В рамках сессии ЭСКАТО ООН состоялась презентация концепции создания казахстанского энерго-транспортного коридора
Казахстан, 22 мая, 2007, 09:43 — ИА Регнум. В Алма-Ате в рамках 63-й сессии экономической и социальной комиссии
Презентацию провел помощник Президента Республики Казахстан Серик Буркитбаев. Основная идея концепции - создание в Казахстане объединенного энерго-транспортного коридора мирового класса (ЭТК) с целью закрепления за республикой основного транзитного маршрута между Европой и Азией, как более конкурентоспособного по расстояниям и экономике по сравнению с другими возможными маршрутами. Формирование энерго-транспортного коридора представляет логический и экономически наиболее целесообразный вариант системного подхода к реализации энергетических и транспортных проектов в виде объединяющего их энерго-транспортного суперпроекта ЭТК.
В настоящее время в структурах Казахстанского холдинга по управлению государственными активами "Самрук" начато и ведется проектирование и строительство отдельных объектов такой инфраструктуры по линии Восток - Запад (нефтепровод, газопровод, оптическая волоконная связь, линии электропередач, автомобильная и железная дороги). Холдинг имеет возможности завершить в 1 полугодии 2007 г. выработку единой технологической и экономической политики по комплексному проектированию, строительству и эксплуатации указанных видов магистральных систем. Проектными институтами холдинга проведена предварительная оценка экономической эффективности интеграции в одном коридоре газопровода и железной дороге на участке Актау - Бейнеу - Бозой - Южный Казахстан (с выходом на Китай по "южному маршруту"). Выбор согласованного маршрута и объединение проектов строительства и последующей эксплуатации дадут существенное улучшение экономики проектов. При этом обоснованы перевод на электрическую тягу всей железнодорожной трассы и замена газовых компрессоров трубопровода на электрические. Подобное решение, в свою очередь, требует пересмотра программ включения энергосистемы Западного Казахстана в общеказахстанскую сеть.
Строительство ЭТК через южные энергодефицитные районы страны позволит одновременно решить весь комплекс их основных проблем, включая обеспечение энергонезависимости, создание условий для развития ряда энергоемких производств и улучшить занятость местного населения. При этом будет обеспечена доставка в эти районы своего казахстанского газа, хозяйственное использование в полном объеме имеющихся здесь ресурсов и ввод в эксплуатацию новых энерго- и теплогенерирующих мощностей. Осуществится создание единой замкнутой энергетической системы страны с резервированием перетоков энергии в направлениях Север-Юг, Запад-Юг и Восток-Юг, говорится в концепции.
Интеграция существенно улучшит экономику отдельных проектов, делает выгодным строительство, вместо сервисных маломощных автодорог, ЛЭП и кабелей связи, - полномасштабных магистральных линий, имеющих самостоятельное транзитное значение. Будет построена общая социальная инфраструктура - целая сеть совмещенных благоустроенных населенных пунктов вдоль магистралей, вблизи которых компактно расположатся насосные и компрессорные стации, железнодорожные станции, логистические узлы. Будут созданы основные транспортно-логистические узлы на российской, китайской, центрально-азиатских границах, на Каспийском побережье. Таким образом, энерго-транспортный коридор (ЭТК) будет являться ключевым элементом транзитной магистрали Европа - Азия и основой национальной транспортной инфраструктуры Казахстана, говорилось на презентации.
В презентации приняли также участие директор департамента транспорта и туризма ЭСКАТО Бери Кейбл и Постоянный представитель Казахстана при ООН, по совместительству Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Республике Куба Бырганым Айтимова.