Самара стала одним из российских городов, вошедших в проект кроссмагистрального авиатранспортного узла, функционирующего по принципу "hub&spoke". Этот проект реализует авиакомпания "КД авиа". Реализация проекта началась 15 июня 2007 года и теперь, по прошествии двух с половиной месяцев компания подводит первые итоги.

По словам советника исполнительного директора ОАО "КД авиа" Ирины Корневой, Самара стартовала очень хорошо. Каждый день отсюда в Калининград вылетает около 100 человек при вместимости самолета 144 человека. Очень скоро компания планирует выйти в Самаре на точку безубыточности - 75% загрузки.

Цель проекта - предложить авиапассажирам наиболее оптимальный способ воздушного сообщения между центрами деловой и культурной активности России и Европы. Из Самары через Калининград можно вылететь в Лондон, Берлин, Ганновер, Барселону, Гамбург, Дюссельдорф, Мюнхен, Прагу, Афины, Рим, Милан, Киев.

Парк воздушных судов "КД авиа" состоит из 14 самолетов Боинг 737-300. Однако компания не собирается на этом останавливаться. Парк будет пополняться, причем не обязательно за счет "Боингов". Как заявил председатель совета директоров "КД авиа" Сергей Грищенко, компания готова рассмотреть любые предложения, в том числе вариант с самарским проектом Ан-140. "Сначала надо только этот Ан-140 пощупать, - говорит Грищенко. - Нас интересует безопасность, надежность, серийная сборка". Если Ан-140 сможет выполнить эти условия, он может претендовать на место в парке "КД авиа". Напомним, что пока в Самаре на заводе "Авиакор" собран только один самолет Ан-140 для авиакомпании "Якутия". Он был отправлен заказчику в сентябре 2006 года.

Оценивая самарский аэропорт "Курумоч", Сергей Грищенко сказал, что у него есть перспективы, однако для того, чтобы превратить его в хаб, так как это сейчас происходит с калининградским аэропортом "Храброво" понадобится несколько лет и капитальные вложения.

Справка: Расписание рейсов "КД авиа" разработано таким образом, чтобы минимизировать транзитному пассажиру суммарное время в пути. Влетев из Самары утром, около 10 часов, пассажиры прибывают в Калининград в 11 часов местного времени, а всего около полутора часов спустя, после паспортного и таможенного контроля отправляются на посадку на международные рейсы. При этом багаж в транзитном аэропорту обрабатывается без участия пассажира. В европейские города пассажиры прибывают в 13 - 15 часов местного времени. Обратное движение самолетов авиакомпании из Европы в Россию реализуется аналогично со стыковкой в калининградском аэропорту между 18 и 19 часами местного времени. Таким образом, реализуется принцип "hub & spoke" ("ось и спицы"). Этот принцип позволяет компании удерживать более низкую ценовую нишу относительно тарифов других авиакомпаний на аналогичных направлениях - от 150 евро, что, как заверяют в "КД авиа", на 10-15% ниже, чем у конкурентов.