Интервью с генсекретарем Совета МПА стран СНГ: В Евросоюзе избирательное законодательство и практика отстают от СНГ
Генеральный секретарь Совета Межпарламентской ассамблеи Содружества независимых государств
ИА REGNUM: Михаил Иосифович, означает ли наличие российского представителя среди международных наблюдателей Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ на выборах в мажилис парламента Республики Казахстан заинтересованность России в делах соседнего государства?
Среди наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ наиболее активны именно представители России, и выборы в мажилис парламента Республики Казахстан не являются исключением. Это обусловлено не только заинтересованностью Российской Федерации, но и высоким авторитетом ее парламентариев. По предложению депутатов на недавних выборах в Армении координатором группы наблюдателей МПА СНГ был заместитель председателя
ИА REGNUM: Как вы оцениваете ход предвыборной кампании в Казахстане?
Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ осуществляет долгосрочное наблюдение за выборной кампанией, развернув информационно-консультационные центры в Астане и Алма-Ате. Промежуточный отчет о проводимом мониторинге показывает, что выборная кампания в Республике Казахстан проходит спокойно, в строгом соответствии с законодательством. Во многом это обусловлено тем, что само предвыборное законодательство Республики Казахстан постоянно совершенствуется. На сегодняшний день в законе о выборах, на основе которого проводятся внеочередные выборы в мажилис, полностью учтены 26 рекомендаций, высказанных международными наблюдателями по итогам предыдущих кампаний, что свидетельствует об очень ответственном отношении к избирательному законодательству со стороны властей Республики. А тот факт, что в канун выборов была ратифицирована Конвенция "О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ", говорит о том, что Казахстан взял на себя обязательства по соблюдению одних из самых высоких в мире демократических стандартов.
ИА REGNUM: Как вы оцениваете публичность и гласность данной кампании?
Процесс администрирования проходящих выборов хорошо организован. Система избирательных комиссий отражает интересы всех участвующих в выборах политических субъектов, действует бесконфликтно, эффективно и профессионально. Работа Центральной избирательной комиссии ведется прозрачно и на высоком профессиональном уровне. За счет
Таким образом, с точки зрения равноправия партий в вопросе доступа к средствам массовой информации, закон соблюдается полностью. Все партии, зарегистрировавшие своих кандидатов на выборах в мажилис парламента Республики Казахстан, имеют равные условия для ведения предвыборной кампании. Генеральная прокуратура Республики Казахстан осуществляет постоянный контроль законности хода выборов, и ее деятельность осуществляется гласно. Оперативно расследуются факты нарушения законодательства, о чем информируется общественность. Нарушений, ставящих под сомнение легитимность проходящих выборов, не отмечено.
ИА REGNUM: Некоторые казахстанские эксперты говорят о том, что изменения в конституцию были внесены слишком поспешно, и партии не имели равных шансов на предвыборную "раскрутку". Как вы это прокомментируете?
Принятые в Конституции Республики Казахстан изменения вряд ли стоит считать поспешными. Они отражают очень важную тенденцию в развитии политических систем государств СНГ, суть которой состоит в усилении роли парламентов. В конституциях Украины и Армении эта тенденция уже проявилась в соответствующих поправках. Казахстан с его высокими темпами экономического развития имеет не меньшие основания, чем названные государства, для совершенствования демократии. В условиях, когда очевидны общие тенденции, говорить о поспешности принятых в Конституцию Республики Казахстан изменений не приходится. Их смысл, как представляется, состоит в том, чтобы сформировать в Казахстане устойчивую многопартийную систему на базе крупных стабильных партий и продолжить движение в сторону развитого гражданского общества.
Кстати, стоит учитывать: другие государства - участники СНГ станут внимательно наблюдать за тем, насколько успешным будет новый баланс ветвей власти в Казахстане. У всех у них общая проблема - поиск оптимального сочетания представительной и исполнительной ветвей власти. На примере той же Украины мы видим, насколько трудно его достичь. Возможно, Казахстан станет именно тем государством, которое даст другим странам Содружества пример оптимального взаимодействия парламента, главы государства и правительства.
Что же касается равных шансов на предвыборную "раскрутку", то политики, которые возглавляют в Республике Казахстан зарегистрированные партии, достаточно известны. Многие из них баллотировались в качестве кандидатов в президенты и не раз участвовали в выборах разного уровня. Если так можно выразиться, "раскрутка" этих партий происходила на протяжении последних десяти лет. С другой стороны, при высоком динамизме развития экономики в государстве большое внимание уделяется решению социальных вопросов, и это, вне всякого сомнения, тоже можно рассматривать как элемент "раскрутки" политических сил, которые этот динамизм обеспечили. Авторитет нынешнего руководства Казахстана, так же как и авторитет руководства ряда оппозиционных партий, формировался много лет. Лишний месяц или два вряд ли смогут внести кардинальные изменения в объективно сложившийся рейтинг предпочтений избирателей. В то же время проигравшие всегда и везде ищут причины поражения и говорят о том, что предоставленные им условия были хуже, чем у победителей.
ИА REGNUM: Вы работали в качестве международного наблюдателя на многих выборах в странах СНГ. Что можно сказать о ситуации в СНГ в целом: гласность, равнодоступность партий к СМИ и агитации, активность избирателей?
За годы своего существования СНГ сделало огромный скачок в развитии демократии и по ряду позиций обогнало страны Запада. Неслучайно сегодня восемь государств СНГ являются участниками Конвенции "О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ", то есть имеют юридические обязательства соблюдать высокие демократические стандарты. Напомню, что предложение Российской Федерации в период, когда она председательствовала в Совете Европы, принять аналогичную европейскую Конвенцию, большинством стран Старой Европы было отвергнуто. Эти страны оказались не готовы ее реализовать. В то же время гласность и равнодоступность СМИ во многих государствах СНГ соответствуют международным стандартам. Большинство стран Содружества в вопросах, касающихся избирательных прав граждан, мало чем отличаются от стран Европейского Союза. И если бы мониторинг выборов проводился не только в странах СНГ, но и в государствах