Обзор прессы Самарской области за 19 - 20 июля 2007 года.

ПОЛИТИКА

"АВТОВАЗ практически определился с кандидатом, которого будет выдвигать в мэры Тольятти в марте будущего года или в декабре этого, если действующий градоначальник Николай Уткин, находящийся сейчас в СИЗО по подозрению в вымогательстве взятки, будет отстранен от должности досрочно", - сообщает "Коммерсантъ - Среднее Поволжье". Газета пишет: "По данным "Коммерсанта", кандидатом от автозавода станет исполнительный директор АВТОВАЗа по производству, руководитель городской организации "Единой России" Виталий Вильчик. Ранее предполагалось, что заводские "генералы" будут двигать в мэры директора предприятия по социально-экономическому развитию и связям с госорганами москвича Евгения Юрьева. Как рассказал источник в регполитсовете "Единой России", на днях между руководством АВТОВАЗа и губернатором Константином Титовым была заключена договоренность, в соответствии с которой от участия в кампании по выборам мэра отказался депутат Госдумы РФ, единоросс Анатолий Иванов, ранее заявлявший о намерении побороться за кресло градоначальника. Он начинал свою политическую карьеру как лидер независимого вазовского профсоюза "Единство", однако в настоящее время находится в оппозиции руководству предприятия. По оценкам экспертов, депутат очень популярен в городе и на заводе, поэтому мог составить серьезную конкуренцию Виталию Вильчику. "В качестве отступного Анатолию Иванову по предложению губернатора твердо обещано первое место в тольяттинском списке кандидатов в депутаты Госдумы от "Единой России", - сообщил собеседник "Коммерсанта" в регполитсовете партии. - Более того, он обязался поддержать на выборах Вильчика". Отметим, что еще в начале лета фамилия господина Иванова в проектах списков отсутствовала, вследствие чего он был вынужден вести переговоры о сотрудничестве со справороссами (теперь они, по предварительной информации, готовы поставить во главу своего тольяттинского списка депутата губернской думы, президента холдинга "Автотрейд" Владимира Яркина). Против включения политика в число выдвиженцев "медведей", по информации "Коммерсанта", выступали Евгений Юрьев и президент Группы "АВТОВАЗ" Владимир Артяков. "Вопрос по Иванову серьезно обсуждался в начале июля на региональном политсовете, - рассказали в реготделении ЕР. - Мы понимали, что Иванов популярен в Тольятти и, если он уйдет в "Справедливую Россию", мы его потеряем. Ситуация такая, что он мог диктовать самые жесткие условия". Анатолий Иванов подтвердил информацию о том, что его кандидатура на роль лидера тольяттинского списка единороссов на выборах в Госдуму поддержана топ-менеджерами АВТОВАЗа и губернатором. На каких условиях он получил помощь, политик не сообщил. Говоря о мэрской кампании, депутат заметил: "Работник ВАЗа был бы наиболее подходящей кандидатурой на этот пост". По оценкам экспертов, заключив соглашение с Анатолием Ивановым, руководство "АВТОВАЗа" сделало грамотный ход. "Я думаю, Вильчик имеет все шансы оказаться фаворитом будущей мэрской кампании в Тольятти, - полагает директор консалтингового центра "Социальная динамика и информация" Юрий Эйрих. - Если у него действительно есть поддержка и губернатора, и ВАЗа, обладающего в городе огромным административным и финансовым ресурсом, можно ожидать победы. В этой ситуации иной столь же сильный кандидат вряд ли появится". В проигрыше от соглашения, по мнению президента самарского фонда социальных исследований Владимира Звоновского, может оказаться Анатолий Иванов: "Тольятти составляет 21% населения области. От региона в думу, видимо, пойдет 11 депутатов. "Единая Россия" рассчитывает набрать 50% голосов. Это - 5 депутатов. Маловероятно, что среди них окажется Иванов". Однако, баллотируясь от "Справедливой России", политик, по оценке эксперта, имел еще меньшие шансы получить мандат. "Эта партия может рассчитывать максимум на 20% по области. Это 1-2 депутата", - сказал он, отметив, что справороссы в Тольятти малопопулярны".

"Правительство области начало покупать автомобили с максимальной степенью защиты", - сообщает газета "Самарское обозрение". Издание пишет: "Впервые за последние 15 лет автопарк областного правительства пополнится автомобилем с высшей степенью бронирования. Чиновники уверяют, что машина Audi A8 предназначена для официальных лиц государства, но представители ФСО говорят, что броневики в регионах им не нужны. Конкурс по поставке Audi A8 c высшей степенью бронирования B6/B7 областное министерство имущественных отношений объявило 13 июля. После его завершения в автопарке областного правительства появится автомобиль, выдерживающий автоматные очереди и направленные взрывы и передвигающийся при полном падении давления в шинах. В течение последних 15 лет региональные чиновники не использовали бронированные автомобили. Губернатор области Константин Титов на начальном этапе своей карьеры не пользовался даже личной охраной и ходил пешком от дома на Молодогвардейской. Охрана стала появляться в массовом порядке во второй половине 1990-х годов. Мэр Самары Виктор Тархов пришел к власти уже в сопровождении личной охраны. Покинувший это место Георгий Лиманский всегда перемещался с массой охранников, но все-таки без "брони". В отличие от чиновников, бронированные машины стали после 2000 года визитной карточкой практически всего нового поколения самарских бизнесменов. В числе тех, кто перемещается на "броне", можно упомянуть десятки людей, включая руководителей групп "СОК", "Вид", "СДМ", RBE и других. Бронированный автомобиль является обязательным атрибутом также у лидеров преступных группировок. Вопрос о том, что именно заставило руководство Самарской области встать в этот ряд, остается открытым. Сами чиновники утверждают, что покупают машину не для себя. По словам руководителя департамента по информационной политике аппарата правительства Самарской области Андрея Колядина, за сохранность особо важных гостей несет ответственность и встречающая их территория, субъект Федерации. А так как в Самарской области в последнее время стали часто проводиться мероприятия федерального уровня, визиты высокопоставленных чиновников в регион перестали быть редкостью. "Волжский Утес" официально стал резиденцией президента, в ближайшее время на базе санатория ожидается проведение целого ряда крупных мероприятий. Покупка бронированного по максимальной степени автомобиля, по версии Колядина, связана с обновлением автомобильного парка санатория в рамках подготовки к таким мероприятиям... Депутаты областного парламента не пытаются гадать при ответе на вопрос, кому именно понадобилась машина с защитой от направленных взрывов, и дружно предполагают, что перевозить она может Константина Титова. "Подобные машины могут покупаться только для первого лица, дабы обезопасить его здоровье. Ему и виднее, угрожает ему что либо или нет", говорит лидер фракции ЛДПР в Самарской губернской думе Михаил Дегтярев. "Думаю, что поскольку покупается одна машина, она может предназначаться только губернатору. Но, честно говоря, мне неизвестно ни об одном случае покушения на чиновника областного правительства, кроме странной истории с домом Латкина, и то он тогда уже не работал в администрации области", вторит Дегтяреву депутат губдумы Михаил Матвеев. Версии депутатов косвенно подтверждают в Москве. В Федеральной службе охраны отрицают необходимость покупки автомобиля в Самаре, а также наличие ответственности региона за сохранность прибывающих в него лиц. В транспортном управлении ФСО сообщили, что для перевозки первых лиц государства и их гостей автомобили "со стороны" не используются. Руководитель пресс-службы ФСО Сергей Девятов заявил, что для участников встреч на высоком уровне автомобили централизованно транспортируют из Москвы. Например, для майского саммита в "Волжском Утесе" на автовозах были доставлены 38 машин из так называемого "президентского гаража". Эта колонна состояла из автомобилей Mercedes Benz, в том числе S600 Pullman со специальной защитой кузова уровня В6/В7, Audi A6, Volkswagen Transporter. Функции защиты должностных лиц президента Российской Федерации, лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих, подлежащих государственной охране в соответствии с федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57ФЗ "О государственной охране", а также глав иностранных государств и правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации несет все та же Федеральная служба охраны".

ЭКОНОМИКА

"В начале недели генеральный директор ОАО "Авиакор-Авиационый завод" Сергей Лихарев оставил свой пост, уступив его ранее неизвестному в Самаре менеджеру Вячеславу Артемьеву", - сообщает "Самарское обозрение". Газета пишет: "Самарское предприятие ОАО "Авиакор-Авиационный завод" в настоящий момент вместе с группой "ГАЗ" и ОАО "Абаканвагонмаш" входит в состав машиностроительного сектора (ОАО "Русские машины") частного инвестиционного фонда "Базовый элемент", контролируемого известным российским бизнесменом Олегом Дерипаской. "БазЭл" стал собственником "Авиакора" в 1998 году (в то время компания носила название "Сибирский алюминий"). При новом собственнике, впрочем, как и при предыдущих, "Авиакор" находился в затяжном кризисе, из которого его не сумели вывести три сменившиеся команды менеджеров. Теперь, похоже, холдинг Дерипаски утратил интерес к предприятию... В пресс-службе корпорации "Базовый элемент" новое назначение объявили плановым. "Смена руководителя связана с необходимостью разделить оперативное руководство деятельностью завода и управление стратегическими проектами по его развитию. В настоящее время данные проекты находятся на такой стадии, которая требует от Сергея Лихарева полного погружения и внимания к стратегической работе", - заявили в пресс-службе. В результате кадровых ротаций обязанности генерального директора ОАО "Авиакор-Авиационный завод" будет выполнять Вячеслав Артемьев, а Сергей Лихарев сосредоточится на работе в ООО "Авиаресурс-Холдинг" (холдинговая компания, которая является держателем акций "Авиакора"), где он является генеральным директором. По словам эксперта ИК "Финам" Константина Романова, в последние несколько лет при постоянных сменах менеджмента на заводе Сергей Лихарев был фактически единственным руководителем, который эффективно работал, и результаты его трудов были налицо. "Несомненно, Лихарев смог улучшить ситуацию на предприятии, однако в этом не только его заслуга, но и результат общего улучшения конъюнктуры рынка, оживления активности государства в данном секторе, законодательных мер по лоббированию интересов российских авиапроизводителей", - отметил Романов. Несмотря на заявления представителей "Базового элемента", кадровая рокировка по сути дела означает понижение в должности последнего антикризисного менеджера и фиаско попыток холдинга реанимировать завод. Аналитик по машиностроению ИК "Велес Капитал" Марина Иркли не исключает, что "Авиакор" будет продан государству в рамках создания единой авиационной компании, а решение "БазЭла" было предопределено свыше. Похожего мнения придерживается и Константин Романов, отмечая, что продажа "Авиакора" государству на волне формирования единого авиахолдинга - вполне вероятный сценарий. Интересно, что 29 июня 2007 года корпорация Олега Дерипаски официально объявила о создании нового сектора для развития бизнеса по управлению авиационными активами и аэропортами холдинга, однако самарское предприятие в списке входящих в него компаний не фигурирует".

"Самарские власти выбрали генподрядчика для строительства моста Кировский через реку Самару стоимостью около 10 млрд руб.", сообщает газета "Ведомости". Издание пишет: "Конкурс выиграл разработчик проекта - компания "Волгоспецстрой", которая обещает сдать сооружение в эксплуатацию к 2010 г. Чиновники надеются, что мост облегчит поиск инвесторов для создания нового жилого района "Самарское заречье". Проект предусматривает возведение моста от пересечения пр-та Кирова с ул. Ветлянской до обводной дороги на юго-востоке поселка Черногорье. Длина моста - 2 км, ширина - шесть полос по 3,75 м каждая, расчетная скорость движения - 120 км/ч. Самарская компания запросила за строительство моста 10,213 млрд руб. при условии, что все работы будут выполнены до 2010 г., сообщил представитель ГУОТ. По подсчетам заместителя главного инженера "Волгоспецстроя" Дмитрия Быковского, компания может заработать 7% от стоимости контракта... Единственный мост через Самару - Южный (четыре полосы движения) - уже не справляется с транспортным потоком. Строительство Кировского также обеспечит пропуск транзитного автотранспорта с федеральной трассы М-5 "Урал" через Самару на федеральную трассу Самара - Чимкент".

""Роснефть", в мае этого года купившая самарские активы НК "ЮКОС", начала процесс перевода счетов предприятий в московское отделение банка-партнера - ВБРР", - сообщает "Коммерсантъ - Среднее Поволжье". Газета пишет: "Ранее эти финпотоки обслуживало самарское ОАО КБ "Солидарность". Источник в самарском банке подтвердил, что часть счетов уже переведена, однако отказался уточнить, о каких именно предприятиях идет речь. Напомним, "Солидарность" начала обслуживать ЮКОС в начале 1990-х годов, и доля нефтяных денег стала не просто значительной, а определяющей для банка: через него проходили финпотоки "Самаранефтегаза", "Самаранефтепродукта", трех нефтеперерабатывающих и двух газоперерабатывающих заводов, их дочерних структур и подразделений (всего 28 предприятий). "10 лет назад "нефтяные" деньги от валюты баланса составляли порядка 2/3 объема. Но за прошедшие годы, вследствие роста банка, диверсификации бизнеса, их объем существенно снизился", - рассказал президент ОАО КБ "Солидарность" Олег Синицын. По экспертным оценкам, в 2001-2002 годах этот показатель упал до 50%, а на сегодняшний момент составляет 15-20%. Головной ЮКОС никогда не обслуживался в "Солидарности", при этом ЮКОС владел пакетом акций банка. Однако в июне 2007 года пакет акций в размере 4,78% приобрело ООО "ЦентрИнвестТрейдинг"".