Как ранее сообщалось, 6 июня в Москве состоялось обсуждение подготовленного Министерством экономического развития и торговли России и согласованного с Минфином РФ проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля)". Слушания по данному законопроекту по просьбе МЭРТ были организованы совместно Общественной палатой РФ и Советом при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. По итогам слушаний принято решение продолжить обсуждение с части предлагаемых поправок в Налоговый кодекс РФ.

Как пояснил ИА REGNUM член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, профессор, доктор экономических наук Александр Аузан, Министерство экономического развития подготовило свои предложения в рамках работы по реализации среднесрочной программы Правительства РФ, в которую входит блок, посвященный содействию развитию институтов гражданского общества, в частности, путем улучшения налоговых условияй для некоммерческого сектора.

Комментируя содержащиеся в законопроекта предложения по облегчению налогового бремени ряда категорий некоммерческих организаций, особенно работающих в сфере социальной поддержки и благотворительности, он оценил их как "осторожные".

"Вопреки опасениям, в тексте законопроекта нет конструкции, при которой налоговые льготы обменивались бы на отказ от политической деятельности. В целом предлагаемые поправки вряд ли что-то радикально изменят в жизни некоммерческого сектора, но их все-таки следует пристально изучить, - пояснил он. - В налоговых отношениях дьявол всегда прячется в мелочах. Этот вопрос требует аптекарской точности. Нужно очень тщательно отслеживать каждую запятую, сопоставлять Налоговый кодекс с действующими инструкциями и с практикой".

"Мы хорошо представляем себе как надо было бы строить систему налогообложения третьего сектора, - продолжил Александр Аузан, - но Министерство финансов не всегда готово идти на масштабные изменения. Иногда оно дозревает до точечных изменений. В 2001 году удалось отменить некоторые статьи Налогового кодекса, которые были обременительны и технически неисполнимы для НКО, а в 2005-м внести поправки в 251 статью Налогового кодекса "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Это результат работы не только с верховной властью, но и непосредственно с ведомствами".

"Предлагаемые изменения, несомненно, позитивны, но напомню, что это происходит на фоне действия 18-го закона (Федеральный закон от 10 января 2006 г. № 18-ФЗ, которым были внесены изменения в законодательство о некоммерческих организациях - прим. ИА REGNUM). Я продолжаю настаивать, что этот закон плох, - отметил Аузан. - Мы вряд ли можем говорить об улучшении законодательного климата в некоммерческом секторе, пока действует нынешняя редакция этого закона, которая создала большие трудности для НКО в регистрации, перерегистрации, проверках, отчетности и т.п.".