"Профашистские действия руководства Эстонии все-таки наблюдаются": Казахстан за неделю
Дело врачей: процесс о массовом заражении детей ВИЧ-инфекцией продолжается. Трагедия в Казаткоме: новая версия. Парламентская дипломатия. Казахстан в
События
СМИ обсуждают сообщение в The
"Время" цитирует документ Price Waterhouse Coopers, которую ENRC наняла для подготовки к листингу: "Ввиду нерешенных обвинений в отмывании денег, выдвинутых против нынешних управленцев, они, возможно, не смогут продолжать оставаться в составе руководства". Пресс-атташе ENRC Алексей Пан сообщил изданию, что "руководство компании пока никак не может прокомментировать эту информацию", но "в ближайшие дни будет готов официальный комментарий". Между тем, своей точкой зрения с газетой поделился сопредседатель партии "Настоящий "Ак жол"
"Деловая неделя" напоминает, что о планах выхода ENRC на IPO в Лондоне в конце 2007 года не раз заявлялось и руководителем группы
"ДН" также напоминает, что ENRC, "...объединившая активы предприятий горнодобывающей и металлургической промышленности, известных в Казахстане как предприятия Евразийской группы, была создана в декабре 2006 года". В частности, ENRC консолидировала активы компаний "Казхром", "Алюминий Казахстана", "Казахстанский электролизный завод", "Жайремский горно-обогатительный комбинат", "Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение", "Евроазиатская энергетическая корпорация", а также ENRC Logistics и ENRC Marketing & Sales. При этом, "... создание новой холдинговой структуры стало возможным благодаря недавним изменениям в корпоративном праве Республики Казахстан". Издание пишет: "В процессе масштабной реструктуризации корпоративной структуры, приведшей к изменению структуры собственности компании, основные акционеры передали в структуру ENRC пакеты акций предприятий, принадлежащих им на 100%, что отразилось на размере долей каждого из акционеров в новой холдинговой компании. На данный момент 75,2% доли в капитале ENRC принадлежит компании ENRC Kazakhstan Holding B.V. и 24,8% доли правительству Республики Казахстан". "ДН" тоже обращает внимание на недавнее заявление казахстанского правительства о намерении продать часть акций компании населению республики.
Эхо событий
О массовом конфликте в поселке Алма-атинской области по истечении сорока дней рассуждает "Караван". Трагические события в селе Казатком в марте этого года, по официальной версии, произошли на бытовой почве. "Якобы в селе Маловодное повздорили между собой
Также "Караван" информирует о ходе судебного процесса о массовом заражении детей ВИЧ-инфекцией в Шымкенте в Южно-Казахстанской области. Судебное заседание по этому делу идет с января 2007 года, обвинение предъявлено 21 человеку. "Двое из них - бухгалтер и курьер - арестованы, остальные находятся под подпиской о невыезде". За прошедшее время был проведен допрос всех подсудимых, потерпевших и частично - свидетелей. Как сообщает газета, на минувшей неделе опрос потерпевших был завершен - "осталось лишь трое свидетелей, кого-то из них не могут найти, кто-то отказывается прийти в суд". Суд заслушал показания свидетельницы - медсестры в реанимационном отделении областной детской больницы. "Она заявила, что никаких нарушений в ходе работы не допускалось, стерилизация инструментов проводилась по инструкции, кровь из центра крови доставлялась курьером. На вопрос стороны обвинения она ответила, что не знает, почему потерпевшие показывают, что они сами покупали и приносили кровь, а также платили по 200 тенге за переливание. Издание напоминает, что на сегодняшний день "в Южно-Казахстанской области выявлено 108 ВИЧ-положительных детей (восемь умерли, один усыновлен с выездом за рубеж) и 13 ВИЧ-положительных матерей".
В свою очередь "Литер" публикует интервью с министром здравоохранения
Внешние связи
Казахстанский парламент отреагировал на скандальные события в Эстонии. Мажилис и Сенат обратились с официальным обращением к властям Эстонии по поводу демонтажа памятника Воину-освободителю в Таллине. Казахстанские депутаты призвали власти страны относиться с уважением к истории.
Как рассказывает "Панорама", сразу обе палаты законодательного органа Казахстана направили свои обращения к парламенту Эстонии. "Парламентарии обеспокоены демонтажем памятника Воину-освободителю и перезахоронением останков советских солдат". Мажилисмены "...обратились к своим эстонским коллегам с просьбой "проявить благоразумие, благородство и уважение к памяти воинов, павших во время
"Республика" отмечает, что на традиционном пленарном заседании Мажилис наибольшее количество времени уделил только двум пунктам заседания: своим запросам и обращению к эстонскому парламенту. И если законопроекты мажилисмены одобряли почти без обсуждения, то на "внешнеполитический вопрос" они потратили почти полчаса. При этом, уточняет газета, двадцать строк обращения вызвали бурные споры в депутатских рядах. Так, Ерасыл Абылкасымов предложил "сделать текст более жестким, включив в него требование вернуть все на свои места". По выражению Абылкасымова, "дипломаты могут писать дипломатично", а депутаты "...не дипломаты" и потому "...должны... сказать более жестко". Амангельды Айталы, напротив, предложил коллегам вспомнить историю, а именно, что "Эстония трижды за два века колонизировалась Россией, а во время ВОВ у нее фактически не было выбора". Депутат-космонавт Тохтар Аубакиров напомнил, что "Эстония - государство независимое, и нужно уважать ее суверенитет", но, тем не менее, с необходимостью принятия обращения он согласился: "Мы обязаны высказать свое отношение к тому, что там происходит. Вдобавок ко всему, понимая, что каждое государство - это независимое государство. Но был факт гибели человека у этого памятника. Поэтому, если парламенты стран будут отмалчиваться, это будет в общем-то воспринято как поддержка тем профашистским действиям, которые все-таки наблюдаются со стороны руководства Эстонии".
"Российско-эстонский скандал не мог остаться незамеченным казахстанскими законодателями", - пишет "Новое поколение", рассказывая об обращении сенаторов к эстонским властям. При этом газета отмечает: "Тот факт, что на момент обращения памятник уже был демонтирован, мало смутил сенаторов. А попытки внести изменения в текст обращения были остановлены спикером палаты, заявившим, что "текст уже утвержден".
Свое мнение по поводу последних событий в Эстонии в "Экспресс-К" выразил главный раввин Республики Казахстан
Казахстан продолжает активные контакты с Европейским Союзом. На минувшей неделе министр иностранных дел республики выступил на специальном заседании постоянного совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
"Глава казахстанского внешнеполитического ведомства подчеркнул, что "Казахстан первым из новых независимых государств претендует на председательство в ОБСЕ, и положительный исход заявки подтвердит принцип справедливости и равенства всех ее государств-участников, укрепит авторитет организации на всем пространстве ее ответственности", - рассказывает "Капитал.kz" о выступлении М.Тажина в австрийской столице. В связи с этим, считают власти Казахстана, "предоставление одной из центральноазиатских стран поста председателя в ОБСЕ... будет мощным стимулом для политических элит, а также символом движения государств региона в сторону дальнейшей либерализации и открытости политических и экономических систем". Глава казахстанского МИДа также отметил, что "...с формальной точки зрения не существует абсолютно никаких правовых препятствий для того, чтобы Казахстан возглавил ОБСЕ".
В "Литере" пресс-секретарь МИД РК
"Панорама" также приводит цитаты из выступления министра. Тажиным были озвучены некоторые намерения относительно действий Казахстана в случае председательствования в ОБСЕ. Выражена готовность софинансировать внебюджетные проекты ОБСЕ, которые имеют большое значение для соседей Казахстана; уже заявлено о готовности оказать финансовую помощь Киргизии в размере 100 миллионов долларов. Глава внешнеполитического ведомства РК считает, что вопрос о председательстве Казахстана в 2009 году "...станет "историческим испытанием на зрелость" и для государств-участников, и для самой организации". В то же время "возможный отказ в удовлетворении заявки официальная Астана может расценить как "выражение неуважения и недоверия к десяткам стран ОБСЕ, которые нас поддерживают, и чьим коллективным кандидатом мы являемся". Г-н Тажин процитировал Монтескье: "Несправедливость по отношению к одному представляет угрозу для всех". По мнению главного казахстанского дипломата, "демонстрация подобного неравноправия, проявление элитарности и пренебрежение мнением большой группы стран" является "попранием демократических принципов" и будут означать "системную дезорганизацию ОБСЕ".
В рамках визита в Вену Марат Тажин также встретился с генеральным секретарем ОБСЕ Марком де Бришамбо и федеральным министром иностранных дел Австрии Урсулой Плассник, "...с которыми обсудил вопросы взаимодействия Казахстана с организацией, а с австрийским коллегой Урсулой Плассник - пути расширения взаимовыгодного сотрудничества и перспективные направления развития взаимоотношений двух стран", дополняет "Капитал.kz". "Австрийская сторона выразила заинтересованность в интенсификации контактов". Кроме того, Австрия "...приняла принципиальное решение об открытии своего посольства в РК, которое станет первым посольством этой страны в регионе". Не остались без внимания и вопросы энергетического партнерства, ведь, несмотря на расстояния, 20% импортируемых энергоресурсов для Австрии приходится на долю Казахстана, отмечает издание.
Тем временем в ходе визита президента ПАСЕ Горана Леннмаркера в Казахстан он высказался в пользу председательства Казахстана в ОБСЕ. "По сути, визит носил ознакомительный характер, - рассказывает "Панорама". - Г-н Леннмаркер прибыл сюда впервые и с живейшим интересом знакомился с представителями власти, осматривал достопримечательности той страны, где в июле 2008 года пройдет 17-я ежегодная сессия ПА ОБСЕ". Во время визита гость встретился с коллегами из казахстанского парламента - спикером сената
Кроме того, в столице Казахстана состоялось седьмое заседание Комитета парламентского сотрудничества "Республика Казахстан - Европейский союз". Как сообщают "Известия-Казахстан", основные темы касались энергетического диалога, перспектив торгово-экономического сотрудничества, в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью и наркоторговлей. Казахстанскую сторону представлял вице-спикер мажилиса Сергей Дьяченко, европейскую - член Альянса либералов и демократов в поддержку Европы Она Юкневичене из Литвы. Как отмечает издание, "поскольку с руководством внешнего европейского парламента казахстанские депутаты еще не встречались - оно было избрано лишь в начале этого года, поэтому определение общих позиций по широкому кругу вопросов было очень важно".
"Экспресс-К" рассказывает, что в ходе встречи глава делегации Европарламента Юкневичене "...попыталась доказать казахстанской стороне, что нефть играет не главную роль в партнерских отношениях". Однако "быть убедительной гостье помешало чрезвычайное внимание к энергетической политике республики". Издание приводит краткое содержание доклада представителя европейской стороны Валдиса Домбровскиса, который "...сообщил, что Казахстану... важно иметь и постоянный спрос на ресурсы, так что Евросоюз готов давать постоянно обновляемую информацию о своей стратегии в области энергетики, для того чтобы сотрудничество действительно было эффективным". Опять же Европа, по словам Домбровскиса, собирается снижать свою зависимость от нефти и к 2020 году намерена получать около 20 процентов энергии из возобновляемых источников. Г-жа Юкневичене, "признав важность энергетического диалога", тем не менее заявила: "Может быть, это мое личное мнение: мы не должны создавать впечатление, что нас интересует в первую очередь энергия! У нас тоже есть кое-что, что мы можем предложить: помочь странам Центральной Азии сотрудничать на очень высоком уровне. Было бы несправедливо фокусировать все внимание на одном вопросе!". В качестве альтернативы Юкневичене предложила обратить внимание на борьбу с терроризмом и контрабандой наркотиков... "Впрочем, сразу после этих слов гостья сфокусировала внимание на цитате, которой ее сильно заинтересовал Ержан Рахметов (депутат мажилиса). Она попросила разъяснить слова о свободе Казахстана в выборе стран-партнеров". В ответ вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Болат Акчулаков пояснил, что Казахстан не отказывается от взятых на себя обязательств по поставке энергоресурсов на территорию стран, с которыми имеет хорошие отношения, но тем не менее один из приоритетов, обозначенных президентом, - развитие обрабатывающей промышленности на территории Казахстана. И в первую очередь нефтехимии. Инвесторы в этом секторе будут пользоваться полной поддержкой Республики Казахстан, сказал он.
По информации "Казахстанской правды", стороны одобрили протокол предыдущего заседания, состоявшегося в мае прошлого года в Брюсселе. "Состоялся обмен мнениями по реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС с момента проведения шестого заседания комитета. По мнению главы представительства Европейской комиссии
В начале недели в Астане был заключен ряд соглашений в области атомной энергетики. По данным "Панорамы", были подписаны 14 соглашений о сотрудничестве в области атомной энергетики между правительствами Казахстана и Японии, НАК "Казатомпром" и рядом ведущих японских компаний. Премьер-министр РК
Правительство
В правительстве обсуждались перспективы и цели транспортной стратегии. О предполагаемых изменениях стало известно из доклада руководства министерства транспорта и коммуникаций (МТК) "О роли транспортной отрасли в модернизации экономики".
"Казахстанская правда" предлагает подробности выступления главы МТК
В прошлом году, сообщает "Капитал.kz", по подсчетам министра, на долю транзитных перевозок железнодорожным транспортом приходилось всего лишь 4,2% от общего объема грузов. Это 500 млн долларов США, или 0,6% ВВП страны. В целом же доля транспорта в ВВП республики составляет 9,0%. В то же время доходы транспортных компаний Казахстана от транзита за последние годы существенно не изменились. Если товарооборот между Европой и Азией составляет 700 млрд долларов в год, а доход от транзита - 40 - 50 млрд, доля Казахстана здесь ничтожно мала - всего 1% от общего рынка транзитных перевозок между Европой и Азией". Для решения задачи был предложен "прорывной проект" - "...новый транспортный коридор "Западная Европа - Западный Китай" с протяженностью участков, подлежащих реконструкции, - 2 309 километров и стоимостью - 2,3 млрд долларов. Реализация проекта позволит переориентировать часть китайских товаров с морского транспорта на автомобильный: 11 дней автотранспортных перевозок против 45 дней морем".
"Другой прорывный проект отрасли - создание высокоэффективной сети транспортно-логистических центров, - пишет "Казправда". - Первый руководитель МТК охарактеризовал сегодняшнее развитие рынка этого вида услуг как недостаточное и сообщил, что в ближайшие пять - десять лет по всей республике будет построено не менее пяти крупных и пятнадцати средних ТЛЦ класса "А". Что касается реструктуризации на железнодорожном транспорте, "...Минтранском планирует устранить аффилиированность вновь образованных акционерных обществ с перевозчиком - НК "Казахстан темир жолы". А с помощью правительства будут решены и проблемы гражданской авиации, как то низкие темпы замены устаревшего парка воздушных судов, нарушение сроков при реализации программы реконструкции региональных аэропортов и их недостаточное обеспечение топливом по приемлемой цене". Резюмируя проблемы и задачи, руководитель Минтранскома сообщил: "Для комплексного развития транспортной отрасли и дальнейшей модернизации экономики необходимо обеспечить опережающее развитие инфраструктуры, логистики, обновление основных фондов и подвижного состава, совершенствование тарифной политики. В целом к 2015 году в республике будет построено около 1 600 километров новых и электрифицировано 2 700 километров существующих железнодорожных участков, построено и отремонтировано порядка 50 тысяч километров автодорог. Грузооборот вырастет в два раза, пассажирооборот - в полтора, объемы транзита - в 3,4, а доходы от него - в три". По оценке премьер-министра Масимова, озвученные планы реальны.
"Экспресс-К", оценивая доклад министра транспорта и коммуникаций, пишет: "Информация казалась исчерпывающей, но когда премьер-министр Карим Масимов спросил, есть ли вопросы к докладчику, выяснилось, что есть". И, как отмечает издание, выяснилось, что "...почти по всем дорожным проблемам, о которых говорил министр, найдены решения, а в отдельных случаях они уже претворяются в жизнь". Относительно возникших вопросов, выступивший следом за министром вице-министр транспорта и коммуникаций Женис Касымбек "...неожиданно для многих сообщил о переходе на автомобильный стандарт Евро-2"... Этот шаг предполагает две вещи: ограничение или запрет на ввоз в республику подержанных машин и переоборудование заводов, производящих топливо. Причем назвал конкретную дату - 1 января 2008 года". В свою очередь премьер-министр переспросил, реально ли это сделать в названный срок. В ответе вице-министр "...сослался на опыт России и на технический регламент, разработанный Минтранскомом, который сейчас рассматривается в ряде ведомств... Министр индустрии и торговли Галым Оразбаков, с одной стороны, согласился, что теоретически введение Евро-2 со следующего года возможно, но с другой, напомнил, что практически к этому не готовы ни нефтеперерабатывающие заводы, ни таможенники. А вот министр охраны окружающей среды
"Новое поколение" акцентирует внимание на проблемах гражданской авиации, которая "...всегда была объектом пристального внимания властей": "не раз говорилось и о недолжном уровне обслуживания на отечественных бортах, и о неконкурентоспособности отрасли в целом". Судя по отчету вице-министра транспорта и коммуникаций Азата Бектурова, перед отраслью стоит ряд крупных проблем. "В первую очередь - старение авиапарка при низких темпах замены воздушных судов. Ежегодно списывается и снимается с реестра до 50 самолетов, реальное пополнение составляет не более 10 воздушных судов в год. Наиболее часто рапортующая о покупке новых самолетов авиакомпания "Эйр Астана" в реальности берет их в лизинг". Теперь правительство обратило более пристальное внимание на парк национального перевозчика. Глава нацхолдинга "Самрук" Сауат Мынбаев доложил, что "на сегодня иностранная сторона против приобретения новых судов". В то время как казахстанская сторона выступает "за". "Негоже национальной авиакомпании не иметь в своем парке в собственности самолеты", - резюмировал премьер Масимов и дал поручение "Самруку", Минтранскому и Минэкономики вместе заняться этим вопросом". Острый дефицит специалистов, а потребность в пилотах в ближайшие годы составит не менее 30 человек ежегодно, в связи с чем "...Минтранском предлагает рассмотреть вопрос открытия на базе Актюбинского военного авиационного института факультета подготовки гражданских специалистов для ежегодной подготовки 30 пилотов и 30 инженеров с высшим образованием и имеющих сертификаты европейского стандарта (JAR) для гражданской авиации".
Был затронут также вопрос стоимости топлива. Как информирует "НП", себестоимость казахстанского авиакеросина составляет порядка 630 долларов за тонну. При этом стоимость топлива в аэропортах разнится от 747 до 900 долларов (Астана - 853 доллара, Алма-ата - 802, Атырау - 801, Уральск - 735, Жезказган - 900, Тараз - 797). Из стран СНГ столь же высокие расценки на авиатопливо наблюдаются лишь в Баку - 865 долларов. В Бишкеке цена авиакеросина не превышает 715, Уфе - 678, Гомеле - 600. В столице Туркмении цена тонны топлива составляет около 500 долларов. Что касается дальнего зарубежья, то здесь средняя цена порядка 680 долларов за тонну: Шарм-ль-Шейх - 781, Пекин - 730, Анкара - 670, Тель-Авив - 670, Рига - 661 доллар за тонну. В минтранскоме подтверждают, что на сегодняшний день казахстанские аэропорты по-прежнему остаются в зависимости от поставок авиатоплива из России, что составляет более 60 процентов от потребляемого объема. "В случае принятия российской стороной ограничений на экспорт авиакеросина в Казахстан под угрозой реализации будет не только эта программа, но и в целом существующий объем авиаперевозок. Не решив кардинально вопрос обеспечения авиационным топливом, мы не сможем решить проблему создания сильных хабов и увеличения транзита", - заявил Бектуров. В Казахстане авиакеросин тоже производится. Однако пока не в требуемых объемах. По данным Минтранскома, в прошлом году отечественные нефтепереработчики обеспечили выпуск авиатоплива в объеме 270 тысяч тонн. Еще 130 тысяч были закуплены в России. В 2007 году три казахстанских нефтеперерабатывающих завода могут выпустить порядка 500 тысяч тонн авиакеросина. Так, в нынешнем году ожидается выпуск 433 тысяч тонн. Казалось бы, требуемый объем закрывается, но... российский авиакеросин оказывается дешевле, чем казахстанский". В связи с этой проблемой, казахстанское правительство ожидает, что к 2010 году все три нефтеперерабатывающих завода выйдут на проектную мощность. К этому времени Казахстан сможет производить порядка 770 тысяч тонн авиакеросина, полностью покрывая собственные потребности. Однако, отмечает газета, уже сегодня в некоторых авиакомпаниях говорят о том, что даже такое количество авиатоплива не будет стимулировать снижение цен на авиабилеты. "Ведь ценовая политика на авиакеросин проводится самими аэропортами. Например, стоимость тонны авиакеросина в аэропортах Москвы порядка 800 долларов. Однако почему-то стоимость авиабилетов из Москвы в страны дальнего зарубежья на порядок дешевле, чем из казахстанских аэропортов".