На заседании комиссии Московской городской Думы по экологической политике 3 июля рассмотрены законопроекты, направленные на усиление защиты особо охраняемых природных территорий.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, председатель комиссии Вера Степаненко пояснила, что в последние годы в городе активно применяется корректировка границ особо охраняемых территорий, но, так как сейчас механизм государственной экологической экспертизы практически парализован, действия, связанные с корректировкой границ, вызывают тревогу у москвичей. Между тем, этот термин означает уточнение границ, которое необходимо провести не только в градостроительных целях. Вера Степаненко подчеркнула, что законопроект затрагивает прежде всего экологические, а не градостроительные вопросы. Без корректировки границ не обойтись, например, в том случае, если на территории с особым статусом находятся так называемые сторонние пользователи, получившие участки земли в собственность еще до присвоения его данной территории. Согласно действующему городскому закону, в статье о планировании системы развития особо охраняемых природных территорий, корректировка их границ осуществляется правительством Москвы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, напомнила депутат. Это требование, считает она, необходимо конкретизировать, в связи с чем предложеныоследующее дополнение: "Не чаще одного раза в три года в отношении площади, не превышающей одного процента соответствующей территории".

На защиту территорий природного комплекса направлен и законопроект об изменении ряда положений двух городских законов - "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" и "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы". Отметив, что сегодня существует практика изъятия земельных участков из территорий природного комплекса, редактор документа, депутат Сергей Митрохин привел примеры, свидетельствующие о том, что изъятие земель под строительство возможно как на особо охраняемой территории, так и на не защищенной особым статусом. По его мнению, необходимо отказаться от любых корректировок, кроме тех, что ведут к увеличению площади природной территории и необходимы для выполнения решения суда. В представленном Сергеем Митрохиным законопроекте предлагается из закона об особо охраняемых природных территориях исключить право правительства на корректировку границ, а вместо установленного запрета на уменьшение общей площади особо охраняемой природной территории при корректировке ее границ ввести запрет на исключение земельных участков из состава особо охраняемых природных территорий. Аналогичные поправки подготовлены для внесения в закон о регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы.

В ходе обсуждения участники заседания в основном отдали предпочтение первому законопроекту, отмечая, что документ, представленный Сергеем Митрохиным на сегодняшний день не реализуем. В отличие от этого, принятие другого законопроекта, при условии некоторой корректировки, признавалось целесообразным. Заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Марина Вакула предложила внести дополнение о необходимости соблюдать баланс особо охраняемой природной территории при корректировке ее границ. В то же время было высказано мнение о том, что оба законопроекта преследуют одну цель, и их нужно консолидировать с тем, чтобы решить задачу сохранения природных территорий. Законопроекты внесены на рассмотрение в Думу.