Виктор Якубян: Турция пошла в Абхазию со своей "правдой" об армянах
Абхазия, 4 сентября, 2007, 00:05 — ИА Регнум. В последнее время грузинские, а с их подачи и турецкие СМИ, начали уделять достаточно большое внимание жизни и деятельности армянской общины Абхазии. Естественно, этот интерес никоим образом не нацелен на создание объективной картины о реальных проблемах армянского населения Абхазии, ну и тем более самой Абхазии. В частности, издание "Голос Турции" 29 августа распространило статью под заголовком "Турецкий взгляд на миграцию армян в Абхазию", в которой, якобы, анализируя миграционные тенденции, фактически, выступило в качестве источника, провоцирующего межнациональную рознь в регионе.
В статье пишется, что с момента обретения независимости (1991 года) Армения "немедленно стала проводить агрессивную политику в отношении своих соседей". В числе "жертв" этой агрессии "Голос Турции" выделяет, помимо Азербайджана, и Грузию. Как может находящаяся в блокаде республика с населением чуть более трех миллионов человек подвергать агрессии сразу двух своих соседей, фактически объединенных в региональный военно-политический блок с Турцией, издание не конкретизирует. "Армяне пытаются превратить ситуацию с Абхазией в модель, подобную карабахской", - пишет издание, по всей видимости, не будучи информированным, что карабахская и абхазская ситуации, впрочем как и ситуация в Косово, и сегодня не слишком отличаются друг от друга.
Далее "Голос Турции" пишет: "Большая часть армян, ранее проживавших в Абхазии, покинула этот край. Однако теперь к активной скупке земель на Черноморском побережье Абхазии приступили армяне из самой Армении. Эта деятельность поддерживается армянскими спецслужбами. Путем расселения армян на морском побережье создаются в конечном итоге предпосылки для провозглашения мифической "Армении от моря до моря". Помимо попыток превращения Абхазии в армянскую территорию армяне активизируют деятельность в регионе армянской диаспоры. После 1998 года начался рост армянского населения в Абхазии. Если тогда численность армян в республике составляла примерно 50 тысяч, то в 2007 году данный показатель достиг уже 80 тысяч...". "Все эти данные свидетельствуют о желании Армении путем искусственной миграции закрепиться на грузинских и абхазских землях, а затем начать выдвигать права на эти земли", - резюмирует источник. Судя по аргументации и стилистике, авторами данного опуса, скорее всего, могли стать даже не турецкие, а азербайджанские, либо же грузинские авторы - уж слишком некорректен и тенденциозен подход. Ведь даже в наиболее драматические периоды межэтнической конфронтации в Абхазии, армяне стояли бок о бок с абхазами, преследуя лишь одну цель - защитить родной очаг, кстати говоря, ставший таковым не после 1998 года, как пишет "Голос Турции", а гораздо раньше - в начале 20-го века, когда десятки тысяч армян нашли на этих землях спасение от турецкого ятагана.
Тем не менее, в период грузино-абхазской войны масштабного оттока армянского населения из Абхазии не наблюдалось. Согласно переписи 1989 года, в Абхазии проживало 76,5 тысяч армян. В период военных действий и массовых разрушений, Абхазию покинуло около 20 тысяч армян, до 7 - 8 тысяч армян покинуло страну после завершения войны. Затем некоторое количество армян вернулось в Абхазию и в настоящее время, по официальным данным, в Абхазии проживает 51 тысяча армян. С этим числом, в целом, соглашаются руководители армянских общественных организаций, хотя некоторые из них дают иные оценки - в районе 53-54 тысяч, что не очень отличается от официальных данных. Впрочем, погрешность объясняется тем фактом, что многие армяне время от времени выезжают на заработки в Россию, но по окончании сезона возвращаются домой. Далее, по данным "Голоса Турции", "с 2003 года в Гагры стали переселяться армяне из Ахалкалаки (Самцхе-Джавахети)... Кроме того, в Абхазию переселяется много карабахских армян. Ереван помогает переселяющимся в эту зону армянам скупать недвижимость".
Данные турецкого издания, изложенные выше, иначе как абсурдом назвать сложно. Какой смысл армянскому населению переезжать из одной нестабильной зоны в другую, непонятно. Наоборот, весь смысл политики Еревана по части карабахской проблематики заключается не в том, чтобы способствовать опустошению данных территорий и оттоку армянского населения из Нагорного Карабаха, а в создании условий для возвращения армян в этот регион.
С другой стороны, в Абхазии исключена возможность агрессивной скупки земель, в том числе и армянами. Исключена такая возможность на законодательном уровне. Правительство и общественность Абхазии довольно ревностно относятся к подобного рода вопросам, четко осознавая все угрозы, которые, кстати говоря, исходят совсем с другой стороны. Сегодня можно почти однозначно утверждать, что в Абхазии объективно не могло быть зафиксировано факта приобретения в собственность земельного участка армянами, приехавшими из Армении или Грузии.
Касаясь "засилья" армян в парламенте Абхазии - как пишет "Голос Турции", в состоящем из 33 депутатов парламенте Абхазии заседают аж трое армянских депутатов (!!!) - можно отметить следующее: в настоящее время армяне практически не представлены в исполнительной власти Абхазии, что, кстати говоря, не может считаться нормальным. Армяне адекватно воспринимают все опасения абхазов, и вовсе не делают попыток обозначить свое присутствие во всех органах власти. Это наглядно видно из текущей картины. Многочисленная по абхазским меркам армянская община не представлена в исполнительной власти. Армянские общественные организации пытаются при полном согласии с руководством и парламентом Абхазии получить хотя бы один пост министра в правительстве. Между тем в советское время пост заместителя председателя Верховного Совета и председателя правительства абхазской автономии занимал представитель армянской общины. В первый период становления Абхазской республики эта пропорция, также, соблюдалась, но никаких проблем это не вызывало и вызывать не могло.
Подводя итог, стоит отметить, что появление провокационных публикаций в турецкой прессе стоит расценивать в качестве попытки расшатать внутреннюю ситуацию в Абхазии. По сути, иных методов переломить неблагоприятный для Грузии и поддерживающих ее сил статус-кво вокруг Абхазии, не существует. Внутренняя стабильность и монолитность абхазского общества ведет эту республику или к независимости, или к открытой конфронтации с Грузией. Оба сценария не приемлемы для Тбилиси ввиду заведомого и неминуемого проигрыша.