Обзор самарских СМИ за 23 - 24 июля 2007 года.

ЭКОНОМИКА

"Рабочие трех цехов ОАО "АвтоВАЗ" - "Мотор-3", 46-1 и 45-2 - обратились к администрации завода с требованием повысить заработную плату", - сообщила газета "Коммерсантъ - Среднее Поволжье" в номере от 23 июля. Издание пишет: "В частности, в обращениях водителей-испытателей цеха 46-1 и рабочих цеха 45-2 сборочно-кузовного производства говорится о повышении тарифных ставок в три раза, "чтобы заработная плата составляла не менее 25 тыс. руб. в месяц". Персонал цеха "Мотор-3" (сборка двигателей) требует повышения заработной платы в два раза при средней заработной плате 8-10 тыс. руб. Рабочие требуют от администрации дать ответ до 26 июля, угрожая в противном случае "начать забастовку вплоть до остановки главного конвейера". Лидер независимого профсоюза "Единство" Петр Золотарев объясняет нынешнюю волну недовольства тем, что после решения о сокращении выпуска автомобилей на 6% у рабочих исчезла возможность подрабатывать во внеурочное время и по выходным за двойную оплату. "До этого многие квалифицированные рабочие, подрабатывая, получали по 15-20 тыс. руб., - говорит Петр Золотарев. - Сейчас их доходы упали в полтора-два раза". По словам господина Золотарева, в цехах, которые готовятся к забастовке, работает около 4,5 тыс. человек. "По сравнению с общей численностью завода (110 тыс. человек) это немного, - объясняет господин Золотарев. - Но все три цеха являются ключевыми для производства, и их остановка неизбежно повлечет остановку главного конвейера".

В следующем номере "Коммерсанта" от 24 июля тема получила продолжение: "Пресс-секретарь председателя совета директоров АвтоВАЗа Иван Скрыльник опроверг возможность остановки производства автомобилей, назвав требования рабочих не более чем политическими манипуляциями в рамках предвыборной борьбы в Тольятти. Впрочем, господин Скрыльник не пояснил, какие политические силы заинтересованы в дестабилизации положения на ВАЗе, добавив лишь, что все вопросы, связанные с зарплатой, решаются в рамках коллективного договора. "Требование по повышению зарплаты до 25 тыс. руб. показывает, что это политический шаг, - на условиях анонимности сообщил источник в руководстве предприятия, где по-прежнему отказываются от официальных комментариев. - Опыт прошедшей в марте кампании по выборам в губернскую думу показывает, что одно из направлений завоевания голосов избирателей - критика руководства АвтоВАЗа. Перед новыми избирательными кампаниями вновь начались политические игры". Тольяттинский политолог Сергей Дьячков выдвинул версию, что на критике руководства АвтоВАЗа будут строить свою предвыборную кампанию "Справедливая Россия" и депутат губернской думы Владимир Яркин. Президент холдинга "Автотрейд" Владимир Яркин в настоящее время не входит ни в одну из фракций в парламенте, и до последнего времени переговоры о включении в тольяттинский список "Справедливой России" вел депутат Госдумы Анатолий Иванов, однако на днях господин Иванов заявил, что договорился о включении своей фамилии первым номером в список "Единой России" по Тольятти. В "Справедливой России" в связи с этим не исключили, что тольяттинских справороссов поведет на выборы именно господин Яркин, имеющий большой авторитет в городе. При этом Владимира Яркина называют также одним из главных претендентов на пост мэра Тольятти, выборы которого состоятся весной следующего года. Одновременно от источника в региональном политсовете "Единой России" стало известно, что в мэры Тольятти, вероятно, будет баллотироваться и исполнительный директор ВАЗа по производству, руководитель городской организации "Единой России" Виталий Вильчик. Косвенно эту версию подтвердили и в правительстве Самарской области. По словам руководителя департамента информационной политики правительства Андрея Колядина, происходящие на АвтоВАЗе процессы "напрямую связаны с персоной одного из тольяттинских политиков, который пытается позиционировать себя как руководителя местного отделения одной из основных конкурирующих с "Единой Россией" политических партий". "Если бы у организаторов забастовки были экономические цели, были бы поставлены реальные экономические цели и требования, которые можно выполнить в этом году, - объясняет господин Колядин. - Тут цель - создать дополнительный очаг противостояния власти, "Единой России" и получить собственные политические дивиденды". Сам господин Яркин вчера категорически отверг причастность к ультиматуму работников автозавода. "Мне кажется, это действительно реакция голодных людей", - сообщил он "Коммерсанту". Слухами и домыслами господин Яркин назвал информацию о том, что он возглавит тольяттинский список "Справедливой России" на выборах в Госдуму, так как никаких решений по этому поводу "партия еще не принимала". Заместитель руководителя регионального отделения "Справедливой России" Михаил Родионов подтвердил, что господин Яркин "пока не является членом "Справедливой России". Он также сообщил: "На бюро не обсуждались вопросы участия партии в забастовках на АвтоВАЗе, но, если рабочие обратятся за поддержкой в парторганизацию, мы готовы защищать их интересы".

"Игровых залов в Самарской области становится все меньше", - сообщает газета "Время". Издание пишет: "С начала месяца в одном только Тольятти была прекращена деятельность более половины расположенных там игорных заведений. Большинство владельцев игорного бизнеса закрывают свои заведения добровольно. В остальных проводится работа по проверке законности их функционирования. Активизация деятельности по остановке функционирования объектов игорного бизнеса вызвана требованием ФЗ 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" прекратить до 1 июля деятельность заведений, не отвечающих требованиям того же закона в тех субъектах федерации, где не были приняты законы о ликвидации игорного бизнеса в целом, не дожидаясь создания в России игорных зон в 2009 году. С 1 июля начались контрольные мероприятия, призванные выявить объекты игорного бизнеса, продолжающие вести работу в нарушение закона, и пресечь эту деятельность. Как сообщил заместитель руководителя Лицензионной палаты Сергей Бочкарев, на сегодня проверено около 30% игорных заведений в Тольятти и Самаре, полностью завершена проверка в Красноярском районе и в Новокуйбышевске. На этой неделе будет проведена проверка в Сызрани, Жигулевске и Чапаевске, а также продолжена работа в Самаре и Тольятти. В целом планируется к концу июля проверить около 80% всех объектов игорного бизнеса по области. Проверки ведутся одновременно как местными органами власти, так и федеральными структурами. Муниципалитеты обязаны предоставить информацию о расположении игорных заведений и оценить их законность. Первым отчитался о результатах Тольятти. По сообщению пресс-службы мэрии города и департамента потребительского рынка и предпринимательства, последний провел проверку функционирования объектов игорного бизнеса по запросу Самарской регистрационной палаты. Итоги проверки показали, что из 182 предприятий игорного бизнеса, которые существовали в Тольятти на начало года, на сегодняшний день закрыто 119. Из оставшихся 63 только 14 объектов соответствуют требованиям закона. За последние полгода в Тольятти было создано еще около 60-70 игорных заведений, и их проверкой департамент займется в ближайшее время. Как пояснил заместитель департамента потребительского рынка и предпринимательства Тольятти Георгий Деренков, проверка велась на протяжении двух недель и продолжится еще столько же... Также он обратил внимание на то, что большая часть объектов игорного бизнеса закрывается хозяевами самостоятельно - владельцы предпочитают не дожидаться, когда к ним нагрянут с проверками. По словам Георгия Деренкова, оставшиеся объекты игорного бизнеса, не соответствующие закону, скорее всего, будут закрыты в ближайшие два месяца... Что касается Самары, то в городском департаменте потребительского рынка и услуг заявили только, что "работа ведется", а от дальнейших комментариев отказались... В ближайшие дни УВД и Федеральная налоговая служба начнут акцию по контролю за исполнением закона 244 по всей России, сообщил Георгий Деренков. Между тем не все представительства этих служб получили полномочия работать на местах. Как заявил "Времени" заместитель начальника отдела ресурсных, имущественных и прочих отношений управления ФНС по Самарской области Геннадий Буткеев, Москва запретила им заниматься этим вопросом. "Нам пришло письмо, в котором сказано в контрольных мероприятиях по исполнению 244 закона не участвовать. Никаких пояснений в нем больше не было", - отметил Буткеев. Представители игорного бизнеса отмечают, что о широкомасштабных проверках речи пока не ведется, а приведение работы заведений в соответствие с законом нормально. "Сколько игровых залов закроют, будет зависеть от активности контролирующих органов. Но пока их не закрыли, многие будут продолжать работать, так как прибыль с этого бизнеса идет", - считает президент ассоциации "Все игры" Вадим Иоффе. Также он заявил, что власти не настроены на сотрудничество с игорным бизнесом, отметив, что в созданный при Самарской губернской Думе общественный совет, куда должны были войти не только представители исполнительной и законодательной властей, но и сами общественные организации, их так и не позвали".

"ОАО "Волготанкер" восстанавливает позиции на рынке грузовых перевозок. В возобновленной после длительного простоя навигации участвуют 80 танкеров из флота компании", - пишет "Самарское обозрение". Газета сообщает: "С 2005 года ОАО "Волготанкер" находится в состоянии судебных тяжб и подготовки к процедуре банкротства. Основная причина - 3-миллиардная задолженность пароходства перед налоговиками. В конце мая 2007 года в Ростове-на-Дону должны были пройти торги по продаже части флота "Волготанкера" общей стоимостью 85,6 млн рублей. Торги были инициированы службой ростовских приставов. Однако по неясной причине они не состоялись и были перенесены несколько раз. Как сообщили в РФФИ, в итоге торги были полностью отменены по инициативе приставов Ростова-на-Дону. Как пояснил исполнительный директор ОАО "Волготанкер" Владимир Пермяков, это произошло благодаря решению о попытке восстановить работу пароходства. В начале июля стало известно о том, что 1 августа московский арбитраж рассмотрит иск межрегиональной ФНС №6 о банкротстве и введении процедуры внешнего наблюдения в отношении ОАО "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер". Это решение позволило бы завершить процесс отстранения собственников - группы оффшорных компаний, представляющих интересы топ-менеджеров ООО "Волготанкер-АМС" - от рычагов управления активами компании (в настоящий момент на них наложен арест) и привести на их место представителей основного кредитора - то есть государства. Поскольку исход данного разбирательства практически предрешен, а простой флота ничего, кроме убытков и необходимости последующего восстановления, не несет, навигация "Волготанкера" была восстановлена явочным порядком. Обычно навигационный период для компании начинался с момента освобождения Волги ото льда, в 2006 году его суда из мест зимненго отстоя не выходили, равно как и весной 2007 года. Однако в июне ситуация изменилась в корне, и, как рассказал Пермяков, в возобновившейся навигации принимают участие 80 судов. Они оперируют на маршрутах на реках Волга и Кама. Основные перевозки приходятся на мазут, который перевозится в северо-западном направлении и в Керчь. По словам Пермякова, с приходом на "Волготанкер" "людей с государственным мышлением" начался поиск средств для возобновления работы предприятия. При этом были найдены некие инвесторы, которые произвели финансовые вливания в компанию. Их имена Пермяков называть отказался. Однако уточнил, что "рассчитываться с ними пароходство намерено за счет фрахта". По его словам, сейчас у "Волготанкера" нет четкой клиентской базы - "пока работаем на подхвате". В дальнейшем планируется увеличивать количество действующих судов и продолжить работу до конца навигации. По данным "Самарского обозрения", основная загрузка "Волготанкера" осуществляется на территории Самарской области, как и до кризиса... По словам директора "Средневолжской судоходной компании" Владислава Дружилина, заказы у "Волготанкера" будут всегда - другое дело, как решится "политический вопрос". По мнению Дружилина, если бы пароходство работало постоянно, то быстро бы вернуло себе статус лидера речных перевозок, поскольку в Самарской области ему конкурировать не с кем, а ближайший перевозчик в Поволжье - это нижегородский "Волгафлот-танкер"... По словам источника в ОАО "Астраханское пароходство", "как судовладельцы мы понимаем, что люди "Волготанкером" потеряны, суда требуют восстановления". По данным источника, часть клиентов пароходства была переведена на железнодорожные пути, часть отошла небольшим перевозчиками, таким как "Палмали". По его мнению, неизвестный инвестор - это нефтевладелец, которому потребовалось перевезти свой товар".

ОБЩЕСТВО

"Брошенный муж приковал себя наручниками к зданию суда", - сообщает "Комсомольская правда в Самаре". Газета пишет: "Анатолий Коршунов из-за 30-летней разницы в возрасте постеснялся регистрировать брак с любимой. Молодая жена тоже особо не настаивала, только уговорила Анатолия обвенчаться. 15 лет супруги прожили душа в душу. За это время Анатолий Николаевич стал довольно преуспевающим бизнесменом: он первым придумал ремонтировать сломавшиеся машины прямо на дороге. Из-за нестабильности 1990-х всю недвижимость Коршунов записывал на супругу. Решил, что так надежнее. В Светлане он не сомневался: она занималась домом, растила сына. До тех пор, пока два года назад Анатолий Николаевич не принял на работу кладовщиком своего давнего знакомого Олега. У него со Светланой закрутился роман, и вскоре та привела любовника в дом мужа. "В ноябре 2005 года они выгнали меня из дома, - пояснил Коршунов журналистам, собравшимся на акцию протеста. - Вернее, я сам ушел: не выдержал постоянных скандалов, провокаций и драк. А в это время Света с Олегом выкинули на улицу мои вещи, поставили металлические решетки на окна, в дом и гараж, который я как сервис использовал, и новые двери. Так у меня не стало ни дома, ни работы". Дело о разделе имущества гражданских супругов Коршунов проиграл. "Я просто не мог позволить себе такого же дорогого адвоката, которого бывшая жена и ее любовник наняли, можно сказать, на мои деньги, - пояснял Анатолий собравшимся, доставая из кармана наручники. - Свидетелей, которые мне деньги на строительство одалживали, суд и слушать не стал. А через пятнадцать минут мне объявили, что я потерял не только крышу над головой, но и прописку - последнюю надежду на право жить в собственном доме, а не в рабочей машине "Техпомощь на дорогах". Так несправедливо". С этими словами мужчина защелкнул на запястье металлический "браслет". "Пока - на десять минут", - пояснил он журналистам. Слушание дела перенесли на 4 сентября, к этому времени друзья обещали нанять Коршунову адвоката. Только после этого Анатолий Николаевич отстегнул наручники".