"Балтийский форум" разобрался, что мешает российскому транзиту в Латвии
Латвия, 27 мая, 2007, 13:11 — ИА Регнум. Третья и последняя сессия прошедшей в Риге 25 и 26 мая 12-й международной конференции "
По словам директора Департамента транзита
Андрис Малдупс подробно остановился на состоянии дел и потенциальных возможностях портов в Риге, Вентспилсе и Лиепае. Например, в сфере контейнеров большие свободные мощности имеются в Лиепайском порту, чем, по словам директора департамента, уже заинтересовались ирландские инвесторы, которые рассматривают возможности развития здесь контейнерного терминала. Как подчеркнул Малдупс, Латвия теряет и уже потеряла большую часть российского экспорта энергоресурсов, особенно металлов, что связано с политикой России по переориентации грузопотоков на собственные порты: "В такой ситуации мы должны искать новые возможности и ничего другого пока правительство не может сделать, как только стараться улучшать предпринимательскую среду. И одна из сфер улучшения этой среды для сектора логистики - это таможенные и налоговые возможности. Мы очень тесно работаем с Ассоциацией по логистике и таможенными структурами: разработали некоторые предложения, которые одобрены правительством. Есть возможности выпуска товаров для свободного обращения в Латвии с уплатой лишь таможенной пошлины. Суть в том, что, если идёт большой грузопоток по суши из России или Китая в Европейский союз, их можно привезти на латвийские склады, выпустить в свободное обращение и затем торговать по всему Европейскому союзу, не платя налога на добавленную стоимость. То есть сэкономить примерно 18-21% от стоимости грузов".
Кроме того, по словам представителя Минсообщений, Латвия предлагает услуги по сборке продукции: "Например, если в ЕС импортируется велосипед, то таможенная пошлина составляет 15%. А если импортируются составные части, то это только 5%. И, учитывая расходы на сборку, примерно 3-5% от стоимости товара, можно сэкономить примерно 5-7% от его стоимости. Для оптовых торговцев это уже хорошая прибыль". В качестве практического примера Малдупс привел создающийся в Елгаве завод грузовиков "ЗИЛ". Что касается нынешнего состояния сотрудничества с Россией по вопросам транзита, то, на взгляд директора транзитного департамента, либо восточный сосед забыл о странах Прибалтики, либо специально проводится политика, выталкивающая их из этой сферы: "Явная разница проявляется в тарифах на железной дороге в России. С конкретной станции Ново-Ярославская до Санкт-Петербурга - 834 километра при ставке 18 долларов, почти такая же дистанция до границы Латвии - 46 долларов. То есть тариф в два с половиной раза больше. Как грузовладелец может выбрать направление на Латвию, если ему в два с половиной раза нужно платить больше, хотя заинтересованность в латвийских портах есть? Другой пример. В начале этого года вышло распоряжение
Латвийских коллег успокоил и обнадёжил первый вице-президент и руководитель направления по работе с правительственными и государственными организациями ЗАО "
По словам Юргенса, разработка Штокмановского газового месторождения с одновременным строительством завода по сжижению газа с ориентацией на северо-американский рынок тоже на некоторое время заморожена: "Размышляют о том, куда всё-таки этот газ поставлять? Поэтому я не думаю, что эти отвлечения на северо-американский рынок затронут Балтию, которая по-прежнему будет одним из интересных и ключевых направлений. Стремительное освоение южного маршрута тоже имеет свои определённые сложности: мы знаем о судоходстве через Турцию, мы пытаемся эти узкие места расширить, нефтепровод "Бургас - Александрополис" мы всё-таки, как я понимаю, запускаем после долгих лет. И Балтийскую трубопроводную систему мы сейчас тоже модернизируем. Тем не менее по-прежнему ситуация с распределением грузопотоков между российскими и прибалтийскими портами остаётся такой, какова она есть. Конечно, заявление первого вице-премьера Иванова нельзя игнорировать. Он выразил правильный вектор: нам надо заполнять собственные мощности, нам надо строить собственные порты, надо увеличивать занятость в этом регионе. Так называемое Ленинградское чудо: темпы роста Ленинградской области и Санкт-Петербурга вселяют, безусловно, и гордость и чувство удовлетворения тем, как бурно развивается этот регион. Но 30 млн тонн перевалки в Санкт-Петербурге - это, пожалуй, экологический предел этого города, потому что порт находится в его центре. То есть небольшая, не дай бог, какая-то катастрофа или разлив - это действительно будет серьёзная вещь. Поэтому и Усть-Луга, и Приморск, и все остальные, помимо того что замерзают, они имеют и определённые ограничения. Они будут работать, переваливать очень много и нефти, и других грузов, но этим не ограничивается наша там деятельность. И 26 портов Балтии, включая латвийские, будут очень интересным местом и найдут себе загрузку". Правда, при этом Юргенс признал, что он не специалист в области транзита, но готовился к этому выступлению: "Мне специалисты сказали, что даже после "
Заметим, как уже сообщало ИА REGNUM, по данным Центрального статистического управления Латвии, в первом квартале текущего года объём переваленных грузов в Вентспилсском порту составил 7,8 млн тонн, что на 7,2% больше, чем за тот же период прошлого года. В свою очередь в Лиепайском порту - 1 млн тонн, что на 1,5% меньше, чем в первом квартале 2006 года. Но, возможно, в распоряжении господина Юргенса были какие-то другие цифры. Весьма радужной ему кажется перспектива и в сфере сотрудничества с Латвией по поставкам газа: "Вчера мы много говорили о северном трубопроводе. Я думаю, что здесь у нас открываются довольно серьёзные возможности после подписания пограничного договора (...) и при правильном импульсе в двусторонних политических отношениях. Ответвление на Латвию от Североевропейского газопровода с целью использования и Инчукалского подземного газохранилища, а также пока предполагаемого, но уже всё-таки изучаемого Добельского аналога, это, как мне кажется, очень интересный перспективный путь. В этой связи я считаю знаковым апрельское интервью премьер-министра Латвии (
По словам Юргенса, сотрудничество в этой сфере не заканчивается "Газпромом": "Перспектива сотрудничества в газовой области имеется также и в строительстве состоящей из шести блоков ТЭЦ мощностью до 3 600 мегаватт, которая работала бы на природном газе. Это изучаемый вопрос. Во-первых, это покрыло бы полностью латвийский дефицит и Латвия превратилась бы в достаточно крупного экспортёра: она охватила бы не только прибалтийский рынок, но и скандинавский, который связан с сетями Латвии и Эстонии через только что введённый в эксплуатацию, проложенный по дну Двинского залива кабель. Строительство ТЭЦ являлось бы той самой надстройкой над транзитной отраслью, которая значительно стабилизировала бы все наши политические шараханья, и сделало бы нас взаимозависимыми друг от друга. Полемика тут довольно острая. Все мы знаем, что есть проект совместно с Литвой, Польшей и Эстонией по созданию новой атомной электростанции в Литве, после того как закроется Игналина. Но АЭС реально может быть сооружена только к 2015 году, а последний второй блок Игналины будет остановлен по требованию Европейского союза в 2009 году. В случае же ТЭЦ при условии поэтапного введения в строй блоков первый из них сможет быть запущен в 2010-2011 годах". Как отметил представитель "Ренессанс Капитал", мотивация сторонников АЭС в большей степени имеет не экономический, а политический контекст: "Тут я могу сослаться на последнюю статью Арманда Кумпаниса "Энергетический коктейль: атомная отрасль в энергетической политике Латвии". В журнале "Балтийская мозаика" он признаёт, что Латвии нужна атомная станция, так как она может обеспечить энергетическую независимость страны. Однако дальше цитата президента Академии наук: "Решение должно быть именно политическим"".
Участником и почётным гостем форума был посол Российской Федерации в Латвии Виктор Калюжный. Как уже сообщало ИА REGNUM, 25 мая во время встречи с парламентской комиссией Латвии по иностранным делам дипломат заметил, что зачастую проблемы с транзитом связаны не с политикой, а конкретными техническими вопросами. Корреспондент ИА REGNUM попросил посла прокомментировать замечание Игоря Юргенса, что "все ограничения были в политической сфере". "Надо разделять то, о чём он говорил, - пояснил Калюжный. - Если это вентспилсское направление, то здесь можно вести речь о политике. А всё остальное - в основном технические проблемы. Нужно строить и модернизировать пути сообщений, реанимировать пограничные переходы, создавать привлекательные условия для транзита по контейнерам и так далее. Нужно реформировать и укрепить железную дорогу, повысить скорость передвижения составов. Конечно, в любом случае отделить политику от экономики или экономику от политики нельзя и мы об этом всё время говорим и с этим соглашаемся. Но выделять политику как противодействующий фактор я бы не стал".
В свою очередь, как следует из вступления участника сессии - председателя правления общества "Балтийская ассоциация - транспорт и логистика", экс-министра иностранных дел Латвии
По словам экс-министра, его ассоциация готова и уже активно принимает участие в диалоге со всеми участниками транзитной отрасли страны и отстаивает интересы отрасли перед чиновниками и государственными компаниями. В то же время, как подчеркнул Юрканс, многое зависит и от взаимоотношений Латвии с Россией: "Ассоциация провела исследование транзитной отрасли Латвии, в основе которого мнения лиц, занимающихся этим бизнесом многие годы. При этом 80% участников исследования в качестве фактора, способствующего или препятствующего развитию транзита в Латвии, назвали именно латвийско-российские взаимоотношения. Большинство респондентов оценили наши взаимоотношения как плохие, в то же самое время 86% представителей транспортной отрасли Латвии сочли, что после подписания латвийско-российского пограничного договора отношения между обеими странами должны улучшиться. В целом 90% участников опроса считают географическое положение Латвии выгодным для развития транзитной отрасли и рассматривают наличие соответствующих договорённостей с Россией как необходимое условие успешного транзита в Латвии. Наряду с этим отмечено отсутствие в Латвии интереса к транзиту на государственном уровне. Особо выделена политизация отрасли и плохие отношения с Россией". Но жизнь, по словам Юрканса, не стоит на месте: "К моменту презентации нашего исследования пограничный договор между Россией и Латвией был уже подписан и нам остаётся только надеяться, что он будет ратифицирован и в России. А следовательно, препятствий для совместного решения проблем транзитной отрасли и развития проектов на региональном уровне становится всё меньше. Главное, чтобы амбиции и личные интересы отдельно взятых политиков не загоняли в тупик целую отрасль народного хозяйства".