Официальный Степанакерт может "в ультимативной форме" потребовать включить Нагорный Карабах в переговорный процесс по урегулированию конфликта. "Нагорный Карабах всегда стремился быть участником переговоров. Я не исключаю, что мы поставим этот вопрос в ультимативном порядке", - об этом 7 июня, после встречи в Ереване с сопредседателями МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию, заявил журналистам президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян.

Он вновь подчеркнул, что нынешний формат переговоров Армения-Азербайджан "деструктивен и нереалистичен". По его словам, Карабах проявил терпимость к этому формату в надежде на то, что Азербайджан сможет легче обсуждать с Арменией вопросы, которые не мог обсудить с НКР. "Не так важно, кто участвует в переговорах, важен результат", - отметил Гукасян, добавив, что надежды не оправдались, о чем свидетельствуют заявления руководства Азербайджана.

"Мы надеялись, что в ходе переговоров с Арменией, Азербайджан проявит более конструктивный подход, и не будет гоняться за формальными вопросами. Жизнь доказала, что этого не произошло и в этих условиях, я считаю, Нагорный Карабах имеет право так поступить", - обосновал свою позицию президент.

Он также сообщил некоторые подробности встречи с сопредседателями Минской Группы ОБСЕ 7 июня. "Если Азербайджан говорит о статусе Карабаха в составе Азербайджана, считаю, что в таком ключе проводить переговоры бессмысленно", - отметил Гукасян. Оценив позицию Азербайджана как деструктивную, глава НКР отметил, что Баку действует по принципу "не хочу по частям, хочу все и сразу". По его словам, Азербайджан использует нынешний формат в пропагандистских целях и пытается доказать миру, что Армения - агрессор. "Азербайджан занимается пропагандой, а не урегулированием конфликта. А это означает, что участие Армении в переговорном процессе без Нагорного Карабаха становится бессмысленным", - отметил Гукасян.

Что касается оптимизма посредников относительно возможности урегулирования конфликта, президент НКР уверен, что "посредники всегда должны проявлять оптимизм, в противном случае результата не будет". Вместе с этим, по мнению Гукасяна, сопредседатели не считают судьбоносной предстоящую встречу президентов в Петербурге.

Комментируя заявление американского сопредседателя МГ ОБСЕ Мэтью Брайзы, президент вновь подчеркнул, что до решения вопроса статуса, Карабах не будет обсуждать другие вопросы, однако отметил, что они остаются на повестке и обсуждения их нельзя избежать. Он мотивировал подобную позицию тем, что именно статус является причиной конфликта, а все остальные вопросы - следствие оного.

Гукасян уверен, что сопредседатели понимают логичность позиции Карабаха. "Объективно, именно Азербайджан начал войну, проиграл, и создался нынешний статус-кво. Пытаться игнорировать создавшееся положение вещей и руководствоваться абстрактными формулами попросту нереально". При этом он отметил, что любые переговоры предполагают готовность сторон идти на уступки, а вот степень уступок должна быть определена за столом переговоров, причем уступки НКР непосредственным образом связаны с уступками со стороны Азербайджана. "Мы не откажемся от своей позиции, не откажемся от независимости", - подчеркнул Гукасян. Он отметил, что Карабах готов на переговорах обсуждать любой вопрос, вплоть до статуса. "Мы могли бы сказать, что все уже решили для себя и отказаться от обсуждения этого вопроса. Но нам важно признание, и в первую очередь со стороны Азербайджана", - заявил Гукасян.

Отвечая на вопрос о том, насколько отвечает интересам НКР пакет предложений, который сейчас на столе переговоров, Гукасян отметил, что не придерживается максималистской позиции "обсуждать только то, что в интересах Нагорного Карабаха". "Часть обсуждаемых вопросов входит в круг интересов Азербайджана. Но мы не можем выражать недовольство повесткой, потому что обсуждаются и интересующие нас вопросы", - отметил президент, напомнив формулу "прав тот, кто ведет переговоры, и не прав тот, кто отказывается участвовать в них". В то же время он отметил, что нынешний формат создает ложное представление равнодушия Карабаха к переговорам. Это ложное представление, и последнее слово - за народом Нагорного Карабаха", - резюмировал Аркадий Гукасян.