10 июля прошло совместное совещание Минтранса, Росавиации и Ространснадзора с руководителями российских авиакомпаний, выполняющих полеты за границу, по вопросу возможного внесения их в "черные списки" для полетов в европейские страны. Президент фонда "Партнер гражданской авиации", заслуженный пилот СССР Олег Смирнов полагает, что совещание "запоздало как минимум на полгода. Именно тогда появились первые сигналы от Евросоюза о несоответствии некоторых российских самолетов международным стандартам по безопасности полетов." Об этом говорится в поступившем в редакцию ИА REGNUM заявлении Смирнова.

"События последнего времени свидетельствуют, что если Россия не предпримет самых энергичных мер по исправлению существующей ситуации, то запреты станут реальностью, чего нельзя допустить, так как вхождение в "черный список" - это позор не только для авиакомпании, но и для России - члена ИКАО (Международной организации гражданской авиации -прим. ИА REGNUM), со всеми вытекающими отсюда последствиями. К тому же, из этого списка чрезвычайно сложно выйти, так как все это обставляется сложными и унизительными для государства процедурами, сопровождаемыми широким уничижительным обсуждением в мировых и российских СМИ", - полагает эксперт.

"Отдельно хотелось бы сказать о так называемой "дискриминации" российских авиакомпаний. По признанию самих участников совещания, ни о чем подобном не может быть речи. К примеру, по программе "SAFA" на сегодняшний день проверены воздушные суда 372 авиакомпаний мира, из них российских - лишь 21. А главное, что все замечания строятся на требованиях ИКАО, которые приняты несколько лет тому назад, и Россия, как член этой международной организации, выступила за принятие этих решений, а значит - согласилась с ними. Но дальше последовал разрыв - практических действий по устранению недостатков регулирующими госорганами России организовано не было", - отмечает Смирнов.

"С сожалением приходится констатировать, что у российских регулирующих органов до сих пор отсутствует тесный, регулярный рабочий контакт по всем вопросам, включая программу "SAFA", с "Европейской конференцией по гражданской авиации (ЕКГА)". Это положение недопустимо, так как наши авиакомпании летают в десятки стран Европы, а вышеуказанный орган является главным регулятором гражданской авиации Европы. Сегодня же "ЕКГА" не сообщает российской стороне на регулярной основе никакой информации, включая подробности, касающихся "черных списков" авиакомпаний. Кроме того, до сих пор не гармонизирована российская документация по безопасности полетов с европейскими требованиями и рекомендациями ИКАО, что является прерогативой Минтранса. Отсутствуют адекватные действия государства после принятия ИКАО соответствующих решений, - констатирует президент фонда "Партнер гражданской авиации", - Все претензии Европы основаны на рекомендациях ИКАО многолетней давности, которые утверждены, в том числе и Россией - членом ИКАО. В итоге произошло неизбежное, а наказания за эту преступную бездеятельность никто из чиновников так и не понес. Отечественные авиакомпании оказались крайними."

По мнению Смирнова, "первое, что в этой ситуации необходимо сделать - это срочно создать в России единый полномочный регулирующий государственный орган гражданской авиации. Отсутствие такового - это валун, о который мы постоянно спотыкаемся в последние годы и разбиваем себе лицо в кровь, как в вопросах безопасности полетов, так и во всех других функциях гражданской авиации. Даже рядовой читатель уже знает, что Россия сегодня - это единственная страна в мире, не имеющая такого органа. Даже рассмотрение вопроса о запрете полетов в Европу некоторым российским авиакомпаниям проходило в странном формате - Минтранс, Росавиация, Ространснадзор. Но совершенно очевидно, что этот вопрос должен рассматриваться одной - полномочной организацией, которая как раз у нас и отсутствует. В этой ситуации Ространснадзор добросовестно выполняет свои функции надзора, а в Росавиации функция организации поддержания годности воздушных судов вообще отсутствует, в функциях же Минтранса прописано заниматься нормотворческой работой и взаимодействием с международными организациями. Как он занимается этими вопросами, и с каким уровнем эффективности - изложено выше."

"Второе, - продолжил Смирнов, - коль мы активно летаем в Европу и в наших планах расширение объемов перевозок в этом направлении, то России необходимо срочно наладить постоянный рабочий контакт с ЕКГА, вплоть до вступления в ее члены, если это формально возможно.

Третье - по всем решениям ИКАО, ИАТА, ЕКГА и других мировых авиационных организаций, необходимо составлять национальный план реализации этих решений, так как теоретически свои "черные списки" может завести любая страна мира.

У России нет другого выбора, кроме того, чтобы в кратчайшие сроки выполнить замечания ЕКГА," - резюмировал он.