О предстоящих 12 мая в Армении парламентских выборах и об особенностях наблюдательской миссии Межпараламентской Ассамблеи СНГ корреспондент ИА REGNUM беседует с генеральным секретарем Совета МПА СНГ Михаилом Кротовым.

ИА REGNUM: Михаил Иосифович, впервые за свою историю МПА СНГ организовала долгосрочную миссию наблюдения за выборами. Она проводится на парламентских выборах в Армении. В чем необходимость подобного решения и будет ли в дальнейшем МПА СНГ применять данную практику?

Межпарламентская Ассамблея СНГ осуществляет наблюдение за выборами парламентов и глав государств стран Содружества с марта 1994 года и имеет достаточно большой опыт мониторинга избирательных процессов, в том числе и в Республике Армения. Особенностью наблюдения за выборами в Национальное собрание Республики Армения в 2007 году является активное участие в составе миссии МПА СНГ созданного при этой организации Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ. Институт, учрежденный на заседании Совета МПА СНГ в Киеве 10 февраля 2006 года, призван вооружить парламентариев стран Содружества всесторонней объективной информацией о всех этапах избирательного процесса по выборам в Национальное собрание Республики Армения. В этих целях 1 марта 2007 года (на 20 дней раньше БДИПЧ ОБСЕ) в Ереване был открыт информационно-консультационный центр Института, а в каждой области республики экспертами Института стал проводиться мониторинг подготовки к выборам. 30 участников долгосрочного наблюдения, работающих по методикам Института, предоставляют руководителю миссии наблюдателей Межпарламентской Ассамблеи СНГ, заместителю председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Александру Торшину промежуточные еженедельные и месячные отчеты, на основании которых формируется предварительная политическая оценка хода избирательной кампании. Эти документы мы также направляем нашим партнерам из Исполкома СНГ. Таким образом, в рамках миссии наблюдателей МПА СНГ взаимодействуют эксперты - профессионально подготовленные технические наблюдатели и парламентарии-политики. Очевидно, что парламентарии МПА СНГ не могли в течение 2-3 месяцев находиться в Армении - они осуществляли контрольные поездки и будут участвовать в наблюдении в течение недели до, во время и после выборов. Благодаря Институту наблюдение за выборами становится непрерывным и выходит на более качественный уровень.

Опыт, полученный в Армении, будет использован во время выборов в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации. Однако мы думаем идти дальше и организовать в странах СНГ постоянное наблюдение за демократическими процессами, а не только в канун выборов. В этих целях планируется создать сеть филиалов Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств - участников МПА СНГ в заинтересованных странах Содружества.

ИА REGNUM: Каковы первоначальные выводы миссии в Армении? Как проходит избирательная кампания?

В целом подготовка к выборам в Национальное собрание Республики Армения проходит спокойно и в рамках действующего законодательства. Все международные миссии, включая нашу, отмечают существенный прогресс на пути демократизации избирательного законодательства и практики его применения по сравнению с предыдущими выборами в Армении. Законодательные и исполнительные органы прислушались к рекомендациям международных наблюдателей и стремятся совершенствовать избирательный процесс. Так, из 16 замечаний, предъявленных после выборов 2003 года, полностью или частично учтены 13, остальные же в принципе невозможно учесть (например, требование зафиксировать в законе место проживания избирателя, которое не выполняет ни одна страна мира). Конечно, наша миссия выявила и некоторые недостатки и нарушения, с которыми ознакомила официальных лиц Республики Армения.

Чтобы сделать наши выводы максимально доступными, а деятельность миссии максимально прозрачной, мы решили опубликовать отчеты группы долгосрочных наблюдателей МПА СНГ, и в ближайшее время все желающие смогут ознакомиться с ними на сайте Межпарламентской Ассамблеи СНГ.

ИА REGNUM: Практика выборов на постсоветском пространстве показала, что зачастую итоговые оценки наблюдателей СНГ расходятся с оценками европейских структур, в частности ОБСЕ. В чем кроется причина разночтений? Стандарты демократии в СНГ отличаются от европейского аналога?

Итоговые оценки выборов Межпарламентской Ассамблеей СНГ, действительно, иногда существенно отличаются от оценок БДИПЧ ОБСЕ, а иногда - совпадают, как это было, например, при оценке выборов в Верховную раду Украины и парламент Сербии. Одна из причин расхождений, на наш взгляд, заключается в том, что от имени европейских структур оценку итогов выборов дает один чиновник - сотрудник БДИПЧ ОБСЕ, то есть зависимый от работодателя человек. С нашей стороны оценку, причем коллективную, дают независимые парламентарии, представляющие разные страны Содружества. Так, в 2005 году объединенную европейскую миссию возглавлял представитель БДИПЧ ОБСЕ Г. Аренс. С его оценкой выборов в некоторых странах, весьма субъективной, в конечном счете не согласилось даже руководство Европейского союза, ОБСЕ и Совета Европы. Тем не менее, приобретя репутацию политически ангажированного дипломата, Г. Аренс снова возглавил миссию европейских наблюдателей на выборах президента Республики Беларусь в 2006 году. Нашу позицию, заключающуюся в том, что наиболее объективный мониторинг демократических процессов возможен лишь при ведущей роли парламентариев, а не чиновников, сегодня разделяют и в Парламентской Ассамблее ОБСЕ. Последняя, учитывая наш опыт, направила в 2006 году на выборы президента Республики Таджикистан независимую от БДИПЧ ОБСЕ миссию наблюдателей. Заключения МПА СНГ и ПА ОБСЕ по итогам этих выборов во многом совпали. На нынешние выборы в Национальное собрание Республики Армения ПА ОБСЕ также направит свою миссию наблюдателей.

Другая причина расхождения в оценках выборов - это "двойные стандарты". К странам СНГ представителями Запада предъявляются завышенные требования, которые сами западные страны не выполняют. Так, в Голландии практикуется голосование по доверенности, в Великобритании - по почте, в Эстонии, где значительная часть населения вообще лишена избирательных прав, - по интернету, во многих странах Запада законодательство даже не предусматривает возможности международного наблюдения и т. д. Двойной подход при оценке избирательной кампании обусловлен не только ангажированностью политических наблюдателей, но и отсутствием европейской Конвенции об избирательных стандартах. БДИПЧ ОБСЕ довольствуется положениями, закрепленными в Копенгагенской декларации 1990 года, где демократические избирательные стандарты лишь перечисляются без подробного раскрытия их содержания. Отсутствие четких развернутых определений дает возможность субъективно интерпретировать такие демократические принципы, как периодичность выборов, их обязательность, подлинность, свобода и т. д.

Истинное отношение стран Запада к демократическим избирательным стандартам проявилось в том, что они отказались принять европейскую Конвенцию об избирательных стандартах, внесенную в Совет Европы в прошлом году. Между тем 7 стран СНГ (среди них и Республика Армения) аналогичную Конвенцию ("О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ") подписали и выполняют. Эта Конвенция, в которой подробно раскрыто содержание демократических понятий, представляет собой мощный правовой инструмент, обеспечивающий объективность оценки выборов со стороны наблюдателей.

ИА REGNUM: Власти Армении уже заявили, что после парламентских выборов в стране будут выступления отдельных политических сил с заявлениями о том, что выборы прошли с нарушениями. Насколько серьезно вы отнесетесь к этим заявлениям и будут ли они учтены в ходе подготовки вашего доклада?

Возможность критических оценок итогов выборов нельзя исключать хотя бы потому, что во всех странах мира, а не только в Армении, участники избирательных кампаний традиционно делают заведомо завышенные прогнозы голосов в свою пользу. Это является, с одной стороны, формой агитации, с другой стороны, - поводом оспорить результаты выборов. Если сложить голоса, которые все партии и блоки намерены собрать на выборах, то итоговая цифра намного превысит число проживающих в Республике Армения.

ИА REGNUM: Предвыборная агитация в Армении проходит пока достаточно спокойно, чем, по вашему мнению, это обусловлено?

Достаточно спокойный характер предвыборной борьбы обусловлен темпами социально-экономического развития Республики Армения - одними из самых высоких в мире за последние 6 лет, реальным совершенствованием избирательного законодательства, намного лучшей, чем в 2003 году, организацией выборов и многообразием оппозиционных партий и блоков.

ИА REGNUM: Насколько, по вашему мнению, беспристрастны международные наблюдательские миссии в Армении и не будут ли они преследовать свои политические выгоды при составлении отчета по выборам?

Я уже отмечал разные подходы БДИПЧ ОБСЕ к оценке выборов в различных странах. Надеюсь, что в ходе выборов в Национальное собрание Республики Армения это Бюро наконец отойдет от практики "двойных стандартов". Что касается миссии МПА СНГ, то ее оценки, вне сомнений, будут объективными по ряду оснований. Так, заключение будут делать независимые парламентарии из разных стран СНГ.

ИА REGNUM: Кстати, будут ли среди них представители парламентов Грузии и Украины?

Конечно, в миссии наблюдателей будут участвовать депутаты парламента Грузии и Верховной рады Украины. При этом наши выводы будут базироваться на огромном фактическом материале, собранном в ходе избирательной кампании Международным институтом демократии МПА СНГ. Парламентарии - члены миссии МПА СНГ как никто другой заинтересованы в укреплении и развитии демократии в Республике Армения, потому что это непосредственно скажется на развитии парламентаризма во всех странах Содружества.