В конце июня стало известно о том, что летом в Санкт-Петербурге и Ленинградской области будет создан единый центр регистрации трудовых мигрантов. Как сообщало ИА REGNUM, центр должен будет объединить усилия властей по координированию всех вопросов, связанных с размещением, регистрацией, работой и выездом мигрантов. В полном соответствии с федеральной политикой в этой сфере решением проблем, связанных с мигрантами, будут заниматься самые разные ведомства - от силовых структур до миграционной службы. Объединение усилий, в свою очередь, демонстрирует согласие властей с тем, что ряд проблем в этой сфере не решен.

Изучение сложившейся в Ленинградской области ситуации показывает, что мигранты для региона являются не только незаменимым источником рабочей силы (что подтверждают чиновники). Миграция также является едва ли не единственным способом удерживать демографические показатели в регионе на сколько-нибудь приемлемом уровне (и это также признается областными властями). В одном ряду с этими достоинствами, по мнению чиновников, стоят и негативные последствия миграции: рост социальной напряженности, преступности, рост теневого сектора экономики...

Понятно, что мигранты заинтересованы в том, чтобы жить в Ленинградской области, поскольку они получают здесь работу и возможность жить. Но и регион не смог бы жить без мигрантов. У них - взаимная любовь по расчету. Неслучайно в прогнозе социально-экономического развития РФ на период до 2010 года, распространенном весной 2007 года Министерством экономического развития и торговли РФ, говорится, что область в числе других регионов Центра и Северо-Запада России будет нуждаться в притоке новых мигрантов, и их количество будет увеличиваться.

1. Появление мигрантов

Официально в Ленинградской области к концу 2006 года было зарегистрировано немногим более 4 тысяч трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Реальное их количество, по разным оценкам, в разы, а то и в десятки раз больше. Например, вице-губернатор области по силовым вопросам Андрей Бурлаков в январе 2007 года оценил реальное количество мигрантов в регионе в 30-50 тысяч человек. А чуть раньше - в октябре 2006 года - вице-губернатор по экономическим вопросам Григорий Двас заявил, что в области работают около 100 тысяч нелегальных мигрантов. Напомним, официальная общая численность населения региона - около 1,6 млн человек. Реальное количество мигрантов, таким образом, может составлять около 6% населения области.

Проблемы с подсчетом мигрантов возникают не только из-за нежелания этих граждан официально регистрироваться по месту пребывания и работы. Хотя, конечно же, и чиновники, и руководители компаний и предприятий, пользующихся услугами мигрантов, отмечают, что чрезвычайная сложность процесса легализации мигрантов делают нелегальность их положения более удобной. При этом очевидно, что дело не только в строгости или неудобности закона, но и в странном отношении к нему многих работодателей как к чему-то необязательному, что следует не исполнить, а обойти... Кроме того, следует учесть, что значительная часть мигрантов занимаются строительными работами и зарплату получают от предприятий, зарегистрированных (или, по крайней мере, имеющих свой офис) в Санкт-Петербурге, а не в области. А значит, учет этих работников идет не в области, а в городе. И налоги они платят в городской бюджет.

Все опрошенные корреспондентом ИА REGNUM чиновники и эксперты сходятся в том, что наличие в регионе десятков тысяч незарегистрированных мигрантов, о которых все знают, но которых никто не регистрирует, - это прямое следствие действий сотрудников правоохранительных органов на самом низовом уровне. Правда, подтверждая все это, эксперты всегда просят не называть их имен в печати... Иными словами, речь идет о том, что работники органов правопорядка получают от мигрантов деньги, но не отправляют их на регистрацию. Эта ситуация неоднократно признавалась, в том числе и в самом МВД, как на федеральном, так и на региональном уровне. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев еще в 2004 году признал, что коррупция в МВД существует, и пообещал продолжить борьбу с ней, впоследствии с аналогичными заявлениями выступили еще ряд чиновников высокого уровня. Взаимоотношения милиционеров с мигрантами считаются одним из основных источников "внутренней коррупции".

И эта ситуация не меняется годами. Не стоит забывать о том, что она в целом выгодна и для местных властей. Пока приехавшие из других регионов или других стран граждане не зарегистрированы в области, власти не несут за этих людей никакой ответственности. Вряд ли местные власти, по крайней мере подсознательно, не учитывают этого.

Таким образом, можно констатировать, что сложившаяся ситуация в целом выгодна для всех "заинтересованных сторон". Невыгодна она только тем, что мешает видеть реальную этническую и социальную карту страны.

2. Мигранты как рабочая сила

Кроме того, при должном отношении к регистрации мигрантов многих из них пришлось бы выдворить из области. А между тем одна из двух основных причин, по которым регион заинтересован в мигрантах, это то, что они являются хорошим источником рабочей силы. Без них во многих отраслях экономики и видах деятельности было бы просто некому работать (что и подтвердил недавний "рыночный кризис", когда выяснилось, что если мигрантов с рынков в полном соответствии с законом выдворить из Ленинградской области, то рынки придется закрыть).

Но "рыночную" проблему, в отличие от других проблем, удалось решить. "Никаких проблем с ситуацией на розничных рынках у нас нет. Закон о квотировании мест на рынках для граждан России был важен только для торговцев российским гражданством, которые хорошо на нем заработали. Тот, кто вчера работал как мигрант, сегодня работает как житель России, каковым, собственно, и является", - рассказали корреспонденту ИА REGNUM в областном парламенте, также попросив не называть имени.

Вице-губернатор Бурлаков оценивает трудовую мобильность жителей области как низкую, и работать на многих предприятиях (и особенно - стройках) в регионе готовы именно мигранты, а не коренные ленинградцы. Жители же области предпочитают искать себе работу в Санкт-Петербурге, о чем недвусмысленно говорят цифры: 230 тысяч жителей области (то есть едва ли не треть трудоспособного населения) работают в городе.

Причины такой ситуации тоже понятны. Работа, которую жители области находят себе в городе, как правило, более высокооплачиваемая или менее трудоемкая. Соглашаться работать в области (если не являешься высококлассным специалистом) - почти всегда значит соглашаться на меньшую зарплату, чем на аналогичной должности в городе. Поэтому соглашаются в основном те, у кого пространства для маневра меньше, то есть в данном случае как раз мигранты.

Большие предприятия и компании, прежде всего с иностранным капиталом, незарегистрированных приезжих граждан из других регионов и стран на работу не берут. Основная деятельность, которой занимаются мигранты, помимо строительства, - это розничная торговля и сфера услуг. Зачастую иностранные граждане являются не только сотрудниками, но и владельцами этих предприятий малого бизнеса. Естественно, поскольку эти владельцы в регионе не зарегистрированы, то и предприятия такие не регистрируются тоже. Что и дает основания вице-губернатору Двасу отметить, что теневой сектор областной экономики во многом существует за счет деятельности мигрантов. Масштабы этого теневого сектора вице-губернатор зимой этого года оценил в 20% от всей экономики региона.

Таким образом, мигранты как рабочая сила и незарегистрированные мигранты как причина существования теневого бизнеса являются уже устойчивым, привычным элементом экономической карты региона, заполняя собой ряд важных сфер деятельности и секторов сферы услуг.

3. Мигранты и демография

Найдя себе работу, пусть и "теневую", граждане других стран в ряде случаев обзаводятся и семьей (или перевозят ее со своей родины), а также детьми. В целом есть две стратегии их "демографического" поведения: мигранты приезжают на заработки, работают недолго и уезжают (но таких меньшинство) или они стараются обосноваться в регионе и живут со своими семьями. Общеизвестно, что коэффициенты рождаемости у народов Средней Азии и Кавказа, откуда, как правило, прибывают мигранты, значительно превышают среднероссийский уровень. Для того, чтобы "заводить детей", выходцы из этих регионов не требуют от себя, подобно "европейски настроенным" русским, сначала обеспечить значительные доходы семьи.

И только приезд официальных мигрантов, а также появление у них детей дает возможность сохранять демографические показатели региона на приемлемом уровне. В 2006 году население области сократилось на 6,5 тысячи человек (на 0,4%). При этом в регион приехало более 12 тысяч официальных мигрантов. Если бы они не учитывались в общих показателях, то коэффициент вымирания населения составлял бы не 0,4%, а 1,2%. А это было бы уже признаком очень быстрого вымирания. Но если бы при подсчете рождаемости и смертности учитывались бы и нелегальные мигранты, то в области вообще можно было бы констатировать прирост рождаемости и прирост населения. "Национальная карта" области достаточно быстро меняется (поскольку русские жители региона вымирают, а мигрантов постепенно становится все больше), и люди других национальностей даже по официальным данным составляют все больший процент населения.

4. Мигранты и диаспоры

Основной проблемой, которую создают мигранты во всех регионах, в том числе и в Ленинградской области, считается рост преступности и рост социальной напряженности. Средний показатель совершаемых выходцами из других регионов и стран правонарушений действительно выше, чем у коренных жителей области. Чиновники всех уровней более или менее согласны между собой в том, что это и не удивительно, потому что на трудовые заработки едут - почти в 100% случаев - явно не представители элиты общества и явно не высокообразованные и не высококультурные люди.

Но самой большой проблемой стоит считать не совершаемые правонарушения. Основной проблемой считается быстрое расслоение общества по национальному, религиозному и подчас даже и профессиональному признаку. То, что граждане - выходцы из Средней Азии и стран Кавказа - общаются преимущественно между собой, стремятся селиться рядом и заниматься одной и той же деятельностью, общеизвестно и неудивительно. Но на фоне стратегий поведения коренного населения региона это вызывает проблемы.

Треть официального населения Ленинградской области (около полумиллиона человек) - это пенсионеры, еще несколько сотен тысяч - дети и подростки. Значительная часть трудоспособного населения работает в Санкт-Петербурге, очень многие фактически там и живут. Многие и из тех, кто остается в области, тоже не принимают активного участия в социальной жизни (высокие показатели наркомании и алкоголизма в регионе формируются в основном за счет именно этой категории граждан). При этом большая часть мигрантов - это люди как раз трудоспособного возраста. И соотношение "местных и неместных" получается даже не 16:1 (по статистике Григория Дваса), а 5:1 или даже 4:1. Если также учесть большую организованность и сплоченность (во всех смыслах) "неместных", то никого не должно удивлять, что именно они чувствуют себя в большей степени своими здесь, чем сами местные. На бюрократическом языке это называется "социальная напряженность"... Но мигрантов обвиняют не только в бытовой преступности и провоцировании социальной напряженности. Специалисты северо-западного полпредства считают, что в округ ежегодно приезжают несколько тысяч этнических выходцев из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, что "является благодатной почвой для совершения преступлений экстремистского характера и террористической направленности". В марте 2007 года такое мнение чиновников полпредства озвучила помощник Ильи Клебанова Татьяна Николаева. Областные чиновники также считают, что сплоченность мигрантов является благодатной почвой для распространения в их среде радикальных религиозных идей, а то и просто пропаганды экстремизма.

Проблемы и их решение

Чтобы сохранить мигрантов, но при этом справиться с проблемами, ими вызываемыми, власти, как федеральные, так и окружные и областные, стремятся упорядочить присутствие мигрантов и их деятельность. Областное правительство официально предлагает всем работодателям формировать заявки о потребности в иностранной рабочей силе. Хотя никто не сомневается в том, что официальными путями будут действовать те, кто и сейчас так действует, то есть проблемы "неофициальных путей" это не решит.

А реальные результаты у такой попытки упорядочивания будут только тогда, когда сотрудники правоохранительных органов и властных структур на низовом уровне посчитают, что важнее соблюсти закон, чем получить взятку за его неисполнение. Не нужно забывать и о том, что это не только работодатели не хотят легализовывать пребывание в России своих рабочих, но и сами рабочие часто не видят в этом никакой необходимости. Это потребовало бы от них довольно большого количества времени и сил. Взамен они как будто должны получить пенсию и социальные гарантии. Но чиновники забывают о том, с представителями какой культуры они имеют дело. Их гарантия - это их дети. На государственную помощь они по тем или иным причинам не считают нужным рассчитывать. Поэтому они не платят налогов. Они считают, что собственные дети помогут им лучше, чем Пенсионный фонд Российской Федерации.

Сергей Гуркин

Комментарий Алексея Макаркина, заместителя генерального директора Центра политических технологий (Москва):

Ситуация, в которой находится Ленинградская область, которая нуждается в мигрантах не меньше, чем они в ней, - характерна для всей страны, кроме, может быть, Кавказа. Проблемы миграции и демографии действительно тесно связаны. Население России вымирает, и приезд мигрантов из ближнего зарубежья исправляет уровень снижения количества жителей страны.

России для нормального экономического роста действительно нужны мигранты. Причем, нужно отметить, что наши мигранты - это без преувеличения лучшие мигранты в мире, идеальные мигранты. Они знают наш язык, адаптированы к нашей культуре. Важно и то, что жители нашей страны, в свою очередь, тоже адаптированы к ним. Они довольно легко вписываются в жизнь страны. Представляете, что было бы, если бы к нам ехали настоящие мигранты, из Африки или Азии?

На самом деле мигрантов в нашей стране было бы больше, если бы не сложности, которые создает государство. Многие боятся ехать в Россию из-за огромных бюрократических препятствий, из-за всем известной коррумпированности правоохранительных органов.

Стоит отметить также, что количество приезжающих в Россию мигрантов, несмотря на заинтересованность в них, с каждым годом будет сокращаться. Это связано с тем, что в большинстве стран СНГ, откуда к нам в основном и едут мигранты, наблюдается экономический рост. В некоторых странах он даже больше, чем в России. Жителям этих государств скоро будет попросту незачем ехать в бюрократическую и коррумпированную Россию. И как только наши власти ощутят начинающийся недостаток мигрантов - а это будет не более чем через три-четыре года, - то страна быстро перейдет от недовольства мигрантами к их привлечению, к их задабриванию.

Комментарий Олега Петрова, депутата Законодательного собрания Ленинградской области, председателя комиссии по законности и правопорядку:

Заинтересованность экономики Ленинградской области и мигрантов из других регионов и стран СНГ действительно взаимная. Экономика нашего региона развивается достаточно быстро, появляется много новых предприятий, нуждающихся в рабочей силе. Отмечу, что в настоящее время в Ленинградской области нет безработицы - количество свободных вакансий значительно превышает число безработных. Таким образом, все, кто хочет найти себе работу, находит ее.

С другой стороны, в ситуации с привлечением мигрантов для работы в регионе действительно существуют проблемы. Люди, приезжающие из других стран, работают и живут в условиях, которые сложно назвать приемлемыми или цивилизованными. Кроме того, как известно, граждане, работающие в такого рода компаниях, не платят налогов. Проблема получается двойной: с одной стороны, не обеспечены права и безопасность самих мигрантов. С другой стороны, регион несет финансовые потери, поскольку налоги не идут в бюджет.

Наша основная задача - сделать условия труда и жизни мигрантов достойными и цивилизованными. Причиной различных социальных конфликтов с участием мигрантов тоже, на самом деле, являются именно некомфортные условия их жизни и труда. Эти люди справедливо чувствуют себя обиженными, что и приводит к усилению социальной напряженности. Я считаю, что в России, которая всегда была многонациональной страной, такого рода конфликты не возникают просто от того, что русские не любят нерусских или наоборот. Такого нет. Если всем гражданам России вне зависимости от национальности будут созданы достойные условия для работы и жизни, то у нас не будет таких проблем.