"Государственный террор" или "адекватные меры": Киргизия за неделю
"Без митингов как-то скучно стало - то ли дело было весной, адреналин в крови играл", - лениво потягиваясь, сообщил один из депутатов в разговоре с корреспондентом "Комсомольской правды в Кыргызстане". Политическая жизнь в Киргизии за последние несколько недель утратила уже привычный накал. Впрочем, штиль не наступил - на прошедшей неделе киргизские СМИ обсуждали, главным образом, две темы - беспорядки в Кемине и прошедший в селе Байтик курултай.
"Суд, домашний арест, предъявление обвинений по трем статьям Уголовного кодекса и слухи один краше другого" - с этим пришлось столкнуться дочери бывшего президента Киргизии.
"Все находится под контролем, и никаких эксцессов не должно случиться", - так охарактеризовал ситуацию в родовом селе первого президента республики руководитель аппарата Чуйской областной государственной администрации Алыбек Маделиев. По информации "Вечернего Бишкека", чиновник "полностью опровергает информацию о росте в Кеминском районе". Как напомнила свои читателям "Комсомольская правда в Кыргызстане", события в Кемине были вызваны тем, что именно там в парламент должна была баллотироваться дочь экс-президента страны Бермет Акаева. "Однако в самый последний момент Верховный суд страны постановил снять Акаеву с предвыборной гонки. Основание - несоблюдение ценза оседлости". Пока суд принимал решение - силы правопорядка оцепили суд. "Суд заседал около двух часов и вынес краткое решение, согласно которому Бермет Акаеву
Сторонникам Акаевой решение суда не понравилось - в результате в зале была поломана мебель, разбиты стекла. Бермет Акаевой были предъявлены обвинения по трем статьям Уголовного кодекса: "Воспрепятствование осуществлению правосудия", "Неуважение к суду", а также "Похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие документов, штампов, печатей". На данный момент, по информации "Вечернего Бишкека", Бермет Акаева взята под домашний арест. "Дочь бывшего президента не имеет права выезжать за пределы Бишкека, должна находиться дома с 22.00 до 6.00 и не разговаривать с потерпевшими, а также свидетелями групповых беспорядков".
Жители Кемина, обещавшие Бермет проголосовать против всех, так и сделали. По информации "Комсомолки", если ближайший претендент набрал более 4 тысяч голосов, то в графе "против всех" поставили галочку более пяти тысяч кеминцев. "В итоге ЦИК был вынужден признать выборы по Кеминскому округу несостоявшимися. Правда, есть большая вероятность того, что под давлением властей суд может отменить это решение Центризбиркома". (Подобное развитие событий вряд ли устроит тех, кто не хотел допустить, чтобы дочь экс-президента, бежавшего из Киргизии в результате "тюльпановой революции", попала в парламент республики, получила депутатскую неприкосновенность и возможность беспрепятственно высказываться с трибуны. После решения суда и признания выборов несостоявшимися Акаева вновь может принять участие в выборах, а вот ее конкуренты, участвовавшие в выборах - уже нет. Прим. ИА REGNUM).
Впрочем, как стало известно "Московскому комсомольцу", сама Бермет Акаева с обвинениями не согласна. "Да, в зале заседаний суда были разбиты окна, поломано несколько скамеек, но все это явилось следствием паники, возникшей в ответ на действия правоохранительных органов. Милиция предприняла попытку штурмовать здание суда. Когда с улицы раздались крики, что привезли газовые и шумовые спецсредства, одни люди полезли в окна, другие пытались забаррикадировать вход в зал скамейками, стульями, соорудили целую "пирамиду", которая потом рухнула. Естественно, не обошлось без битого стекла и поломанной мебели, но на массовые беспорядки это не тянет".
Разошлись в оценках произошедшего проправительственные и оппозиционные издания. "Московский Комсомолец в Кыргызстане" взял интервью у несостоявшегося кандидата. "Во время суда в Кемине находились несколько сот силовиков, около 15 автобусов с сотрудниками правоохранительных органов, две спецмашины МВД. Не многовато ли на одну женщину-то? Как полагаете, действия властей были адекватными?" - задает вопрос издание. "То, что происходило в нашем районе, больше похоже на государственный террор, нежели на адекватные меры. Солдаты, тяжелая техника, ГАИ - создавалось впечатление, что район находится в осадном положении. Я уже не говорю о том шквале вызовов людей на допросы, который последовал после 24 апреля. Мало того, милиционеры предпринимали попытки захвата людей в их собственных жилищах: дом окружали, чтобы взять человека и доставить его на допрос, когда по закону для этого достаточно повестки. Похожая ситуация сохраняется и по сей день. В Кемине не покладая рук, без выходных (даже майские праздники они встретили "ударным трудом") работает огромная следственная группа, людей продолжают вызывать на допросы, угрожают, оказывают психологическое давление".
В свою очередь, "Вечерний Бишкек" предоставил возможность высказаться представителям власти - те все обвинения опровергли. "Что касается якобы массовых арестов, то, по словам руководителя аппарата Чуйской облгосадминистрации Алыбека Маделиева, они не вмешиваются в работу правоохранительных органов. Но все равно ясно одно: беспорядки, сопровождавшиеся погромами, угрозами жизни людей, порчей имущества и документов действительно имели место во время судебного заседания в Кеминском райсуде. "Не надо преувеличивать и заявлять, что в ту ночь здание Фемиды было оцеплено чуть ли не 600 бойцами ОМОНа, - призывает Маделиев. - Да, там находились сотрудники правоохранительных органов, но чуть более ста человек. И так как это касалось резонансного дела, подобные меры безопасности были оправданы... Если бы, не дай бог, что - нибудь случилось, то опять же во всех бедах обвинили власти. А вы в курсе, что там разбиты окна, сломана мебель? Насколько мне известно, в связи с этим возбуждены дела, идет следствие. В рамках которого не арестовываются, а допрашиваются лица, причастные к тем событиям".
Бермет Акаевой подобная позиция властей представляется "весьма странной": "Мне представляются нелепыми обвинения в организации беспорядков. Об этом говорят люди, которые допустили мародерства 24 марта, разграбление и поджоги магазинов, захват административных зданий, даже Верховного суда! Все помнят, как два месяца сидели вокруг Верховного суда женщины, их снимали на камеру, они, не стесняясь, высказывали свои нелепые требования - вот где воспрепятствование работе суда! И никто за это не наказан, а юридическая оценка событиям 24 марта не дана до сих пор. Такой избирательный подход к исполнению закона представляется мне, мягко говоря, весьма странным" ("Московский Комсомолец").
Впрочем, не только Бермет Акаева, но и сам "МК" отметил избирательность правосудия. На прошлой неделе стало известно, что американский военный Закари Хэтфилд, застреливший в конце 2006 года киргизского гражданина
"Бермет Акаеву засудить за разбитые окошки и поломанные скамейки куда проще, чем американского солдата - за умышленное убийство", - заявило издание и попыталось представить, как бы президент Киргизии
Между тем, Бакиев вручил очередные специальные звания министру внутренних дел
Еще одним событием политической жизни страны стал прошедший в селе Байтик (неподалеку от Бишкека) курултай. Инициатором собрания, по информации "Комсомольской правды", стал лидер "Объединенного фронта"
Особым шиком мероприятие не отличалось, курултай проходил прямо на улице, люди сидели на коробках из-под кофе. По наблюдениям "Вечернего Бишкека", "видные оппозиционные начальники не сидели на коробках из-под кофе Nescafe Classik, но восседали на белых пластмассовых, так называемых, кафешных стульях... А импровизированный президиум от солнца оберегал красочный тент... Из политиков присутствовали сам Феликс Кулов, депутат
Разошлись в оценках выступающих "Вечерка" и "Комсомольская правда в Кыргызстане".
"Вечерка": "Не всем дали слово. А большинство из тех, кому все же повезло, говорили неубедительно, порой отнимая у слушателей слишком много времени. Даже неоднократные призывы модератора соблюдать регламент не имели ни малейшего действия".
"Комсомолка": "Народные представители старались на этом собрании выступать по регламенту. Но страстные речи некоторых все же выходили за рамки отведенных семи минут".
По итогам курултая участники приняли обращение и резолюцию. В этих документах они, по информации "Вечернего Бишкека", потребовали осудить действия властей, предпринятые 19 апреля по разгону мирного митинга на центральной площади Ала-Тоо. "Обязать президента прекратить политические преследования представителей оппозиции. Признать Бектемира Акунова политическим узником и политической жертвой. В целях сохранения стабильности и единства народа требовать отставки кабинета министров во главе с Алмазбеком Атамбаевым. В течение месяца сформировать коалиционное правительство национального согласия. Рассмотреть итоги работы коалиционного правительства национального согласия в октябре сего года". В случае невыполнения своих требований, оппозиционеры оставили за собой право на "проведение бессрочных акций протеста, а также сбор 300 тысяч подписей, необходимых для принятия отставки президента" ("Комсомолка").
"Вечерний Бишкек" попросил прокомментировать итоги курултая старшего преподавателя кафедры политологии Киргизско-Российского Университета Марата Казакпаева. "Собрание в Байтике показало, что Объединенный фронт не извлек уроков из апрельских событий, не демонстрирует готовности к компромиссу. Таким образом, уйдя в ультрарадикальную оппозицию, "фронтовики" могут оказаться на обочине политического процесса. Во всем мире в разных странах существуют подобные радикальные организации, другое дело, насколько они популярны. В этом смысле много зависит от позиции самого Кулова, если он не выберется из этой ямы, в которую попал, по-прежнему будет гнуть свою линию, то у него и его Фронта нет перспективы. Теперь они хотят убрать правительство Атамбаева, показывая, что могут только критиковать, не предлагая своих альтернативных подходов к разрешению кризиса. Все это зрелой политикой уже не назовешь. Отсутствие позитивизма не гарантирует продвижения реформ".
Свою характеристику Феликсу Кулову дала "Московскому комсомольцу в Кыргызстане" и дочь экс-президента Киргизии Бермет Акаева. "У него есть одна особенность... он, как птица Феникс, всегда умудряется восставать из пепла. Вполне возможно, что апрельские митинги были не последним его "пришествием". У нас мало в стране настолько "раскрученных" фигур. Хотя время, конечно, уходит, появляются новые лица, новые лидеры, и чтобы добиться возврата даже на прежние позиции, надо очень много работать, предлагать грамотные стратегии развития страны".
Свое объяснение происходящим в стране событиям дал в интервью "Комсомолке" премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев. "Киргизская власть - это слабая власть. За последние 15 лет она потеряла доверие народа. И чтобы ей стать сильной, это доверие надо вернуть. Это очень трудная задача... Люди не доверяют власти, потому что все эти годы ее слова абсолютно расходились с ее же делами. Вот почему мы имеем дело с нескончаемыми митингами и пессимизмом населения - никто не верит в то, что власть в состоянии делать что-то хорошее для народа".