Осетины Грузии: Мифы и реальность
Грузия, 14 июня, 2007, 17:00 — ИА Регнум. ИА REGNUM продолжает публикацию цикла материалов об истории, нынешнем состоянии и перспективах национальных меньшинств Закавказья. Цикл подготовлен экспертом Аналитического центра
Осетины Грузии: Мифы и реальность
Осетинский народ сформировался в результате слияния древних ираноязычных кочевников - скифов, сармат и алан, переселившихся на Кавказ в античный период. Процесс слияния схожих аллохтонных народов с местным кавказским субстратом проходил интенсивно, и уже в раннесредневековый период началось формирование единого осетинского этноса. Одновременно, развитием единого общественного социума началось активное становление единого государственного строя, который объединял осетинские обширные ареалы обитания к северу и к югу от главного Кавказского хребта. Активное слияние осетинских народностей воедино в X-XII веках привело к появлению на политической арене централизованного государства Алания.
Алания представляла собой крупное государственное образование, связанное с такими странами, как Византия, Грузия, Русь, Хазария и т.д. Высокий военно-политический потенциал Алании в тот период был результатом внутреннего социально-политического развития (1). С XII века Алания вступила в период феодальной раздробленности, и начался распад государства на небольшие княжества, а затем и королевства. С 1238 г. началась долговременная борьба осетин с татаро-монгольскими завоевателями, в результате которой часть Алании была захвачена. Затем, в начале XIV века осетинская знать попыталась восстановить государственность с центром в осетинском городе-крепости Гори, однако восстание окончилось полным провалом и массовым истреблением местного населения.
Через некоторое время в XVII-XVIII вв. начались формирования осетинских горных обществ, а феодальные отношения между княжескими домами активно улучшались, что и способствовало развитию сельского хозяйства в горной Алании и бурному росту населения. С 1740-х годов активизировались русско-осетинские отношения и уже в 1774 г. равнинная (северная) и центральная часть Осетии присоединилась к России (2). Вхождением в состав России северной и центральной части Осетии начался активный процесс развития национально-культурного возрождения осетинского народа севера, в то время как южная часть Осетии, находясь под властью грузинских князей, испытывала сильное влияние грузинского этнополитического и культурного развития.
Со второй половины XIX века, во времена, когда активизировались национально-религиозные восстания на Кавказе против царской власти, в горных районах Осетии также вспыхнули небольшие волнения в основном против местных грузинских руководителей, что в общем плане было представлено как антигосударственные мятежи. В результате неповиновения осетин в регион были направлены карательные отряды, состоящие из царских войск и грузинских ополченцев. Военные экспедиции в Осетию с одной стороны окончательно установили российский протекторат со всеми полагающими формами правления и институтами административного руководства, включая суды и налоговую систему, с другой стороны - усилили влияние грузинских князей в регионе, которые всячески показывали себя верными слугами империи. В итоге крестьянских восстаний получилось так, что грузинское руководство края могло себе позволить все, что угодно: начиная с переселения осетин и заканчивая созданием искусственных социально-экономических проблем, несмотря на то, что метрополия активно способствовала развитию осетинского региона империи. В начале XX века в Осетии, равно как и во всей стране, начали распространяться революционные идеи, а в разгар революционных событий в 1917 г., II съезд осетинского народа, провозгласил объединение северной и южной частей Осетии, что и стало возобновлением долгой борьбы народа на воссоединение.
Как известно, после ухода российской армии из Закавказья была создана Закавказская демократическая конфедерация. Грузинская сторона Южную и Триалетскую Осетию, население которой не желало выходить из состава России, тогда считала составной частью собственного непровозглашенного еще государства. В результате этого в Южной Осетии и в Триалетии вспыхнули антигрузинские восстания, для подавления которых были брошены значительные силы. Вооруженные столкновения между осетинами и грузинами большей силой продолжились во весь период существования провозглашенной в конце мая 1918 года Грузинской демократической республики. За два года борьбы с осетинами грузинское руководство частично выселило осетинские населенные пункты Горийского уезда и Кахетии. По состоянию июня 1920 г. грузинское руководство контролировало всю Триалетию и основную часть Южной Осетии, а население вместе с оставшимися повстанцами начало мигрировать на север. Через некоторое время, при советизации Кавказа югоосетинские беженцы вместе с вооруженными отрядами осетин и частями
Триалетская Осетия
Триалетская Осетия включает в себя нынешние Хашурский, Боржомский районы, южную часть Карельской и Горийского районов Грузии. По состоянию 1989 г. в этом регионе проживало более 38.000 осетин примерно в 134 селениях (*), включая райцентр Гори.
Население Триалетии не приняло участие в военной части грузино-осетинской конфронтации. Жители некоторых сел даже призывали конфликтующих сторон сесть за стол переговоров, не смотря на то, что летом 1990 г. грузинские вооруженные формирования полностью блокировали основную часть осетинских сел Тримлети. Однако грузины не довольствовались блокадой указанного региона. Вскоре в каждое село начали приезжать эмиссары с требованием либо покинуть страну, либо же принять грузинское гражданство, одновременно отказываясь от осетинской самоидентичности. Угрожая уничтожением населения, грузинские эмиссары советовали старейшинам осетинских селений писать заявления для изменения своих фамилий, и что их предки являлись не осетинами, а именно грузинами. Кроме того, представители грузинского руководства вместе с гвардейцами практически в каждом осетинском селении активно начали собирать подписи местного населения с призывом упразднить югоосетинскую автономию. После показательных убийств в селах Агара Карельского района (4) и в Цинубани Боржомского района, многих осетин под страхом смерти заставили подписать требования об упразднении автономии.
Жители осетинских селений в начале 1991 г., заявили о своем полном повиновении грузинскому руководству. Правительство З. Гамсахурдиа даже проводило призывы молодых осетин в армию. Осетинская же молодежь Триалетии, не имея иного выхода, соглашалась вступить в ряды грузинской армии. Показательные расправы над мирным населением региона сыграли определяющую роль. Однако, несмотря на полное повиновение грузинскому руководству, с апреля 1991 г. в Триалетии начались массовые гонения осетинского населения. Вооруженные гвардейцы и милиция вторглись в села и силой вынудили местное население покинуть дома. Все это сопровождалось убийствами и грабежом. Одновременно в начале марта грузинские силовики блокировали Гуджаварское ущелье Боржомского района. Они предъявили ультиматум осетинскому населению ущелья, где располагались 9 сел, что если они не покинут район в течении 24 часов, грузинская армия силой решит этот вопрос. Известно, что за сутки 9 осетинских селений были полностью деэтнизированы, а испуганное население через горные перевалы попыталось перейти в Армению. Тысячам беженцев Боржомского района оказали помощь и защиту армяне Самцхе-Джавахка, которые сопровождали измученное и напуганное осетинское население до армяно-грузинской границы, не позволяя мародерам грабить и калечить их. В начале 90-х гг. через Ереван во Владикавказ мигрировали более 3 тысяч осетин.
После гуджаварских событий оставшееся осетинское население Триалетии спешно начало покидать регион, однако были и те, которые наивным образом верили в свои гражданские права и равенство всех граждан свободной "демократической" Грузии. Такими были осетины Карелии и Гори, регионы, которые на сегодняшний день лидируют в списке фактов массовых убийств осетинского этнического элемента. Одним из основных проблем являлось и является большое количество смешанных браков между грузинами и осетинами, что и создавало трудности для переселения. Многие смешанные семья в начале просто не собирались покидать родину, являясь нейтральным или прогрузински настроенным обществом. Известно, что во время облав, грабежей и массового выселения осетин из Триалетской Осетии было убито более 1000 мирных жителей (5). Точных данных о жертвах на сегодняшний день нет и, может быть, никогда уже не будет, если принимать во внимание тщательное скрытие грузинским руководством всех фактов насилия над осетинами. До последнего времени многие районы Триалетии, где проживали осетины до грузино-осетинского конфликта являлись закрытой зоной и лишь в последние 5-6 лет они начинают открываться для журналистов и исследователей. Несмотря на попытки скрыть реальные факты тех лет, известно, что десятки селений после полного разграбления были сожжены, а другие - заселены представителями различных грузиноязычных народов и грузинскими беженцами. В процентном соотношении, более 70% осетинского населения Триалетии было изгнано из региона, а остальная часть находится в постепенном ассимиляционном процессе. По некоторым данным на сегодняшний день в Боржомском районе из осетин остались лишь несколько семей, разбросанных по всему региону. В Хашурском районе оставшееся осетинское население также разбросано и находится в стадии ассимиляции из-за отсутствия осетинских школ в регионе. Численность осетин по некоторым данным там от силы достигает до 400 человек.
Процессы интенсивной "грузинизации" имели и имеют место на всей территории Грузии - в селах, где население являлось смешанным или в крупных городах. Одним из образцов подобных процессов является решение Хашурского райисполкома Совета народных депутатов №296 от 26 мая 1990 г., когда по просьбе жителей двух осетинских сел было дано разрешение огрузинить их фамилии и считаться грузинами. Исходя из фактов повсеместного давления со стороны грузинского руководства и населения, жители этнически анклавных районов, где проживают осетины, греки, армяне, азербайджанцы, в целях безопасности и обеспечения нормального развития своих будущих поколений, часто идут на подобные шаги, считая, что их дети и внуки путем быстрой ассимиляции и грузинизации в будущем добьются большего, чем их родители - осетины, армяне или азербайджанцы, проживающие в стране, где ущемление прав негрузинских этнических элементов на сегодняшний день является повсеместным и естественным явлением. Этот процесс официальная грузинская сторона толкует по-своему. Ассимиляционные процессы негрузинских народов, в стране называя "возвращением бывших грузин к своим грузинским корням". Иными словами, все армяне, осетины, греки и многие азербайджанцы для грузинского руководства в общем контексте являются бывшими грузинами, и для того, чтобы стать полноправным членом грузинского социума они должны интенсивно интегрироваться в нее путем деэтнизации и полной грузинизации. Одновременно, те, которые не захотят стать полноправной частью грузинского общества, могут покинуть страну.
Согласно материалам всеобщей переписи населения Грузии 2002 г., число осетин в Триалетии, включая города Гори и
В частности, после заявления президента ЮОР Э. Кокойты в 2005 г., где он сказал следующее: "Я считаю себя ответственным за каждого осетина, где бы он ни жил". Осетинское сельское население, проживающее в Грузии, на сегодняшний день с большой надеждой смотрит на руководство республики Южная Осетия (6), не смотря на то, что публично говорить о своих надеждах они боятся, опасаясь мести со стороны грузинских властей. Такое отношение действительно обязывает ко многому. Иными словами, основная часть осетинского населения, по иронии судьбы до сих пор проживающего на территории Грузии желает переселиться в Южную Осетию. Они своим трудолюбием и верой в светлое будущее независимой республики будут способствовать ее укреплению.
Исходя из вышесказанного, становится ясно, что требования международных правозащитных организаций и руководства Грузии по вопросам возвращения беженцев как первого шага к урегулированию конфликта является не только бессмысленными, но и фактически возвращают предвоенную этнополитическую ситуацию. Подобный подход наверняка станет губительным не только для десятков тысяч осетин-беженцев из Триалетской Осетии и Кахетии, но и поставит под вопрос выносливость военно-экономического потенциала республики Южная Осетия.
Осетины Кахетии
Осетины Кахетии, как и их соплеменники в Триалетской Осетии, в начале грузино-осетинского конфликта также подверглись массовым гонениям, грабежу и убийствам. Однако в отличие от осетин Триалетии, которые находились в самом центре Грузии, осетины Кахетии проживали разбросанно и не рассматривались для властей страны в качестве первичной угрозы. В Кахетии, где в 1989 г. насчитывалось около 25 сел с осетинским населением, на сегодняшний день остались 9. Эти села в основном разбросаны в Ахметинском (4 села), Телавском (1 село), Кварельском (1 село) и в Лагодехском (3 села) районах Кахетии. Численность осетин края на сегодняшний день составляет около 3000 человек, в основном пожилые люди и семья, которые не решаются оставить дома и имущество. Дело в том, что даже за мизерную центу осетины Ахметинского района не могут продать свои дома и участки - нет покупателей. Грузины в свою очередь, как говорят местные осетины, их не покупают - ждут, пока со временем, владельцы их просто оставят и уйдут. Многие осетины из селений Панкисского ущелья после прихода беженцев из Чечни, из-за невыносимой социально-политической обстановки забросили десятки домов и уехали.
В Ахметинском районе осетинскими селами являлись Корети, Цинубани, Думастури и Квемо-Халацани. В Квемо-Халацани и в Думансури осетин практически не осталось - в каждом селе 5-6 семей. В Цинубани и в Корети осетин примерно 200-230 человек, это соответственно 30% и 40% человек от общей численности селений. В Лагодехском районе одним из самых больших селений по состоянию 1989 г. являлось осетинское село Арашперани, численностью около 1000 жильцов. На сегодняшний день численность осетин сократилось почти наполовину. Здесь, до последнего времени, действовала 6-летная осетинская школа, которая была отремонтирована из бюджетных средств республики и Фондом "Открытое общество - Грузия" в 2005 г. Грузинская сторона активно пропагандировала эту акцию в своей внешней политике, заявляя при этом, что у осетин Грузии меньше проблем по сравнению с осетинами Южной Осетии. Одновременно, по телевидению и в газетах пропагандировалось, что осетины активно участвуют во всех аспектах политической, социальной и экономической сферы. При завершении ремонта, на площади школы села Арашперани был установлен памятник осетинскому поэту Коста Хетагурову, на открытии которого присутствовал сам
На открытие памятника 21 октября 2005 г. были приглашены представители дипломатического корпуса страны, министр культуры и множество гостей из за рубежа, а также осетинские организации Тбилиси, которые при любом удобном случае для показа "грузинской лояльности и беспрецедентной демократии в стране" уже несколько раз приводили факт ремонтирования осетинской школы грузинской стороной. В связи с этим необходимо отметить, что идентичный памятник Коста Хетагурову, поставленный в 1959 г. на дворе той же школы в годы грузино-осетинского конфликта был взорван по приказу тех же грузинских властей.
Однако обманчивость мифа о лояльности к осетинскому народу в Грузии и демократичности руководства Саакашвили не заставило себя ждать: сразу же после официального и шумного открытия единственной осетинской школы Лагодехского района в течение 3-х месяцев, "из-за численного превосходства учеников-грузин села" осетинская школа была преобразована в грузинскую (8). Необходимо отметить, что это действие соответствует грузинской школьной политике по отношению к негрузинским школам страны. Подобное совершается и сегодня в Самцхе-Джавахке, в Квемо-Картли в Мегрелии и т.д.
В Лагодехском районе осетины проживают также в селе Болкви (Квемо-Болокви), где насчитывается до 400 осетин и в населенном пункте Пона, где по некоторым данным остается до 300 осетин. В этих двух селах до событий 15 летней давности действовали осетинские школы. В селе Пона она действовала с перерывами до 2002 г., когда по указанию из Тбилиси школа была закрыта на ремонт сроком на 2 года, затем была открыта уже в качестве грузинской. Несколько осетинских семей также проживают в райцентре Лагодехи. В Теласком и Кварельском районах есть по одному осетинскому селу, в отличие от теласвкого, о котором нет никаких сведений, в Кварели осетинским селом называют поселение Цицванаантсеби. Ее сегодня таковым только называют, ибо более половины ее прежних жильцов покинуло село еще в 1990-х гг. В селе, в основном, проживают беженцы-грузины. Численность осетин здесь колеблется от 200 до 230 человек. Село в 1980-х гг. XX столетия было большим. Здесь в 1967 году создали эфиромасличное заводское хозяйство. Осетинское население с началом конфликтов в Абхазии и в Южной Осетии до последнего момента писало письма о помощи к грузинскому руководству. Осетинское население села так и не поверило, что грабеж, убийство мирного населения и попытки выселить осетин имели за ранее спланированный и государственный характер.
Оставшиеся осетины Цицванаантсеби в 2005 г., когда их земельные участки были полностью арендованы грузинами из соседних селений, написали жалобу президенту страны с просьбой исправить это недоразумение, однако их письма до сегодняшнего дня остаются без ответов. Многие журналисты и члены правозащитных организаций называют Цицванаантсеби, как и соседнее бывшее осетинское село - призраком. Десятки домов были ограблены и сожжены. Основная часть грузинского населения не желает возвращения осетинской этнической группы в регион. Местное руководство, несмотря на внешнеполитическую пропаганду страны, до сих пор создает множество социально-экономических трудностей для оставшегося осетинского населения страны. Факты массового захвата земельных пастбищ, домов и различного имущества имеют повседневный характер.
Неопровержимым фактом вышеуказанного является оценка состояния осетинского этнического меньшинства в Грузии со стороны юго-осетинского отделения фонда Сороса, который профинансировал исследование социально-экономического положения осетин в Грузии. Проводившие исследования эксперты констатировали следующее: "Демократическая Грузия предлагает только один путь решения проблем, связанных с осетинским населением - полная и безоговорочная ассимиляция" (9). Интересное то, что даже фонд Сороса, который фактически способствовал приходу к власти правительства М.Саакашвили, отмечает губительную ситуацию осетинского этнического меньшинства в Грузии.
Официальная грузинская сторона периодически устраивает "театральные представления" о великолепной жизни осетин в стране, активно финансируя западных журналистов, которые представляют Грузию островком демократии в море тоталитаризма. Осетинский вопрос, при этом, представляется как конфликт между Москвой и Тбилиси. Подобную атмосферу также создают расположенные в Тбилиси так называемые осетинские объединения и ассоциации, которые со своими периодическими заявлениями не перестают восхвалять "демократические победы М. Саакашвили".
Таким образом, можно констатировать, что официальная политика Тбилиси по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам, несмотря на "революцию роз", не только не понесла кардинальных изменений, но подчистую стала более агрессивной и нетерпимой.
Тбилисские осетины
Сегодня, исходя из "доброжелательной" официальной политики Грузии в отношении осетин, в Тбилиси быть осетином или иметь осетинские корни стало модно, если ни сказать большего. Как правило, в Тбилиси есть огромное количество высокопоставленных чиновников, руководителей общественно-политических или культурных руководителей, которые гордятся "своей осетинской кровью" и уверены, что "осетины и грузины должны жить в едином государстве, как это было испокон веков". В действительности же основная масса так называемых осетин Тбилиси не только не владеет осетинским языком и находится в неведении об осетинской культуре и быте жизни, но и во многих случаях осетинское происхождение имеет лишь политическую выгоду, как для себя, так и для государственной политики в целом. Иными словами, показную политику "лояльности и дружелюбности к осетинам" ведет не только государственная, но и общественная этила Грузии. В свою очередь, отметим, что численность осетин Тбилиси, согласно общегрузиснкой переписи населения 2002 г., составило чуть больше 13.000 человек. Как было отмечено ранее, численность осетин страны завышена, но какова реальная численность осетин в столице?
Дело в том, что большое количество осетинского населения, из-за известных причин, покинуло столицу еще в 1990-х. С началом XXI века поток осетин из Тбилиси не стихает и продолжается до сих пор. В Тбилиси действует одна осетинская школа, но как выясняется, она просто называется осетинской, поскольку с 2004 г. основным преподавательским языков в ней является грузинский. Реальную численность осетин в столице, исходя из политики официального Тбилиси, сказать трудно: она колеблется с 5000 до 7000 человек, однако около половины тбилисских осетин не знает языка и традиции, считает себя грузином, имеющего осетинские корни.
Иным важным фактором в грузинской политике по отношению к осетинам являются осетинские организации Тбилиси. Одна из самых влиятельных и многолюдных является ассоциация осетин Грузии "Фсымарон" (Братство), которая входит в состав общегражданского движения "Многонациональная Грузия". Движение, как и ассоциация осетин, была создана спецслужбами Грузии и на сегодняшний день играет роль "пятой колонны" в закулисной этноконфессиональной политике Грузии, которая основана на выдавливании и ассимиляции этнических и религиозных меньшинств страны.
Ассоциация осетин Грузии "Фсымарон", имея главенствующую роль в общественно-культурной жизни осетин Тбилиси, была основана в 1998 г. на базе распавшегося общества осетин "Фсымарон". Руководителем ассоциации до сегодняшнего дня является Гаглоев Тенгиз Валентинович, родившийся в Цхинвале в 1937 году (10). В разные годы он занимал руководящие должности на рыбоводно-производственных предприятиях Грузии. Неоднократно обвинял югоосетинское население в "сепаратизме", забывая истинные причины отделения своих же соплеменников. На сегодняшний день, ассоциация Т. Гаглоева во внешней политике страны представляется как посредник "в укреплении доверия и дружественных отношениях между грузинским и осетинским населением" (11), тем самым, имея не последнюю роль в переговорном процессе. Он также является одним из инициаторов заявления 2004 г. о том, что "гражданам Грузии необходимо создать общий язык", как гарант развитого и сплоченного общества, где нет места сепаратизму и отделению на этнической почве (12). Сейчас, когда идет попытка легитимизации альтернативного правительства Южной Осетии Д.Санакоева, ассоциация осетин всячески начнет проявлять себя в этом плане.
Иными словами, осетинская общественно политическая организация "Фсымарон", являясь членом общегражданского движения "Многонациональная Грузия", как и все члены движения, преследует цель интенсивным образом способствовать государственной политике выдавливания и ассимиляции, являясь инструментом спецслужб тоталитарного и шовинистического государства под названием Республика Грузия.
Список ссылок
1. http://southosetia.chat.ru/ru_histo.html
2. Осетия Алания Аланы Владикавказ
3. Цуциев А.А., Атлас этнополитической истории Кавказа (1774-2004). М.: "Европа", 2006. - с. 63.
* Общая численность осетин, проживающих вне Югоосетинской автономной области, по данным переписи 1989 г. достигало около 98.800 человек
4. http://www.osetia.su/knigi/EtChis/1.htm
5. http://www.kavkaz-uzel.ru/docstext/docs/id/1015920.html
6. http://www.yoo.ru/sport/sp009.html
7. www.regnum.ru/news/532170.html
8. http://www.iryston.ru/16-12-2006.htm
9. http://www.yoo.ru/sport/sp009.html
10. http://newsportal.com.ru/item/29/26573
11. www.regnum.ru/news/562597.html
12. http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2004/01/m17701.htm