., включая выработку тепловых электростанций (ТЭС), которая будет увеличена на 0,7 млрд кВтч, тогда как выработка электроэнергии гидроэлектростанциями (ГЭС) будет увеличена до 1 млрд кВтч. Будет устранена проблема нехватки электроэнергии в зимний период. Объем экспорта электроэнергии на рынки Южной Азии должны будут составить порядка 1 000 МВтч в год. К 2015 году совокупная выработка электроэнергии составит порядка 22 млрд кВтч".
"В течение периода с 2008 по 2010 гг. сокращение потерь будет составлять, в среднем, 6% в год, тогда как увеличение уровня сборов денежных средств за поставленную энергию составит, в среднем, 9% в год. Это позволит последовательно сокращать величину квазифискального дефицита (КФД) в электроэнергетическом секторе с доведением его показателя к 2010 году до 1,9 % ВВП".
"Изменение тарифов на электроэнергию и структура тарифов для различных категорий потребления будут реализованы в соответствии с разрабатываемым планом, и в результате чего к 2010 году средневзвешенный размер тарифов достигнет уровня 0,03 долл. США/кВтч".
"Распределительные электроэнергетические компании будут приватизированы или переданы в концессию стратегическим инвесторам в следующие сроки: ОАО "Северэлектро" до 1 сентября 2008 года, а ОАО "Ошэлектро", ОАО "Жалалабатэлектро" и ОАО "Востокэлектро" по итогам результатов работы ОАО "Северэлектро" после приватизации или передачу в концессию".